Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2011 в 10:34, контрольная работа
Международно-правовое регулирование
3.
К вопросу о международном-
9
февраля нынешнего года
С одной стороны, Договор признал «полный и абсолютный суверенитет» Норвегии над Шпицбергеном (ст. 1), с другой – этот суверенитет ограничивался целым рядом серьезных положений, включая предоставление гражданам стран-участниц права «одинакового свободного доступа на архипелаг и возможности ведения там хозяйственной деятельности «на условиях полного равенства» (ст. 2,3). Кроме того, Договор придавал архипелагу, по сути, демилитаризованный статус (ст. 9).
В 1925 г., в соответствии с королевской резолюцией, одновременно вступили в силу Договор о Шпицбергене, Горный устав для Шпицбергена (разработан на основе ст. 8 Договора) и национальный Закон Норвегии «О Шпицбергене».
Однако, уже вскоре, все эти акты Норвегия попыталась использовать для укрепления своего суверенитета в ущерб правовой основе режима Шпицбергена и его уникальному международно-правовому статусу.
Позиция России в отношении норвежских нормативных актов определяется, прежде всего, их соответствием толкованию Договора 1920 г. Так, российская стороны сделала заявление о непризнании ряда норвежских предписаний о природоохранных мерах (о чем речь пойдет ниже), ведении изыскательных работ и бурения на нефть, археологических исследованиях как направленных на ограничение хозяйственной и прочей деятельности на архипелаге. Не согласились мы и с установлением в 1977 г. 200-мильной «рыбоохранной» зоны вокруг Шпицбергена, введением в ней национальных правил регулирования рыболовства как с шагом, противоречащим соглашению 1920 г.9
Исторически
Шпицберген и остров Медвежий, а
также прилегающие морские
Представляется, что наиболее целесообразный политический подход состоит в том, чтобы указанные споры и конкуренция не ставили под вопрос главное, т.е. долговременное и конструктивное российско-норвежское сотрудничество на Севере. Нецелесообразный – это разваливать сотрудничество ради достижения сиюминутных выгод по тем или иным сравнительно второстепенным вопросам. Такой неправильный подход может вести только к росту противоречий и в перспективе – даже к конфликтам.
Вопрос
о Шпицбергене – постоянная тема
российско-норвежских переговоров
и контактов на высоком уровне.
Временами он обостряется, временами
уходит на второй план. Главным успехом
российской политики в последние годы
можно справедливо считать закрепление
в совместном заявлении Президента РФ
и Премьер-министра Норвегии от 12 ноября
2002 года положения о том, что «норвежская
сторона приветствует продолжение российско-экономической
деятельности на Шпицбергене как естественной
и важной части общей деятельности на
архипелаге, а также новые виды такой активности».
Поскольку речь идет о совместном российско-норвежском
документе на высшем уровне, данное обязательство
Норвегии имеет бесспорную международно-правовую
силу и принципиальное значение для сохранения
и развития российского присутствия на
архипелаге в условиях взаимопонимания
и сотрудничества с Норвегией.10
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Баренцево море как обект спорных отношений России и Норвегии