Валютное регулирование иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2010 в 19:41, Не определен

Описание работы

1. Общая характеристика закона "Об иностранных инвестициях в РФ
2. Предмет регулирования закона "Об иностранных инвестициях в России
3. Порядок валютного регулирования иностранных инвестиций
4. Валютные инвестиции

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

    Однако  ответом на этот вопрос проблематика применения рассматриваемого документа  исчерпана не была. Другой вопрос, также возникший после появления указания, относился уже непосредственно к процессу размещения акций. Из содержания ст. 36 Закона "Об акционерных обществах" известно, что эмитированные акции при размещении могут оплачиваться приобретателями как по номинальной стоимости, так и по цене, превышающей номинал (цена размещения). В соответствии со смыслом данного Закона такой способ оплаты предусмотрен для тех случаев, когда рыночная стоимость предприятия высока, номинал акций невелик (например, не изменялся со времени приватизации), соответственно вполне закономерно ожидать продажи новых акций по реальной, рыночной цене. Но, условно говоря, рыночная стоимость присуща только акциям открытых акционерных обществ, так как именно они могут котироваться на рынках. А описанный прием размещения с образованием эмиссионного дохода (разница между номинальной стоимостью и ценой размещения акций) зачастую используется и в закрытых АО. Конечно, и для них существуют методики определения рыночной стоимости акций (правильнее здесь будет сказать - рыночной стоимости предприятия или его активов). И все же даже если и может существовать разница между номинальной (бухгалтерской) и реальной (рыночной) стоимостью предприятия и его активов, тем не менее ее возможное наличие не является основной причиной использования для ЗАО такого механизма с образованием эмиссионного дохода. Определяющим здесь будет стремление уменьшить налогооблагаемую базу, возникающую при осуществлении эмиссии акций, которая исчисляется из номинальной стоимости выпуска.[5]

    Применительно к практике иностранного инвестирования такая методика размещения акций  встречается повсеместно. Средства, вкладываемые иностранными инвесторами, довольно велики, а уплата в качестве налога, пусть даже нескольких процентов от таких сумм, может оказаться вполне ощутимой для какого-нибудь очень перспективного, но крайне бедного российского промышленного предприятия. И если учесть, что такие отчисления в бюджет делаются эмитентом не при получении средств от инвестора в оплату за акции, а еще при регистрации выпуска, что тем более является для плательщика отвлечением "живых" финансовых ресурсов.

    После получения средств, внесенных в оплату за выпущенные акции, уставный капитал эмитента увеличивается, о чем вносятся соответствующие изменения в его устав. Заметим, что в данном учредительном документе отражается только номинальная стоимость оплаченных акций. Что же касается эмиссионного дохода, то он отражается только в бухгалтерских документах и подлежит учету в пассиве баланса на добавочном капитале (счет 87).

    Возникает правомерный вопрос: распространяется ли новый безлицензионный порядок  привлечения иностранных инвестиций российскими АО на всю сумму, получаемую за приобретаемые нерезидентами акции, или же только на ее часть, равную номинальной стоимости таких акций? 
Отдельного указания на этот счет в рассматриваемом документе не содержится. Можно, конечно, попытаться толковать текст указания буквально, но и здесь остается неясность. Если в формулировке "зачисление резидентом на свой валютный счет иностранной валюты, поступающей от нерезидента в оплату доли в уставном капитале" сделать акцент на "зачисление валюты на счет", то, вероятно, речь должна идти обо всей сумме платежа и новый порядок следует применять к ней в целом. Если же исходить из формулировки "оплата доли в уставном капитале", то может возникнуть вопрос, о каком исчислении доли (и уставного капитала) идет речь - бухгалтерском или реальном. 
В таких условиях неполной ясности более рациональным может быть не буквальное толкование текста отдельного нормативного акта, а рассмотрение указанной операции в общей канве валютного регулирования. 
С точки зрения Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" проблема здесь упирается в вопрос: следует ли относить указанную операцию к текущим, или же она связана с движением капитала? 
Если учесть, что перечень текущих валютных операций исчерпывающе определен Законом, то скорее всего любой спорный вопрос будет толковаться в пользу отнесения ко второй области - операциям, связанным с движением капитала. Во всяком случае, именно так на практике недавно был решен вопрос о возможности безлицензионного получения российским эмитентом валютных средств в счет оплаты акций, размещаемых в пользу иностранного инвестора по цене, превышающей номинал.[4]

    Совместные  консультации проводились со специалистами  управления валютных операций одного из петербургских банков, через отделение которого предполагалось провести операцию. (Надо сказать, что здесь речь идет, пожалуй, об одном из первых примеров попытки проведения подобной операции, так как все эмиссионные документы российского АО уже были составлены и зарегистрированы в ФКЦБ России, а иностранный инвестор, в свою очередь, выдал одобрение на осуществление платежа.) В банке плательщика не удалось получить окончательный ответ, хотя и возражений тоже не было. Более того, схема указания N 660 уже работала, но только относительно размещения акций по номиналу. Поэтому пришлось обратиться к банку получателя, который толковал данную операцию как капитальную (в части превышения номинала), поскольку она прямо не указана в исчерпывающем списке текущих операций в Законе "О валютном регулировании и валютном контроле", что влечет необходимость получения на нее разрешения Банка России. Эту точку зрения можно было бы признать обоснованной, так как операция действительно является капитальной - и не в части превышения номинала, а целиком (на основании той же ст. 1 упомянутого Закона). Ошибка здесь заключается в неправильном распространении лицензионного порядка на данную операцию только лишь на основании ее отсутствия в перечне текущих. Ведь известно, что некоторые из операций, не вошедших в такой перечень и, следовательно, являющихся капитальными, не требуют получения лицензии, а осуществляются в регистрационном порядке путем уведомления ГУ Центробанка и предоставления в уполномоченный банк ряда подтверждающих документов. Такие изъятия устанавливаются самим же Банком России, имеющим право дифференцировать порядок проведения различных видов капитальных операций. При этом Центробанк не изменяет своими нормативными актами положений Закона, а всего лишь использует свои полномочия, в нем же отображенные.[9]

    Здесь необходимо вспомнить порядок регистрации  аналогичных предприятий, действовавший  ранее, когда на выполнение обязанности  по оплате первой половины стоимости  своих вкладов иностранным акционерам давался один год, а максимальный срок на оплату второй половины вообще не предусматривался (см. Закон от 4 июля 1991 г. "Об иностранных инвестициях"). 
Для внесения учредителями денежных средств в оплату необходимой для регистрации части уставного капитала (если по условиям учредительного договора оплата доли или вклада предусмотрена и деньгами) предусмотрено открытие специального накопительного счета, который в дальнейшем, после регистрации юридического лица, трансформируется в обычный расчетный счет. Но такой счет может быть только рублевым. 
Как быть теперь в случае оплаты первой части уставного капитала валютой? 
Ни указание, ни иное действующее банковское законодательство этого не предусматривают.

    Может быть, в целях реализации нового порядка привлечения иностранных  инвестиций будет установлен новый  вид накопительных счетов, но тогда возникнет вопрос с открытием на еще не учрежденное юридическое лицо и аналогичного валютного транзитного счета, так как независимо от назначения через него должна проходить вся валюта, поступающая в адрес предприятия - резидента. Здесь возможны и другие варианты, но их мы узнаем опять же только из соответствующих документов (разъяснительных или нормативных) Центробанка. Единственное, чего здесь хотелось бы пожелать на будущее, так это не столкнуться с усложнением и без того непростой системы банковских счетов. 
Вопросы, рассмотренные выше, возможно, и не исчерпывают всей проблематики, относящейся к применению нового порядка привлечения иностранных инвестиций. Несмотря на то что далеко не всех может интересовать действие рассмотренного нормативного акта Банка России, тем не менее на его примере была предпринята попытка выяснить соотношение правовых норм различных отраслей права и раскрыть некоторые особенности практики валютного регулирования. Приведенная информация и размышления могут оказаться полезными, так как практика развития нашего законодательства вновь постепенно начинает идти по пути установления льгот применительно к привлечению иностранных инвестиций.[11]
 
 
 
 
 
 
 

    4. Валютные инвестиции

    Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» с некоторой долей условности делит валютные инвестиции на прямые (внесение средств в уставный фонд предприятия) и портфельные (приобретение акций и других ценных бумаг). И те, и другие относятся к капитальным валютным операциям и осуществляются в порядке, устанавливаемом ЦБР. Это относится как к инвестициям нерезидентов в России, так и к инвестициям резидентов за рубежом.

    1.       Инвестиции нерезидентов в РФ

    Прямые валютные инвестиции нерезидентов в российские предприятия разрешены Указанием ЦБР 660-У (Указание ЦБР от 8 октября 1999 г. N 660-У «О порядке проведения валютных операций, связанных с привлечением и возвратом иностранных инвестиций»). А именно, допускается без особого разрешения ЦБР зачисление средств, полученных от нерезидента, на валютный счет резидента в оплату доли в уставном капитале данного резидента. Это можно делать как при создании предприятия-резидента, так и при увеличении его капитала. А вот вторичный валютный рынок долей капитала не разрешен: нельзя зачислить валюту на счет резидента в оплату доли в капитале другого резидента.

    Отметим, что нерезидент также может без  проблем оплатить долю в капитале рублями со своего рублевого «конвертируемого»  счета (типа «К»); при этом рубли могут  быть получены, в частности, и от продажи валюты. А вот приобретение акций (портфельные инвестиции), а также долей в капитале резидентов на вторичном рынке допускается только с рублевого счета типа «К»! На тот же (исключительно на рублевый!) счет зачисляются и средства от продажи нерезидентом российских акций или долей. Последнее, впрочем, не является серьезным ограничением, так как рублевые средства со счета типа «К» в любой момент могут быть конвертированы в валюту.

    Выплата дивидендов в валюте нерезиденту – текущая валютная операция, осуществляемая без ограничений.[10] 
 

    2.       Инвестиции резидентов за рубежом

    Основные  нормативные акты, регулирующие прямые валютные инвестиции резидентов –  юридических лиц в иностранные компании, следующие.

    -          Письмо ЦБР от 6 октября 1995 г. N 12-524 (общий случай);

    -          Положение ЦБР от 20 июля 1999 г. N 82-П «О порядке выдачи Банком России разрешений на проведение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала» (инвестиции более 1 млн. долл., или взнос в капитал офшорной компании, или финансовой компании, или кредитной организации, или осуществление совместной деятельности за границей);

    -          Положение ЦБР от 5 июля 2001 г. N 142-П «О порядке проведения юридическими лицами - резидентами валютных операций, связанных с осуществлением прямых инвестиций в страны Содружества Независимых Государств» (прямые инвестиции в страны СНГ, не менее 10% капитала).

    (Особым  образом регулируются зарубежные  инвестиции банков и других  кредитных организаций РФ.)

    Согласно  первому из документов, для получения разрешения ЦБР на совершение инвестиции в иностранную компанию российский резидент предоставляет, помимо своих документов и документов иностранной компании, также технико-экономическое обоснование инвестиции и заключение Министерства внешних экономических связей РФ.

    Второй  документ предусматривает гораздо  более жесткий порядок рассмотрения заявок юридических лиц на зарубежные инвестиции в указанных случаях. Разрешение готовится Департаментом валютного контроля ЦБР, но выдается только на основе решения, принимаемого Комитетом банковского надзора ЦБР. Помимо прочих документов, инвестор должен представить положительное заключение Министерства экономики РФ, а также справки из своего банка (банков) об источнике валютных средств и об отсутствии нарушений валютного законодательства. Одним из нескольких возможных оснований применения данного порядка является, как отмечалось, осуществления взноса в капитал (приобретение акций или долей в капитале) офшорной компании. Понятие офшорной компании в документе не определено; на практике ЦБР использует ведущийся им же самим «черный список» офшорных зон (в настоящее время – в редакции Указания ЦБР от 7 августа 2003 г. N 1317-У).

    Наконец, третий документ предусматривает уведомительный порядок совершения юридическими лицами прямых инвестиций (не менее 10%) в предприятия стран СНГ на сумму до 10 млн. долл. Это значит, что предварительное разрешение ЦБР в данном случае не требуется, но для совершения операции нужно представить в банк ряд подтверждающих документов, включая аудиторское заключение о стоимости приобретаемых активов. Резидент также обязан впоследствии представить в банк регистрационные документы по совершенной инвестиции (не позднее, чем через год). Если сумма инвестиции в страну СНГ больше или равна 10 млн., то разрешение ЦБР требуется, но оно выдается в упрощенном порядке (территориальным учреждением ЦБР и без обязательного заключения Минэкономики).

    При этом допускается перевод валюты не в сами страны СНГ, а третьим  лицам (например, приобретение доли в  белорусском предприятии у голландской компании). Однако при этом обязательно нужно представить договор с тем нерезидентом, в капитал которого вносятся средства (в нашем примере – белорусского предприятия с российским резидентом).

Информация о работе Валютное регулирование иностранных инвестиций