Принципы международного частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2010 в 14:09, Не определен

Описание работы

Понятие и содержание международного частного права; его место в системе права, принципы

Файлы: 1 файл

Международное частное право.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

     2. Место международного  частного права  в системе права 

     В нашей литературе И. С. Перетерский  обратил внимание на то, что в слово «международное» применительно к международному публичному и частному праву вкладывается различный смысл. «Международное публичное право,— утверждал он,— является международным в том смысле, что оно устанавливает правоотношения между государствами, a международное частное право — в том смысле, что оно устанавливает правоотношения между лицами, принадлежащими к различным государствам, правоотношения, выходящие за рамки отдельной правовой системы и требующие выяснения, какой закон к ним применяется».

     Таким образом, в первом случае термин «международное» понимается в смысле «межгосударственное», а во втором — «международное» в смысле регулирования отношений с иностранным элементом.

     По  вопросу о том, входит ли международное  частное право в состав международного права или же относится к внутреннему праву, в советской юридической литературе были высказаны различные точки зрения. По мнению ряда авторов (С. Б. Крылов, М. А. Плоткин, С. А. Голунский, М. С. Строгович, В. Э. Грабарь, А. М. Ладыженский, Ф. И. Кожевников, С. А. Малинин, В. И. Менжинский, И. П. Блищенко, Л. Н. Галенская), нормы международного частного права входят в состав международного права в широком смысле слова. В обоснование этой точки зрения указывалось не только на глубокую связь, которая существует между международным публичным и международным частным правом, на близкое внутреннее родство между ними, но и на единство источников, которому придавалось решающее значение. «В международном договорном праве,— писал С. Б. Крылов,— должно быть усмотрено основное содержание международного частного права... Лишь изучение международных договоров дает содержание подлинного международного частного права».

     Эта точка зрения основывается на том, что  в международном частном праве речь идет о межгосударственных отношениях, затрагивающих вопросы гражданского права. При этом обращалось внимание на то, что всякий спор, конфликт в гражданско-правовой области между отдельными фирмами, даже спор о разводе между гражданами разных государств может, в конечном счете, перерасти в конфликт между государствами.

     Была  высказана и иная точка зрения, исходящая из того, что вопрос о  природе норм международного частного права решается, прежде всего, с учетом характера регулируемых им отношений. Из того факта, что предметом регулирования в международном частном праве являются отношения гражданско-правового характера, заключали, что международное частное право входит в состав гражданского, то есть внутреннего, права, а наука международного частного права является одной из гражданско-правовых наук. Этот вывод был сделан И. С. Перетерским, а затем подробно обоснован в многочисленных трудах Л. А. Лунца, и, прежде всего в его трехтомном курсе международного частного права.

     Отнесение международного частного права к  внутреннему праву было поддержано в работах Е.Т. Усенко и в некоторых других трудах по международному публичному праву. В современном мире, отмечает А. П. Мовчан, существуют только два вида систем права - международное право и национальные системы права, а «международное частное право является частью национальных систем права различных государств».

     Еще И. С. Перетерский обращал внимание на то, что отношения, которые входят в область международного частного права, хотя и являются отношениями  гражданско-правовыми, имеют свою специфику. Не будь ее, самостоятельное существование международного частного права не имело бы вообще никакого основания. «Правоотношения, входящие в область международного частного права,— писал он,— хотя и являются гражданскими, представляют собой известное своеобразие, совмещение гражданско-правовых и международно-правовых начал, действующих совместно и неразрывно».

     Таким образом, каждое государство (за исключением случаев использования унифицированных норм международных договоров и общих начал международного права) применяет в области регулирования гражданско-правовых отношений с иностранным элементом не одни и те же нормы международного частного права, общие для всех государств, а различные нормы.

     Приведенные выше соображения дают основание рассматривать международное частное право как особую отрасль права и относить его (вопреки, казалось бы, названию) к сфере внутригосударственного права.

     Что касается международного частного права  как отрасли правоведения, то эта  быстро развивающаяся правовая наука исходит как из институтов и понятий международного права, так и из институтов гражданского права различных государств, что делает неизбежным применение в ней методов сравнительного правоведения.

     Как правило, и это отмечал в свое время еще С. Б. Крылов, «международное частное право разрабатывается,  прежде всего, цивилистами — специалистами в области гражданского права». Таким образом, предметом регулирования в международном частном праве являются гражданско-правовые отношения, чем и оправдывается отнесение международного частного права к внутренней правовой системе каждого государства. В то же время приведенные выше обстоятельства позволяют говорить, по нашему мнению, о комплексном характере международного частного права как отрасли правоведения. Без связи с изучением проблем общего международного права не может плодотворно осуществляться разработка вопросов международного частного права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Принципы международного  частного права 

     Принципы  международного частного права должны отражать специфику регулирования именно в данной сфере. В число общих принципов международного частного права относятся следующие:

     1. Принцип национальной (внутригосударственной)  юрисдикции частноправовых  отношений с иностранным  элементом.

     Данный  принцип означает, что правовое регулирование указанных отношений осуществляется только территориальной суверенной властью, т. е. государством. Наднационального, международно-правового (в узком смысле) регулирования указанных отношений не существует. Международно-правовые акты (договор, обычай, а также доктрина, деловая практика и прецедент) допускаются исключительно с санкции территориальной власти.

     2. Принцип коллизионного  регулирования частноправовых  отношений с иностранным  элементом.

     В соответствии с указанным принципом такие отношения регулируются либо национальным, либо иностранным общегражданским законодательством. Коллизионный принцип составляет основу международного частного права; он присущ только ему и не свойствен ни одной другой отрасли права. Возможность и необходимость применения иностранного законодательства национальным судом общей юрисдикции есть основополагающая идея международного частного права, фундамент, на котором строится все законодательство о международном частном праве.

     3. Принцип безусловного применения иностранного законодательства в соответствии с коллизионной нормой.

     Данный  принцип означает, что:

     а) применение иностранного законодательства в соответствии с коллизионной нормой является обязанностью, а не правом суда;

     б) применение иностранного права в соответствии с коллизионной нормой не зависит от воли сторон, т. е. является обязательным для суда и в том случае, когда стороны согласны на применение национального права страны суда;

     в) применение иностранного права не обусловлено  взаимностью, т. е. для его применения не требуется, чтобы соответствующее государство в аналогичных случаях применяло право страны суда;

     г) неприменение либо неправильное применение иностранного права влечет те же последствия, что и неприменение либо неправильное применение нормы национального права суда;

     д) отказ в применении иностранного права возможен лишь по основаниям, прямо предусмотренным законом.

     4. Принцип автономии воли сторон.

     Словосочетание "принцип автономии воли сторон" является одним из наиболее употребительных в терминологии международного частного права. В то же время - как парадокс - данный принцип никогда не включался в разряд основополагающих идей, исходных начал рассматриваемой отрасли, т. е., иными словами, не рассматривался собственно как "принцип". А между тем автономия воли сторон (прежде всего в вопросе выбора применимого права) - также является одной из главных идей международного частного права, имеющих самостоятельное регулятивное, нормообразующее значение. Под принципом автономии воли сторон понимается признанная наукой, практикой и закрепленная в законе возможность избрать применимое право непосредственно сторонами правоотношения. Такая возможность предоставляется сторонам исключительно в отношениях договорного характера.

     5. Принцип однократного применения коллизионной нормы.

     Данный принцип однократного применения коллизионной нормы означает, что суд, как правило, применяет только коллизионную норму своего национального законодательства. В дальнейшем, применяя иностранное право, суд обращается не к его коллизионным нормам, а к материальному праву, непосредственно регулирующему соответствующее имущественное (личное неимущественное) правовое отношение. Исключения из этого правила возможны только в предусмотренных законом случаях.

     6. Принцип приоритета нормы международно-правового договора перед нормой национального законодательства.

     Данный  принцип подразумевает, что в  случае коллизии (противоречия) норм международно-правового  договора и внутреннего законодательства применяется норма международно-правового договора.

     Принцип приоритета международно-правового  договора имеет исключительно важное значение в международном частном  праве. Он основывается не на "международной  вежливости" либо иных идеологических построениях, а на том очевидном  для юриста факте, что норма международно-правового договора в частном праве всегда имеет характер специальной нормы по отношению к общим правилам национального законодательства. В силу этого норма международно-правового договора вовсе не обязана "соответствовать гражданскому законодательству", а наоборот, нормальным является положение, при котором такая норма не совпадает либо противоречит правилам национального нормативно-правового акта. В противном случае нет никакого смысла заключать международно-правовой договор, целью которого является обычно предоставление субъектам (физическим, юридическим лицам) соответствующего государства дополнительных льгот и привилегий либо применение к ним иных правил по сравнению с теми, которые уже прописаны национальным законодательством.

     Кроме общих принципов международного частного права, перечисленных выше, каждому специальному разделу (институту) международного частного права присущи свои специальные принципы. Специальные принципы представляют собой основные начала, основополагающие идеи, лежащие в основе правового регулирования соответствующей группы отношении. 
 
 

     Заключение 

     В контексте понятия "международное частное право" слово "международное" имеет специфическое значение. Это значение нужно отличать от значения термина "международное" в понятии "международное право".

     Когда мы говорим о международном частном  праве, то слово "международное" используется в следующем значении: не замыкающееся в границах одного государства, имеющее  в себе иностранный элемент. В  виду этого международное частное право не следует понимать как совокупность норм, принципов, общеобязательных для всех государств в частноправовой сфере. Нет, это не так. На самом деле под международным частным правом всегда понимают конкретную национальную отрасль права. Сколько государств на земле существует, столько имеется и систем международного частного права. В России - своя система международного частного права. В Англии, Германии, Франции - своя и т. д.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что международное частное право - эта та отрасль права, которая регулирует частноправовые отношения с иностранным элементом.

     Международное частное право состоит из трех главных частей, которые называются, соответственно, международный гражданский  процесс или право коллизии юрисдикции, коллизионное или конфликтное право (право коллизии законов, право конфликтов законов) и материальное право, непосредственно определяющее права и обязанности сторон в правоотношениях с иностранным элементом.

     Специфику регулирования в сфере международного частного права отражают его принципы. 
 
 
 

     Список  литературы 

  1. Богуславский  М. М. Международное частное право: Учебник.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Международные отношения, 1994.
  2. Международное частное право / Под ред. В. Г. Тихини. Мн., 1995.
  3. Лукашук И. И. Международное право в судах государств. СПб., 1993
  4. Лунц Л. А. Международное частное право. Общая часть. М., 1959

Информация о работе Принципы международного частного права