Биографии отдельных художников 18-19 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 17:40, реферат

Описание работы

Биографии отдельных художников 18-19 вв.: Боровиковский Владимир., Дмитрий Левицкий, МАТВЕЕВ Андрей
и т.д..

Файлы: 1 файл

Реферат по истории искусств.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Боровиковский Владимир.

(1757 – 1825) 

Один из талантливых  и своеобразных художников конца XVIII - начала XIX века.  

Родился на Украине, в Миргороде в семье казака Луки Боровика (Лукьяна Боровиковского). Почти все члены семьи и  родственники Боровиковского служили в Миргородском полку. Следуя семейной традиции, Владимир Лукич был также определен на военную службу, но в чине поручика вышел в отставку и целиком посвятил себя искусству.  

Первые навыки в живописи будущий художник получил  в семье. Его отец, дядя, братья, неся исправно полковую службу, в свободное время занимались иконописью. 

Важную роль в изменении судьбы Боровиковского сыграло путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. 

Известный поэт XVIII века В. В. Капнист, в то время  предводитель дворянства Киевской губернии, привлек художника к оформлению одного из помещений, в которой должна была остановиться Екатерина II. Две большие аллегорические картины Боровиковского понравились императрице и в 1788 Боровиковский был приглашен в Петербург.  

Через несколько лет он стал одним из известнейших художников-портретистов. В 1795 Боровиковский стал академиком, в 1802 получил почетное звание советника Академии художеств. Ему позировали вельможи, генералы, отцы церкви. Он "удостаивался чести" писать с натуры Екатерину II. Но ни деньги, ни слава не меняли художника. Боровиковский вел одинокую, замкнутую жизнь, всецело поглощенный искусством. О себе писал: "Я занят трудами моими непрерывно. Мне потерять час превеликую в моих обязанностях произведет расстройку". Великолепно владевший живописной техникой и безукоризненным композиционным мастерством, он сумел достичь тончайшей гармонии в изображении внешнего облика и внутреннего мира людей. 

По приезде  в Петербург Боровиковский сблизился  с Д. Г. Левицким и, возможно, учился у него. С 1792 года в течение нескольких лет он занимался у И. Б. Лампи, который, уезжая из России, передал ему свою мастерскую. Здесь Боровиковский жил и работал до конца своих дней. 3а тридцать восемь лет упорной работы в Петербурге художник создал сотни произведений. От своих учителей живописец взял блеск техники, легкость и прозрачность письма, мастерство композиционных приемов. Внимание художника было обращено на характеристику внутреннего мира человека, его неповторимую индивидуальность. 

Поза, движения рук, пейзаж были своеобразным обрамлением, в которой выступало лицо модели. Он выработал особую манеру письма: мягкие переливы тонов, перламутровость и гладкость, "фарфоровость" живописной поверхности соединились у мастера с четкостью рисунка и классической строгостью линий. 

В конце XVIII века особенно широко распространилось искусство  миниатюрного портрета - жанра, соединяющего лиризм и особую интимность (миниатюрные  портреты заказывались в память о  близких и дорогих людях) с  задачами декоративными. Боровиковский работал в этом жанре в разные периоды деятельности, но более всего в ранние годы.  

То особое содержание, которое чаще всего воплощалось  в искусстве Боровиковского, влекло его к разработке новых, более  разнообразных форм портрета. Он обращался к парным изображениям, проявлял склонность к небольшим, камерным портретам. 

Таковы работы 1794 года "Лизанька и Дашенька" и "Торжковская крестьянка Христинья". Все трое - крепостные Н. А. Львова. В  этих портретах, несомненно, проявляются  идиллические ноты, которые "звучат" в портрете Е. Н. Арсеньевой (1790-е) и в известном портрете "Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке" (1790-е). 

Одним из наиболее зрелых лирических произведений художника  был портрет М. И. Лопухиной (1797).  

Иную грань, не менее типичную для эпохи, раскрывают мужские портреты Боровиковского. Серьезен и несколько угрюм Д. П. Трощинский, статс-секретарь Екатерины II (1790-е). Он привлек художника незаурядным умом и способностями. Мужественным, овеянным славой суворовских походов изобразил живописец Ф. А. Боровского (1799). Его суровое энергичное лицо передано с большим реалистическим мастерством. 

Особое место  в русском искусстве XVIII века и  в творчестве Боровиковского составляют парадные портреты. Своеобразием русского парадного портрета (и в творчестве Левицкого и Боровиковского), призванного прославлять прежде всего положение человека в сословном обществе, было стремление к раскрытию внутреннего мира человека. Таковы портрет персидского принца Муртазы-Кули-Хана (1796) и "бриллиантового" князя, вице-канцлера А. Б. Куракина (1801), прозванного за спесь и любовь к роскоши "павлином", и известный портрет "в далматике и порфире" императора Павла I (1800), заказанный для конференц-зала Академии художеств. 

Исполнение заказных парадных портретов свидетельствует о широте творческих возможностей Боровиковского, которому были доступны не только лирические и интимные портреты, но и произведения монументального плана. 

В 1800-х годах  Боровиковский участвовал в украшении  строившегося Казанского собора; художник выполнил десять икон. 

Боровиковский был обаятельным человеком, отличался  мягким характером. Ученики жили в  доме Боровиковского как родные. Среди  них художник особенно выделял А. Г. Венецианова. Родственники постоянно  прибегали к помощи Боровиковского. Он примирял их в ссорах, поддерживал морально и материально. 

Боровиковский умер на шестьдесят восьмом году жизни. Он просил похоронить себя без "излишних церемоний". Его любимый ученик А. Г. Венецианов писал в письме к  другу: "Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил дни свои, перестал украшать Россию своими произведениями и терзать завистников... Я буду писать его биографию". 

Много десятилетий  прошло, прежде чем появился широкий  общественный интерес к этому  большому художнику. Этому во многом способствовала выставка 1905 года, где было показано более ста портретов Боровиковского. Его работы, разбросанные по дворянским усадьбам и частным собраниям, только после 1917 года влились в музеи и сейчас с достаточной полнотой представляют творческое наследие этого выдающегося мастера. 

Дмитрий Левицкий 

Д. Г. Левицкий принадлежал  к старинному украинскому роду. Отец художника был потомственным  священником и одновременно занимался  гравюрой. Именно отец стал первым учителем будущего художника. Позднее, когда в Киеве появился А. П. Антропов, приехавший из Петербурга для росписи только что построенного архитектором Ф.-Б. Растрелли Андреевского собора, Левицкий поступил к нему в ученики.  

Занятия, а впоследствии и совместная работа с Антроповым продолжались более десяти лет. После окончания росписи собора Левицкий вместе с учителем отправился в Петербург (1758), а позднее и в Москву (1762), где выполнял росписи Триумфальных ворот, построенных по случаю коронации Екатерины II.  

Известность пришла к художнику в 1770 г., когда на выставке в Петербургской АХ публика увидела 6 первоклассных портретов его кисти. Среди них особое внимание привлекал парадный портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (1769), автора проекта здания АХ и ее первого директора.  

За этот портрет  Левицкий был удостоен звания академика  живописи.  

Тогда же ему  предложили возглавить портретный класс  АХ, руководителем которого он оставался  до 1788 г. Созданная художником галерея  портретов современников принесла ему заслуженную известность. Появились солидные заказы. Одним из них был заказанный И. И. Бецким портрет П. А. Демидова (1773). Портрет свидетельствует о высоком мастерстве художника, его умении за внешним, напускным увидеть черты глубокой человечности.  

В 1773-77 гг. Левицкий был занят выполнением заказа императрицы Екатерины II, которая поручила ему написать семь портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. Эта портретная галерея объединена общим замыслом: художник представил смолянок танцующими или разыгрывающими театральные сценки. Изображения даны на фоне пейзажей или драпировок, так что каждое из них воспринимается как своеобразная сюжетная картина.  

В портрете Е. И. Нелидовой (1773), представленной танцующей, изящество движений раскрывается в  грациозном повороте фигуры, а непосредственность и обаяние выражены в задорном блеске карих миндалевидных глаз и лукавой улыбке.  

Кроме однофигурных портретов смолянок - Г. И. Алымовой, играющей на арфе (1776), Е. И. Молчановой, сидящей у столика с физическими  приборами (1776), А. П. Лев-шиной (1775) и Н. С. Борщовой (1776), показанных танцующими, - Левицкий создал и парные портреты Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой (1772?), Е. Н. Хованской и Е. Н. Хрущовой (1773). Особенно удачен последний портрет, изображающий девочек-подростков, разыгрывающих сцену из комической оперы "Капризы любви, или Нинетта при дворе". Шаловливая десятилетняя Хрущева, исполняющая мужскую роль, и застенчивая Хованская, робко взирающая на своего "кавалера", увидены Левицким во всей непосредственности, проглядывающей сквозь заученные театральные жесты. Единство композиционных приемов, ритмичность движений и тонкое колористическое решение объединяют эту оригинальную портретную сюиту.  

Среди официальных  парадных портретов, созданных художником, особое место занимает картина "Екатерина II - законодательница в храме богини Правосудия" (1783). В нем в аллегорической форме выражено представление русских просветителей об идеальном монархе. Екатерина II изображена в горностаевой мантии, на фоне колонн и драпировок, возжигающей фимиам из маков перед статуей богини Правосудия. За балюстрадой - морской пейзаж с кораблями, напоминающий о победах русского флота на Черном море; у ног императрицы - орел с лавровой ветвью в клюве, сидящий на огромных фолиантах Свода законов, как бы утверждает роль Екатерины II - законодательницы.  

Подобная концепция  образа отвечала требованиям классицизма - стиля, господствовавшего в литературе и искусстве конца XVIII в. Его идеалы определяли и характер так называемого  львовско-державинского кружка, к которому был близок Левицкий. Передовые мыслители и литераторы Н. А. Львов, Г. Р. Державин, В. В. Капнист оказали на художника большое влияние. В этот период Левицким созданы портреты философа Д. Дидро (1773), находящийся теперь с Женеве, и писателя А. В. Храповицкого (1781).  

Мастерски написан  портрет Н. А. Львова (конец 1770-х), в  личности которого воплотились лучшие черты человека эпохи Просвещения: возвышенный ум, талант, чистота  и благородство помыслов. Шедевром Левицкого стал портрет будущей жены Н. А. Львова, дочери обер-прокурора Сената М. А. Дьяковой (1778), блиставшей красотой, обаянием, образованностью. Недаром на обороте холста написаны поэтические строки: "В ней больше очарования, чем смогла передать кисть. И в сердце больше добродетели, чем красоты в лице".  

Последний период жизни Левицкого был горек. В  результате натянутых отношений  с Советом АХ ему пришлось покинуть ее стены, оставить преподавание. Уменьшилось  и число заказов. Болезни, бедность и, наконец, слепота привели его к могиле. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МАТВЕЕВ Андрей 
 

Не позднее 1702, ? - 1739, Петербург Судьба А. Матвеева чудесна и трагична одновременно, как судьба многих людей петровского  времени. Талантливый мальчик недворянского  происхождения (даже отчество Матвеева точно не известно) замечен Петром I (о чем сохранились сведения самые легендарные) и в 1716 г. отправлен им учиться за границу. Одиннадцать лет проводит Матвеев в Голландии и Фландрии. Первым из русских живописцев он получает полноценное и исключительно западноевропейское художественное образование. Вернувшись в Россию уже после смерти своих царственных покровителей - Петра I и Екатерины, - Матвеев, благодаря мастерству и таланту, занимает ведущее положение среди русских художников, становится первым не иностранцем, возглавившим "живописную команду" Канцелярии от строений в Петербурге (в ее ведении находились практически все сколь-либо значимые живописные работы), сотрудничает с ведущими архитекторами - Д. Трезини и М. Г. Земцовым. И... буквально раздавленный грузом бесчисленных заказов, дел и забот, зачастую совершенно недостойных его таланта , умирает, не дожив до сорока лет. Печально характерна для той эпохи и судьба художественного наследия Матвеева: многое утрачено, многое дошло до нас в очень плохом состоянии. В историю русского искусства Матвеев (при жизни славившийся прежде всего как мастер монументально-декоративных работ) вошел как автор нескольких прекрасных портретов, написанных по всем правилам западноевропейских канонов и вместе с тем очень реалистичных. Само противоречивое время предстает перед нами в персонажах этих произведений. И на всем отпечаток чрезвычайно привлекательной личности художника - человека умного, очень мягкого и доброжелательного. В 1728 г. написан портрет А. П. Голицыной, при Петре I "князь-игуменьи" "всесвятейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы" и шутихи при Екатерине I, "бабы пьяной и глупой". Обида и недоумение навсегда застыли на лице этой пожилой и несчастной женщины, живой игрушки в грубых забавах двора. Совсем иной тип человека, внутренне близкий художнику, запечатлен на портрете И. А. Ацаретти (1728-32?), итальянского врача, для которого Россия стала второй родиной. Умное, доброе, исполненное истинного достоинства лицо. Легкая, свободная и изысканная живопись. В 1729 г. Матвеев женился, и этому событию русское искусство обязано появлением уникального для XVIII в. произведения - "Автопортрета с женой". Воспоминания о подобных портретах Рембрандта и Рубенса, несомненно, вдохновляли Матвеева. Это первый в русском искусстве парный портрет и автопортрет. Впервые русский художник решается привлечь внимание к своей персоне и столь открыто заявить о своих чувствах. Впервые предметом изображения становятся нежно-любовные отношения между супругами. Наивно-трогательная гордость за себя, свою юную супругу, за свое искусство, за саму возможность так писать пронизывает это творение художника. В Петровской эпохе было немало- дурного и страшного, этот портрет - символ всего доброго, что она принесла с собой. Сегодня Матвееву со значительным основанием приписывают ряд крупных работ: плафон Сенатского (ныне Петровского) зала в здании Двенадцати коллегий, религиозные композиции "Моление о чаше", "Сретение", "Благовещение", "Рождество Христово" и некоторые др. Художник свободно владел принципами создания композиций в барочном духе. В его картинах нет виртуозной легкости и блеска ведущих западноевропейских мастеров, но есть теплота, сдержанность и серьезность, столь характерные для всего русского искусства XVIII столетия. Несмотря на долгие годы, проведенные за границей, Матвеев остался глубоко русским художником. Его искусство, его педагогическая деятельность, которой он отдавал много сил и времени, заложили основы новой русской художественной школы. 
 

Информация о работе Биографии отдельных художников 18-19 вв