Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 22:27, контрольная работа
Господствующей в отечественной правовой науке стала дуалистическая доктрина соотношения международного и внутреннего права. Суть дуализма заключается в том, что международное и внутригосударственное право рассматриваются как два различных, относительно самостоятельных правопорядка. Примерами могут служить правовые системы Франции, ФРГ, Японии.
1. ТЕОРИИ СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА……………………………………..3
2. СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА……….4
3. СООТНОШЕНИЕ ММЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА, МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА……………..8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………11
11
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теории соотношения международного и внутригосударственного права……………………………………..3
2. Сущность и механизм взаимодействия международного и внутригосударственного права……….4
3. СООТНОШЕНИЕ ММЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА, МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА……………..8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………11
1. Теории соотношения международного и внутригосударственного права
Господствующей в отечественной правовой науке стала дуалистическая доктрина соотношения международного и внутреннего права. Суть дуализма заключается в том, что международное и внутригосударственное право рассматриваются как два различных, относительно самостоятельных правопорядка. Примерами могут служить правовые системы Франции, ФРГ, Японии.
Государства весьма осторожно подходят к включению международных норм в собственную правовую систему. Они, например, воздерживаются от признания Всеобщей Декларации прав человека характера правового обязательства. До сих пор три десятка государств не участвуют в Пактах о правах человека, а многие страны сопроводили свои ратификации Пактов оговорками, подчас весьма и весьма существенными. Все это резко контрастирует с существующей ныне в России тенденцией считать частью нашей правовой системы любой международный акт, даже если его никто не признает ни правовым, ни договорным.
В настоящее время нет норм международного права, которые бы устанавливали, каким образом должны решаться противоречия между внутригосударственным и международным правом, и вопрос оставлен на усмотрение законодателя и правоприменительных органов каждого государства. В любом случае, однако, принцип добросовестного соблюдения международных обязательств должен выполняться.[1]
2. Сущность и механизм взаимодействия международного и внутригосударственного права
В свете концепции объективного дуализма взаимодействие международного и внутригосударственного права выглядит следующим образом. Внутригосударственное право должно быть согласовано с международным так, чтобы обеспечивать осуществление последнего. Если для выполнения положений международного права необходимо внутригосударственное правотворчество, то происходит «переадресовка» положений международного права субъектам внутригосударственного права. Наименование этого процесса в юридической литературе вызывает значительные разногласия. Наиболее распространенным термином для его обозначения является «трансформация», хотя иногда его употребляют в качестве наименования лишь одного из способов согласования международного и внутригосударственного права.
Предлагаются также такие термины, как «рецепция», «национально-правовая имплементация». Данный термин обозначает суть процесса, «переадресовку» независимо от того, как она осуществляется. Реально переадресуются не нормы международного права как таковые. На межгосударственном уровне они продолжают существовать и действовать. Просто во внутригосударственной сфере появляются в результате «переадресовки» правила, внешне повторяющие гипотезы и диспозиции международно-правовых норм, но уже применительно к субъектам внутригосударственного права.
Инкорпорация – формальное «включение» норм международного договора во внутреннее право государства посредством «включения» самого договора в его законодательство. Международный договор продолжает оставаться международным договором, обязывающим это государство, а нормы, которые он содержит, остаются нормами международного права, распространяющими на указанное государство свое действие. По существу, принимается новый закон или подзаконный акт, полностью внешне идентичный международному договору, повторяющий его наименование, структуру, формулировки и т.д.
Легитимация – принятие особого внутригосударственного акта с целью обеспечения выполнения государством норм международного права или индивидуальных международно-правовых актов. Такой внутригосударственный акт не повторяет все внешние признаки соответствующего международно-правового акта.
Отсылка – использование для урегулирования каких-либо внутригосударственных отношений правил, установленных международными договорами или обычаями.
Часть 4 ст. 15 Конституции РФ предусматривает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.[2] Положение, содержащееся в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, можно рассматривать как трансформационную норму общего характера, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и правила международных договоров, обязывающих Россию, автоматически переадресуются (с указанной выше оговоркой относительно санкций) субъектам российского права.
В Конституции РФ не проводится различия между самоисполнимыми и несамоисполнимыми договорами. Самоисполнимый договор – договор, который для своего осуществления не требует принятия участниками специального законодательного акта (легитимации), поскольку правила этого договора детальны и конкретны. В ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» сказано: «Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты».[3]
ГК вслед за Конституцией России повторил положение, в соответствии с которым составными частями правовой системы России объявляются не только «международные договоры Российской Федерации», но и «общепризнанные принципы», а также «нормы международного права».[4] Правда, в данном нормативно-правовом акте ничего не говорится о юридической силе международных договоров России по отношению к внутренним законам, как это делается в Конституции России, устанавливающей безусловный приоритет международных «договорных» норм перед нормами, содержащимися в законах.
Следует отметить, что гражданское законодательство в решении вопроса о характере соотношения международного договорного права пошло дальше конституционного права. В развитие конституционных положений, закрепляющих примат международных договорных норм, ГК РФ установил также, что международные договоры Российской Федерации к ряду отношений, указанных в самом Кодексе (п. 1–2 ст. 2)[5], применяются непосредственно, «кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта». Речь при этом идет об отношениях, возникающих при определении правового положения участников гражданского оборота, оснований возникновения и порядка осуществления права собственности и других вещных прав, отношениях, касающихся исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), защиты неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ, «если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ», и др. (п. 1 ст. 7).[6]
3. СООТНОШЕНИЕ ММЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА, МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
Международное право, хотя и представляет собой самостоятельную правовую систему и обладает значительным своеобразием, не может существовать изолированно от других отраслей права и внешних влияний. Аналогичным образом и внутригосударственное право любого государства не может подвергаться влиянию как зарубежных правовых систем, так и международного права.
Связь международного права с внутригосударственным правом обусловлена тем, что основным субъектом международного права выступает государство. Несколько государств при согласовании их воли способны заключать международные договора между собой, а значит, считаются по сути творцами международно-правовых норм. Государство одновременно является субъектом как внутренней, так и международной политики. При осуществлении международной политики государство учитывает внутригосударственные факторы (в том числе и внутреннее законодательство, прежде всего конституцию), а при осуществлении внутригосударственной деятельности обязано учитывать обязательные для него нормы международного права.
С одной стороны внутреннее законодательство государства должно приниматься с учетом ратифицированных международных договоров и не противоречить им. С другой стороны международные договоры могут быть ратифицированы только тогда, когда они соответствуют Конституции Российской Федерации. Ратифицированные международные договоры обладают высшей юридической силой. В случае противоречия любого внутреннего закона международному договору в действие вступают правила международного договора.
Тенденции развития международного права свидетельствуют о том, что взаимодействие международного и внутригосударственного права постепенно усиливается и по мере дальнейшей интеграции они движутся к сближению, которого, однако, по всей видимости, в окончательном виде никогда не произойдет. Взаимодействие международного и внутригосударственного права приобретает новые формы, например, посредством деятельности различных международных организаций, применяющих нормы и международного права и внутригосударственного права, таких как Европейский суд по правам человека.
Принципиально важным является взаимодействие международного права или отдельных его подотраслей с соответствующими отраслями внутригосударственного права.
Международное и внутригосударственное право взаимодействуют по нескольким направлениям.
Косвенным образом через международное право осуществляется взаимодействие внутренних правовых систем различных государств.
Выделяют следующие принципы такого взаимодействия:
- равенство правовых систем;
- единство целеполагания;
- согласованное действие международного и внутригосударственного права России;
- соблюдение предписаний и международного и внутригосударственного права
Особую проблему представляет собой соотношение международного публичного права и международного частного права.
Международное частное право – это совокупность норм, регулирующих частноправовые отношения международного характера.
Международное частное право сродни внутреннему частному праву, регулирующему главным образом имущественный оборот.
Основные различия между частным и публичным международным правом заключаются в следующем:
- предметом регулирования международного публичного права служат преимущественно отношения между государствами по различным международным вопросам, а предметом регулирования со стороны международного частного права – имущественные отношения между хозяйствующими субъектами, хотя и находящимися в различных государствах или осуществляющими международную коммерческую деятельность;
- основными субъектами международного публичного права являются суверенные государства, тогда как субъектами международного частного права выступают юридические и физические лица;
- в методологии международного публичного права превалирует императивный метод правового регулирования, в международном частном праве – диспозитивный;
- международное публичное право представляет собой самостоятельную правовую систему, тогда как международное частное право таковой не образует. Международное частное право – это прежде всего коллизионное право, суть которого сводится к определению права страны, подлежащего применению к конкретным правоотношениям между лицами.
В то же время международное публичное право тесно связано с международным частным правом. Нередко нормы международного публичного права четко не отграничены от норм международного частного права.
Развитие международного публичного и международного частного права взаимосвязано и взаимообусловлено.[7]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Нормативно-правовые акты и другие официальные документы
1.1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием12.12.1993 года (с измен. и доп. по сост. на 30.12.2008 года)//Росс. Газ.-1993.-№237.
1.2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) // СЗ РФ. – 05.12.1994. - № 32. – Ст. 3301.
1.3 Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. – 17.07.1995. - № 29. – Ст. 2757.
2.Специальная литература
2.1 Хужокова И.М. Краткий курс по международному праву: учеб. пособие. — М.: Окей-книга, 2007. — 128 с.
2.2 Куркин Б.А. Международное право: учеб. пособие. – М.: МГИУ, 2008. – 192 с.
[1] Куркин Б.А. Международное право: учеб. пособие. – М., 2008. – С. 23.
[2] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // СЗ РФ. – 26.01.2009. - № 4. – Ст. 445. – Ч.4 ст.15.
[3] Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. – 17.07.1995. - № 29. – Ст. 2757. – Ч.3 ст.5.
[4] "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) // СЗ РФ. – 05.12.1994. - № 32. – Ст. 3301.
[5] Там же, п. 1-2 ст. 2.
[6] "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) // СЗ РФ. – 05.12.1994. - № 32. – Ст. 3301. - П.1 ст.7.
[7] Хужокова И.М. Краткий курс по международному праву: учеб. пособие. — М., 2007. — С. 9-11.
Информация о работе Соотношение международного и внутригосударственного права