Далее Путин изложил принципы, которые
определяют стратегию развития. Прежде
всего, это презумпция добросовестности
бизнеса. Исходя из стереотипа нечестности
предпринимателя, государство вводит
всякого рода надзоры, контроли, запреты,
согласования и излишнюю отчётность.
Излишнюю — это не значит, что отчётности
не надо, тоже в крайности нельзя впадать,
но излишнюю нужно ликвидировать. А в итоге
это не даёт развиваться законопослушному
предпринимателю. Следующий принцип —
это широкое внедрение лучших
международных практик, доказавших свою
эффективность. У нас есть счастливая
возможность проанализировать всё, что
в мире делается положительного, и внедрять
у себя.
Путин сообщил, что по всем направлениям
улучшения инвестиционного климата подготовлены
и конкретные дополнительные меры.
- В России появится уполномоченный по защите прав предпринимателей. Такой омбудсмен у нас уже есть. Он получит особый процессуальный статус, а, следовательно, право отстаивать интересы предпринимателей в суде, рассматривать их жалобы, вносить предложения в органы государственной власти, а также (в некоторых случаях это вполне обоснованно) приостанавливать ведомственные нормативные акты до решения суда и в качестве обеспечительной меры обращаться в суд с оперативным приостановлением действий чиновников.
- Для споров с участием предпринимателей в арбитражных судах уже сейчас действует упрощённая процедура административного судопроизводства с гарантиями для предпринимателей. Так, бремя доказывания возлагается на административный орган. Эти гарантии вполне можно было бы и усилить: процедура рассмотрения дел должна быть максимально быстрой, и, напротив, следует удлинить, расширить сроки для возможного обжалования решений со стороны предпринимателей.
- Из уголовного законодательства должны быть убраны все рудименты советского правового мышления, все зацепки, которые позволяют делать из хозяйственного спора уголовное дело на одного из участников этого спора. Это приведёт и к снижению коррупции, особенно в правоохранительных органах. По налоговым спорам возбуждение уголовного дела невозможно без решения фискального органа о наличии налоговой задолженности, при этом данное решение можно оспорить в суде. Такой механизм следует использовать и при привлечении к ответственности по иным экономическим правонарушениям. Например, нельзя возбудить уголовное дело, основанное на квалификации незаконности сделки, без признания в арбитражном суде этой сделки недействительной. Споры с участием саморегулируемых организаций и их членов должны рассматриваться также в арбитражных судах.
- Изменение идеологии контроля предпринимательской деятельности, переход от различных государственных разрешений к страхованию ответственности, при этом максимально расширим поле деятельности для саморегулируемых организаций.
- Общественные объединения предпринимателей получат право подавать судебные иски в защиту интересов предпринимателей. Например, это даст возможность владельцу небольшого бизнеса отстаивать свои права, спорить с самыми высокими должностными лицами, скажем, в регионе и с губернатором не в одиночку, а от лица достаточно мощной общественной организации. И это нужно закрепить в законе. Надо расширить сферу применения групповых (коллективных) исков, которые могут предъявлять предприниматели.
- По всем позициям будем гармонизировать корпоративное законодательство с законодательством наших основных партнёров, прежде всего европейских партнёров. Так, необходимо ввести лучшую мировую практику в сфере акционерных соглашений.