Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 17:51, контрольная работа
В последние годы инвестиционный климат в России начал улучшаться. Одновременно иностранные инвесторы стали больше верить в финансовую устойчивость и платежеспособность российского государства и российских компаний, что подтверждается и повышением кредитных рейтингов страны на мировых финансовых рынках. Так, в 2001 г. международные рейтинговые агентства повысили долгосрочный кредитный рейтинг России в иностранной валюте со «стабильного» до «позитивного».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1. Сущность, виды и формы иностранных инвестиций…………………..
2. Отраслевая структура иностранных инвестиций в России ……………
3. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Отраслевое
распределение иностранных
Роль иностранного капитала в экономике современной России ярко характеризуется следующими данными: в 2002 г. приток капитала из-за рубежа достиг рекордной отметки почти в 20 млрд долл., но доля иностранных инвестиций во вложениях в основной капитал в том же году едва превысила 3% (55,3 млрд руб.)3. Несколько больший вклад в развитие основных фондов ежегодно вносят инвестиции совместных предприятий (10—12%). Но информации о распределении долей между российскими и иностранными участниками нет.
В любом случае, если учесть, что на вложения в основные фонды приходится порядка 98—99% всех ежегодных инвестиций в нефинансовые активы, а также то, насколько остра сейчас потребность отечественной экономики в капитале, становится ясно, что масштаб участия иностранного капитала в финансировании реального сектора российской экономики в настоящее время недостаточен. Большая часть ресурсов из-за рубежа приходит в кредитной форме и предназначена, прежде всего, для финансирования импортных операций и поддержания необходимого уровня оборотного капитала в собственных структурах.
Особняком стоит ряд крупных сделок последнего времени (например, слияние ТНК и «Бритиш петролеум», проекты серии «Сахалин»), которые можно считать первым шагом к действительно крупномасштабному инвестиционному сотрудничеству с западными партнерами в производственной сфере. В нынешних условиях даже одной такой сделки достаточно для того, чтобы заметно повысить показатель притока иностранного капитала в Россию (слияние ТНК и «Бритиш петролеум», по ряду оценок, уже привело к поступлению в Россию дополнительно более чем 2 млрд долл. иностранных инвестиций, в то время как общий приток капитала по этой и сопряженным с ней сделкам может составить 7—10 млрд).
Очевидно, что будущее инвестиционного сотрудничества России с миром — за сделками именно такого масштаба. Но пока они единичны, и вклад иностранного капитала в рост нашей экономики незначителен. Более того, в своем нынешнем виде отраслевая структура распределения иностранного капитала в России служит фактором, способствующим развитию ряда диспропорций в отечественной экономике, которые будут описаны ниже.
В 2002 г. доля торговли и общественного питания в капитале, привлеченном из-за рубежа, составила 44,5% и впервые превысила долю промышленности (37,1%). Показательно, что более половины доли торговли пришлось на ее внешнюю составляющую (22,4% всех иностранных инвестиций), а 87% вложений в сектор сформировали прочие инвестиции. Эта тенденция сохранилась и в первом полугодии 2003 г. В промышленность поступило 34,2% всех иностранных инвестиций, а в торговлю и общественное питание — 44,9%, из них 28,9% пришлись на капиталовложения во внешнюю торговлю, доля кредитов в которых составила практически 100%.
Начало XXI века вообще стало переломным моментом в динамике отраслевой структуры иностранных инвестиций в России. В 90-е годы в качестве основной сферы применения зарубежного капитала выступала промышленность, что объяснялось притоком капиталовложений, связанных с приватизацией промышленных предприятий, но по мере того как основная их масса была распродана, на первое место стала выходить сфера услуг. В настоящий момент, помимо торговли, зарубежные капиталы активно идут в общую коммерческую деятельность по обслуживанию рынка (6,9% в 2002 г., 8,5% в I полугодии 2003 г.), транспорт и связь. Из отраслей промышленности иностранных инвесторов сегодня привлекают цветная и черная металлургия (12,5% инвестиций в 2002 г., 15% в I полугодии 2003 г.), топливная промышленность (9,8 и 8,3% соответственно), пищевая промышленность (6,1 и 3,5%).
Сохранение за промышленностью стабильной доли в притоке капитала из-за рубежа связано с финансовой поддержкой и частичной модернизацией производств, которые уже находятся в сфере внимания зарубежных инвесторов. Вкладывать средства в другие предприятия отечественного реального сектора, производственные фонды которых сильно изношены и нуждаются в коренной модернизации, иностранным инвесторам просто невыгодно. Тем более что вложения в эту сферу сопряжены с серьезными рисками, и часто требуются значительные первоначальные капиталовложения. Достаточно проблематичными выглядят и перспективы создания промышленных предприятий «с нуля», поскольку условия их функционирования в России до сих пор представляются недостаточно предсказуемыми.
В свою очередь, сфера торговых операций сегодня выглядит более доступной, менее зарегулированной и капиталоемкой, а также более прибыльной. Кредитуя поставки импортной продукции в нашу страну, иностранцы создают дополнительные конкурентные преимущества для товаров из своих стран, способствуя завоеванию ими все большей ниши на российском рынке. С российской стороны существенный вклад в этот сценарий развития событий вносит политика поддержания завышенного курса рубля, которая снижает конкурентоспособность отечественных товаров по сравнению с импортными.
Складывается
довольно своеобразная ситуация: российское
правительство благодаря
В
структуре накопленных
Кстати, в пищевой промышленности, в отличие от многих других секторов отечественной экономики, присутствие зарубежного капитала часто осуществляется в форме создания полноценных новых предприятий, построенных практически «с нуля», оборудованных современными технологическими линиями по выпуску продукции известных зарубежных торговых марок. Значительная часть этих производств размещена недалеко от Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода — основных центров потребления импортных пищевых продуктов. При этом следует отметить, что, несмотря на столь заметный интерес к пищевой промышленности со стороны западных инвесторов, сельское хозяйство России, призванное, казалось бы, обеспечивать ее сырьем, практически не получает иностранные финансовые вложения, оставаясь слаборазвитым элементом в общей структуре экономики.
Из непромышленных секторов экономики наибольший объем зарубежных капиталовложений был накоплен в торговле и общественном питании — 32,9% (из них только 16% были осуществлены в виде прямых инвестиций, а 82% — в виде кредитов). Важную роль играли также транспорт и связь (9 и 6,3% всех накопленных инвестиций), где доля прямых капиталовложений была намного выше, а также деятельность по обеспечению функционирования рынка (4,9%), в которой прямые и прочие инвестиции распределились почти поровну.
Отдельно следует остановиться на ситуации с притоком иностранного капитала в российскую нефтедобычу. В последние годы ее доля в инвестициях из-за рубежа несколько снизилась. Тем не менее, западные аналитики прогнозируют, что в ближайшие пять лет Россия может стать «точкой притяжения массированных иностранных инвестиций именно в нефтедобычу». В подтверждение этого прогноза компания «Роял датч — Шелл групп» уже сообщила о намерении значительно увеличить свои инвестиции в РФ. В 2003 г. они должны составить 1,5 млрд долл., а к 2008 г. — вырасти до 8 млрд долл. Глава «Шелл» Филипп Воттс заявил буквально следующее: «Я не вижу будущего «Шелл» в качестве глобальной компании без значительной инвестиционной позиции в России»4.
Зарубежные аналитики прогнозируют, что 5—8% капитала другого лидера мировой нефтедобычи — «Бритиш петролеум» — к 2008 г. также будет задействовано в России. Это, по-видимому, стало одним из факторов растущего интереса к инвестированию средств в нашу страну у крупнейших американских нефтяных компаний «Эксон» и «Шеврон».
Подобное развитие ситуации, безусловно, улучшит статистику притока зарубежного капитала в нашу страну. При этом остается надеяться, что государство сумеет выработать и предложить крупным западным компаниям эффективный механизм инвестиционного сотрудничества, который гарантировал бы иностранцам стабильные условия работы и прибыль, а России — сохранение контроля за стратегическими запасами природных ресурсов и возможность получения достаточных финансовых ресурсов для модернизации не только нефтедобычи, но и других приоритетных отраслей экономики.
Суммируя
вышесказанное, отметим, что отраслевое
распределение иностранных
Этот факт, наряду с доминированием кредитной составляющей в притоке капитала из-за рубежа, настоятельно требует более активного участия государства в процессе привлечения иностранных инвестиций. Речь идет о координации видовой, отраслевой и региональной структуры капитальных проектов с участием партнеров из-за рубежа. Цель — оптимизация структуры притока капитала: необходимо обеспечить переход растущего количества зарубежных капиталовложений в качество.
Но как добиться того, чтобы структура притока иностранных инвестиций улучшилась? Ответ на этот вопрос может дать опыт, накопленный другими странами с развивающимися рынками казалось бы, обеспечивать ее сырьем, практически не получает иностранные финансовые вложения, оставаясь слаборазвитым элементом в общей структуре экономики.
Из непромышленных секторов экономики наибольший объем зарубежных капиталовложений был накоплен в торговле и общественном питании — 32,9% (из них только 16% были осуществлены в виде прямых инвестиций, а 82% — в виде кредитов). Важную роль играли также транспорт и связь (9 и 6,3% всех накопленных инвестиций), где доля прямых капиталовложений была намного выше, а также деятельность по обеспечению функционирования рынка (4,9%), в которой прямые и прочие инвестиции распределились почти поровну.
Отдельно следует остановиться на ситуации с притоком иностранного капитала в российскую нефтедобычу. В последние годы ее доля в инвестициях из-за рубежа несколько снизилась. Тем не менее, западные аналитики прогнозируют, что в ближайшие пять лет Россия может стать «точкой притяжения массированных иностранных инвестиций именно в нефтедобычу». В подтверждение этого прогноза компания «Роял датч — Шелл групп» уже сообщила о намерении значительно увеличить свои инвестиции в РФ. В 2003 г. они должны составить 1,5 млрд долл., а к 2008 г. — вырасти до 8 млрд долл. Глава «Шелл» Филипп Воттс заявил буквально следующее: «Я не вижу будущего «Шелл» в качестве глобальной компании без значительной инвестиционной позиции в России».
Зарубежные аналитики прогнозируют, что 5—8% капитала другого лидера мировой нефтедобычи — «Бритиш петролеум» — к 2008 г. также будет задействовано в России. Это, по-видимому, стало одним из факторов растущего интереса к инвестированию средств в нашу страну у крупнейших американских нефтяных компаний «Эксон» и «Шеврон».
Подобное развитие ситуации, безусловно, улучшит статистику притока зарубежного капитала в нашу страну. При этом остается надеяться, что государство сумеет выработать и предложить крупным западным компаниям эффективный механизм инвестиционного сотрудничества, который гарантировал бы иностранцам стабильные условия работы и прибыль, а России — сохранение контроля за стратегическими запасами природных ресурсов и возможность получения достаточных финансовых ресурсов для модернизации не только нефтедобычи, но и других приоритетных отраслей экономики.