Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 18:25, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является рассмотрение и изучение положения физических лиц как субъектов международного частного права.
Задачами данной работы являются:
изучить особенности правоспособности физических лиц;
рассмотреть коллизионные вопросы дееспособности физических лиц в международном частном праве;
исследовать трудовые отношения физических лиц в международном частном праве;
Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦАХ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ…………………………………...5
1.1 Физические лица как субъекты международного частного права………5
1.2 Правоспособность физических лиц……………………………………….7
1.3 Коллизионные вопросы дееспособности физических лиц в международном частном праве…………………………………………………11
ГЛАВА 2 ПРАВООТНОШЕНИЯ С УЧАСТИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ…..………………………………..16
2.1 Трудовые отношения физических лиц в международном частном праве………………………………………………………………………………16
2.2 Семейные отношения физических лиц в международном частном праве………………………………………………………………………………18
2.3 Наследственные отношения физических лиц в международном частном праве………………………………………………………………………………21
2.4 Опека и попечительство в международном частном праве………………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………….……31
Список использованной литературы………………………………………….33
Согласно «Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (заключена в Минске 22.01.1993) (вступила в силу 10.05.1994, для РФ 10.12.1994) (с изм. от 28.03.1997) личные и имущественные правоотношения супругов определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой они имеют совместное место жительства. Если один из супругов проживает на территории одной Договаривающейся Стороны, а второй - на территории другой Договаривающейся Стороны и при этом оба супруга имеют одно и то же гражданство, то их личные и имущественные правоотношения определяются по законодательству той Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются19.
Помимо коллизионных норм семейные правоотношения с иностранным элементом регулируются и унифицированными материальными нормами, содержащимися в различного рода международных договорах. В качестве примера можно было бы привести Московское соглашение СНГ от 9 сентября 1994 г. о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов. Данное соглашение носит смешанный характер, так как наряду с материально-правовыми нормами содержит и ряд коллизионно - правовых норм. Соглашение распространяется на все виды выплат гарантированной государственной социальной помощи семьям с детьми и алиментов, которые установлены или будут приняты национальным законодательством. Каждая из сторон на своей территории не будет устанавливать какие-либо ограничения по признаку гражданства на получение гарантированной государственной социальной помощи лицам, имеющим детей. Гарантированная государственная социальная помощь гражданам, имеющим детей, осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством стороны, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей (ст. 2, 3).
Стороны признают и обеспечивают исполнение судебных решений по алиментным делам. Стороны обеспечивают в приоритетном порядке свободный перевод и выплату денежных средств по алиментам физическим лицам, по социальным пособиям и компенсационным выплатам семьям с детьми, постоянно или временно пребывающим на их территории, через банки и учреждения почтовой связи. Перевод денежных средств по алиментам и другим компенсационным выплатам семьям с детьми осуществляется в порядке, устанавливаемом межправительственным соглашением о переводе денежных средств гражданам по социально значимым неторговым платежам (ст. 6, 7). В целях реализации настоящего Соглашения стороны будут:
- проводить политику сближения национального законодательства путем сотрудничества;
- информировать друг друга о действующем в их государствах социальном законодательстве и его изменениях, в том числе через Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения.
Документы, выданные в целях реализации настоящего Соглашения на территории одной стороны по установленной форме, или их заверенные копии принимаются на территории другой стороны без легализации (ст. 9).
2.3. Наследственные отношения физических лиц в международном частном праве
Основные коллизионные нормы в области наследования закреплены в ст. 1224 части третьей ГК РФ. Отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства. Наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, - по российскому праву. Способность лица к составлению и отмене завещания, в том числе в отношении недвижимого имущества, а также форма такого завещания или акта его отмены определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания или акта. Однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если она удовлетворяет требованиям права места составления завещания или акта его отмены либо требованиям российского права (п. 1,2)20.
Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Польша правовые отношения в области наследования движимого имущества регулируются законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой был наследодатель в момент смерти. Правовые отношения в области наследования недвижимого имущества регулируются законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой находится это имущество. Вопрос о том, какое наследственное имущество следует считать движимым, а какое недвижимым, решается в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой находится имущество (ст. 39). Если согласно применимому законодательству Договаривающейся Стороны наследником является государство, то движимое имущество переходит в собственность Договаривающейся Стороны, гражданином которой был наследодатель в момент смерти, а недвижимое имущество переходит в собственность Договаривающейся Стороны, на территории которой оно находится (ст. 40).
Способность составлять или отменять завещание, равно как и правовые последствия недостатков волеизъявления, определяется законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой был наследодатель в момент составления или отмены завещания. Форма составления или отмены завещания определяется законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой был наследодатель в момент составления или отмены завещания21. Однако достаточно соблюдения законодательства Договаривающейся Стороны, на территории которой было составлено или отменено завещание (ст. 41). По вопросам наследования движимого имущества компетентны органы Договаривающейся Стороны, гражданином которой был наследодатель в момент смерти. По вопросам наследования недвижимого имущества компетентны органы Договаривающейся Стороны, на территории которой это имущество находится. Если все движимое имущество, оставшееся после смерти гражданина одной Договаривающейся Стороны, находится на территории другой Договаривающейся Стороны, то по ходатайству наследника, если с этим согласны все известные наследники, производство по делу о наследовании ведет орган этой Договаривающейся Стороны (ст. 42). Завещание вскрывает (оглашает) орган Договаривающейся Стороны, на территории которой находится завещание. Копия завещания и протокола о вскрытии (оглашении) завещания пересылается органу, компетентному вести дело о наследовании (ст. 43)22.
Согласно Минской конвенции СНГ граждане каждой из договаривающихся сторон могут наследовать на территориях других договаривающихся сторон имущество или права по закону или по завещанию на равных условиях и в том же объеме, как и граждане данной Договаривающейся Стороны (ст. 44). Право наследования имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой наследодатель имел последнее постоянное место жительства. Право наследования недвижимого имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой находится это имущество (ст. 45)23. Если по законодательству Договаривающейся Стороны, подлежащему применению при наследовании, наследником является государство, то движимое наследственное имущество переходит договаривающейся стороне, гражданином которой является наследодатель в момент смерти, а недвижимое наследственное имущество переходит договаривающейся стороне, на территории которой оно находится (ст. 46).
Способность лица к составлению и отмене завещания, а также форма завещания и его отмены определяются по праву той страны, где завещатель имел место жительства в момент составления акта. Однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям права места его составления (ст. 47). Производство по делам о наследовании движимого имущества компетентны вести учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой имел место жительства наследодатель в момент своей смерти. Производство по делам о наследовании недвижимого имущества компетентны вести учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой находится имущество (ст. 48).
В МЧП не получили широкого развития унифицированные материально-правовые нормы, регулирующие наследственные отношения. Международная унификация коснулась в основном коллизионных норм. В качестве таковой на универсальной основе можно привести Гаагскую конвенцию 1961 г. о коллизии законов, касающихся формы завещательных распоряжений. Эта Конвенция принята в рамках Гаагской конференции по международному частному праву. Россия в ней участия не принимает. В соответствии с Конвенцией завещательное распоряжение является действительным в том, что касается формы, если его форма соответствует внутреннему законодательству:
- места, где завещатель сделал его;
- гражданства, которое имел завещатель либо во время, когда он сделал распоряжение, либо во время его смерти;
- места, в котором завещатель имел свой домициль либо во время, когда он сделал распоряжение, либо во время его смерти;
- обычного места жительства завещателя либо во время, когда он сделал распоряжение, либо во время его смерти;
- когда речь идет о
Вопрос о том, имел ли завещатель свой домициль в данном месте, определяется правом этого места (ст. 1 Конвенции). Любые предписания, ограничивающие допускаемые формы завещательных распоряжений и относящиеся к возрасту, гражданству или иным личным качествам завещателя, считаются относящимися к вопросам формы. То же правило применяется к качествам, которыми должны обладать свидетели, необходимые для действительности завещательного распоряжения (ст. 5). Применение коллизионных норм, установленных в Конвенции, не зависит от каких-либо требований взаимности. Конвенция применяется, даже если гражданство заинтересованных лиц или право, подлежащее применению, не является гражданством или правом Договаривающегося Государства (ст. 6)24.
Обычно в договорах о правовой помощи предусматривается, что производство дел о наследовании движимого имущества ведут учреждения юстиции страны, на территории которой наследодатель имел последнее постоянное место жительства, а производство дел о наследовании недвижимого имущества - учреждения юстиции страны, на территории которой оно находится.
Постоянно проживающий в Иван-городе (Ленинградская область) гражданин России К. работал водителем на предприятии в Нарве (Эстония). Его жена, гражданка Эстонии, проживала вместе с ним. Она родилась в 1930 г. в эстонской деревне, в семье старообрядцев.
К. погиб при аварии в 1997 г., после его смерти остались сын (проживает в Нарве), дочь (проживает в Иван-городе) и брат (проживает в Таллине). Завещание составлено не было. После смерти К. возникли разногласия по поводу имущества умершего. В Иван-городе он имел жилой дом и автомашину, в Усть-Нарве (Эстония) - летний домик и каменный гараж, а также вклад в эстонском банке (в Нарве)25.
В соответствии со ст. 45 Договора между Россией и Эстонией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 5 августа 1994 г., вступившего в силу 19 марта 1995 г., производство по делам о наследовании движимого имущества ведут учреждения договаривающейся стороны, на территории которой наследодатель имел последнее постоянное место жительства, а производство по делам о наследовании недвижимого имущества - учреждения той стороны, на территории которой находится это имущество. В Договоре предусмотрено, что эти положения применяются соответственно и к спорам по делам о наследовании. В договоре с Эстонией, как и в некоторых других договорах, имеется и особое правило о распределении компетенции, согласно которому в случае, если все движимое наследственное имущество находится на территории государства, где наследодатель не имел последнего постоянного местожительства, то по заявлению наследника, если с этим согласны все наследники, производство по делу о наследовании ведут учреждения этого государства.
2.4. Опека и попечительство в международном частном праве
Институты опеки и попечительства связаны с категорией дееспособности. Опека устанавливается над малолетними и недееспособными гражданами (ст. 32 ГК РФ), а попечительство - над несовершеннолетними и ограниченно дееспособными гражданами (ст. 33 ГК РФ). Попечительство может устанавливаться в отношении лиц, которые не способны самостоятельно осуществлять свою дееспособность в силу физических недостатков (слепота, глухота), а также в отношении расточителей. Чаще всего попечительство устанавливается для охраны интересов ограниченно дееспособных совершеннолетних лиц. Законодательство большинства государств содержит сходные постановления по этому вопросу.
Основное отличие опеки от попечительства заключается в том, что попечитель лично не совершает сделок от имени подопечного, а только дает согласие на их совершение. Опекун сам совершает сделки от имени подопечного. Попечитель не имеет права управлять имуществом подопечного. Назначение попечителя аналогично назначению опекуна. Деятельность и опекунов, и попечителей находится под контролем соответствующих компетентных органов.
Институт опеки и попечительства известен и гражданскому, и семейному праву. В большинстве стран опека и попечительство регулируются в рамках гражданского законодательства. В определенной степени это связано с тем, что семейное право в качестве самостоятельной отрасли присутствует далеко не во всех юрисдикциях, а является отраслью гражданского права.
Подавляющее большинство национальных кодификаций МЧП содержит регламентацию опеки и попечительства. Эти вопросы относятся к "праву лиц". В отношении опеки и попечительства возникают вопросы: возможно ли учреждение опеки (попечительства) над иностранцем или лицом, проживающим за границей; может ли иностранец быть назначен опекуном (попечителем); закон какого государства регулирует как весь комплекс отношений по опеке и попечительству, так и отдельные его аспекты. Очень часто отдельные отношения, вытекающие из данной опеки (попечительства), регулируются разным законодательством.26
Законодательство некоторых стран подчиняет все аспекты опеки (попечительства) единой коллизионной привязке:
- закону домицилия подопечного:
"Опека и другие институты
по защите недееспособных
- закону гражданства
Информация о работе Физические лица в международном частном праве