Информационные войны и информационное оружие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 17:00, реферат

Описание работы

В прессе все чаще и чаще стали встречаться сравнительно новые термины “информационное оружие” и “информационная война”, которые, в сущности, означают революцию в военном искусстве. Ведь за этими терминами скрываются принципиально новые формы противоборства, в которых победа, “подавление противника” будет достигаться не с помощью классического или даже ядерного оружия и традиционных способов ведения войны, а путем массированного использования радиоэлектронных средств — информационного оружия. Многие аналитики развитых стран считают этот вид оружия “решающим фактором владения современным миром”.

Файлы: 1 файл

Информационная война. реферат.docx

— 56.33 Кб (Скачать файл)

защита информационных прав и свобод.

Правовые механизмы защиты жизненно важных интересов личности, общества, государства должны разрабатываться в каждой из областей информационной сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные войны на государственном уровне.

Одним из средств информационного оружия является мирная пропаганда достоинств собственного образа жизни. В частности, пропаганду достоинств западной цивилизации и западного образа жизни, включая бескорыстную помощь не западным народам планеты в их добровольном развитии в направлении западного образца общественного устройства, А.А. Зиновьев определил термином западнизация. Так вот, это оружие применялось уже неоднократно и, оценивая его мощь, Зиновьев считает, что ядерное оружие в сравнении с западнизацией выглядит так же, как дубина дикаря в сравнении с водородной бомбой. При этом «Ядерное оружие стоит огромных денег. А западнизация стоит пустяки, а со временем даже прибыль приносить начинает. Можете вы себе вообразить такое: вы бросаете водородно-нейтронную сверхбомбу и в ответ в вас летят мешки с долларами, фунтами, марками и франками? Нет, конечно. А с западнизацией такое вполне естественно. Если не сразу потекут к вам доллары, фунты, марки и франки, то сырье, нефть и газ — наверняка».

Проблема скрытости многих информационных воздействий имеет не последнее значение при применении информационного оружия. Может быть, самым важным во всей этой истории является то, что жертвы данного вида оружия, даже владея теорией и соответствующей материально-технической базой, приходят к осознанию себя как жертвы только потом, когда «поезд уже ушел».

«Бомба западнизации», взорванная в России, произвела в ней неслыханные ранее опустошения не только в сферах государственности, экономики, идеологии и культуры, но и в самом человеческом материале общества. В таких масштабах и в такие сроки это до сих пор еще не удавалось сделать никаким завоевателям и ни с каким оружием. Будучи предназначена (по замыслу изобретателей) для поражения коммунизма, «бомба западнизации» в практическом применении оказалась неизмеримо мощнее: она разрушила могучее многовековое объединение людей, еще недавно бывшее второй сверхдержавой планеты и претендовавшее на роль гегемона мировой истории, до самых его общечеловеческих основ, не имеющих отношения к коммунизму. Целились в коммунизм, а убили Россию. Запад с помощью этого оружия одержал самую грандиозную в истории человечества победу, предопределившую, ход дальнейшей социальной эволюции на много веков вперед» (А.Зиновьев).

Одним из серьезных преимуществ информационного оружия всеми пишущими на эту тему уверенно называется его относительная дешевизна по сравнению с другим видом вооружения. По критерию эффективность / стоимость оно значительно выигрывает у любого другого вида оружия.

Это объясняется тем, что в него не надо вкладывать «энергию» для уничтожения противника. Изначально предполагается, что противник обладает всеми необходимыми средствами для собственного уничтожения.

Задача применения информационного оружия состоит в том, чтобы помочь противнику направить имеющиеся у него средства, в том числе технические, против самого себя.

Один из главных тезисов марксизма - бытие определяет сознание. И это в среднем правильно. Сознание отдельного человека и общественное сознание должны исходить из окружающей реальности - из бытия, иначе действия человека или общества в целом будут аномальны, неадекватны реальности. Однако с созданием информационного общества ситуация меняется. Человек непрерывно находится в информационном поле. В каждом доме есть телевизор, доступны радио и печать, и мозг человека подвергается непрерывному воздействию СМИ, причем это может не иметь никакого отношения к реальности.

В информационно-психологической войне, войне нового типа, используется канал непосредственного воздействия на общественное сознание, на души людей. Задача состоит в том, чтобы заставить массы действовать в нужном направлении даже против своих интересов, а в стане противника расколоть людей, заставить их встать друг против друга. В информационной войне существенное значение имеет практический опыт воздействия на сознание людей. В этом смысле США имели большой задел в опыте рекламы, будь то продажа галантереи или раскручивание имиджа кандидата в президенты. Масштабы рекламной деятельности видны из следующих данных: для среднего американца предназначено свыше 1,5 тыс. рекламных объявлений в день; через почтовое ведомство проходит 16 млрд. рекламных отправлений в год; вечерний час телевидения содержит до 30 рекламных вставок. И дело не только и не столько в количестве рекламы, сколько в том, что чрезвычайно широко используются психологические особенности людей. Технике и искусству рекламы обучают на всех уровнях: в школах, колледжах, университетах. Самые способные, проходя отбор, попадают в рекламные корпорации, которые анализируют итоги изучения спроса, различных тестов, опросов эффективности рекламных сообщений средств массовой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подход США к ведению информационной войны.

К числу первых официальных документов Пентагона по этой проблеме можно отнести директиву Министерства обороны США Т 3600.1 от 21 декабря 1992 года под названием «Информационная война». В 1993г. в директиве Комитета начальников штабов №30 уже были изложены основные принципы ведения информационной войны. И, наконец, в 1997 году было дано следующее определение информационной войне: «Действия, предпринятые для достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии и осуществляемые путем влияния на информацию и информационные системы противника при одновременной защите собственной информации и своих информационных систем».

Начиная с 1994г., в США проводятся официальные научные конференции по «информационной войне» с участием видных представителей военно-политического руководства страны. С этой целью в США уже создан Центр информационной стратегии и политики, задачей которого является изучение возможностей использования информационных технологий в военных конфликтах XXI века.

В настоящее время разработанная Пентагоном концепция ведения информационных войн реализуется на двух уровнях: государственном и военном. На государственном уровне цель информационного противоборства в широком смысле слова заключается в ослаблении позиций конкурирующих государств, подрыве их национально-государственных устоев, нарушении системы государственного управления за счет информационного воздействия на политическую, дипломатическую, экономическую и социальную сферы жизни общества, проведения психологических операций, подрывных и иных деморализующих пропагандистских акций.

Информационные операции (ИО) на данном уровне могут решать задачи защиты национальных интересов США, предупреждения международных конфликтов, пресечения провокационных и террористических акций, а также обеспечения безопасности национальных информационных ресурсов.

На военном уровне ИО представляют собой комплекс мероприятий, проводимых в масштабах вооруженных сил страны, их видов, объединенных командований в зонах, и являются составной частью военных кампаний (операций). Они направлены на достижение информационного превосходства над противником (в первую очередь в управлении войсками) и защиту своих систем управления. Для этого могут использоваться любые военные и технические силы и средства, имеющиеся в распоряжении, при формальном соблюдении правовых, моральных, дипломатических, политических и военных норм. Перед ВС впервые поставлена задача воздействия на противника еще в угрожаемый период (до начала активных боевых действий) с тем, чтобы обеспечить выгодную для США направленность процессов управления и принятия решений противостоящей стороной.

Потенциальная опасность для РФ

Прежде всего, необходимо четко представлять себе, откуда может исходить угроза информационной войны. Хотя, согласно Основным положениям военной доктрины РФ, ни одно государство не рассматривается Россией в качестве вероятного противника, тем не менее, отнюдь нельзя не учитывать политику и стратегию государств, располагающих развитой информационной инфраструктурой.

Судя по всему, информационная война может (и будет) начинаться внезапно, без какой-либо подготовки, типичной для обычной войны. Началом информационной войны, как явствует из фигурировавших в прессе сценариев, будет массированное применение различных систем ИНФОР, которые будут задействованы мгновенно, либо по командам со спутников, либо с удаленных от объектов поражения пультов управления, либо по сигналам от портативных пультов, которыми заблаговременно оснащены особо законспирированные агенты.

При нынешней “прозрачности” российских границ и ослаблении контрразведывательного режима иностранные спецслужбы располагают широкими возможностями для скрытого внедрения различных систем ИНФОР в электронные сети управления стратегических объектов РФ.

Довольно серьезную опасность представляет сеть “Интернет”, которая уже дотянулась до России, хотя ее паутина еще “чрезвычайно тонка и крупноячеиста”. (Может быть, в этом пока заключается наша “противоинформационная оборона”?) Но, судя по материалам, публикуемым в прессе, уже сейчас речь идет об “интернизации всей страны”. В связи с этим обращает на себя внимание деятельность известного американского “филантропа и биржевого спекулянта” Дж. Сороса, создавшего Международный научный фонд якобы для поддержки фундаментальных научных исследований в России. Дж. Сорос, в частности, считает, что для приближения России к открытому обществу выгоднее всего вкладывать капиталы в создание информационной и коммуникационной инфраструктуры, независимой от государства. Здесь есть над чем задуматься... Обычно инвесторы — самые осторожные и даже пугливые дельцы, а тут такая благотворительность на сотни миллионов долларов! К чему бы это? Оказывается, суть в том, что создаваемая г-ном Соросом в России информационная инфраструктура должна подключаться... к сети “Интернет”. Россия может, таким образом, стать частью мирового кибернетического пространства, в котором фактически могут оказаться не только электронные сети учебных заведений, но и парламентские и правительственные. Почва для этого уже подготовлена. Так, составление документов в Аппарате Правительства ведется в рамках отдельной сети. Государственная Дума также имеет свою сеть, региональные администрации — свои. Теперь задача, по Соросу, состоит в том, чтобы накинуть на все эти пока разрозненные сети общую паутину и привязать ее через “Интернет” к глобальному информационному пространству. Таким образом, центральные и местные электронные информационные сети России могут оказаться объектами воздействия информационного оружия.

Так что же делать? Как Россия могла бы парировать эти потенциальные угрозы?

 Прежде всего, необходима оценка угрозы. И здесь первое слово, естественно, принадлежит разведке. Необходимо непрерывное отслеживание всего комплекса проблем, касающихся развития ИНФОР и подготовки к информационной войне государств, располагающих наиболее совершенной информационной инфраструктурой. Это — общая задача разведки. Говоря конкретно, необходима достоверная и компетентная оценка ИНФОР и способов его применения. Требуется также периодический анализ геостратегической ситуации с точки зрения вероятности возникновения информационной войны. Эти оценки и анализ могут служить основой для выработки национальной концепции противодействия (нейтрализации) угрозы такой войны.

Строгое соблюдение правил информационной безопасности должно стать одним из основных требований в экономической, военной и научно-технической политике РФ. Эти правила следует четко систематизировать и конкретизировать. А вообще говоря, необходим “Информационный кодекс”, содержащий четкое определение: информационная политика государства должна быть протекционистской, направленной на развитие российских информационных технологий, защищающей внутренний рынок от проникновения скрытых элементов ИНФОР. Нарушение кодекса должно считаться тяжким преступлением. Кодекс будет иметь важное значение в связи с массовым импортом информационных средств и широким их использованием не только в частном секторе, но и в государственных учреждениях. При этом следует иметь в виду, что пользователи импортных информационных систем главное внимание обращают на их исправность и надежное функционирование, а что в этих системах имеется еще вряд ли их интересует. Вот почему необходим технический контроль за приобретаемыми информационными системами, контроль по специальной методике, разработку которой следовало бы поручить соответствующим НИИ.

Участие России в международных системах телекоммуникаций и обмена информацией должно носить плановый характер и быть монополией государства. Только при этом условии Россия может сохранять “информационную независимость” и принимать в централизованном порядке необходимые контрмеры для противодействия информационному оружию.

Подготовка “информационных кадров”. Это, пожалуй, одна из главных проблем “информационной политики” РФ. Для ее решения необходимо, на мой взгляд, создать государственное высшее учебное заведение, а также факультеты в соответствующих вузах для подготовки специалистов естественнонаучного и инженерно-технического профиля по защите информационных систем и радиоэлектронных сетей страны. В военных академиях и училищах следовало бы ввести специальные курсы с целью изучения проблем, касающихся информационного оружия и информационной войны.

Поскольку Россия в данное время, видимо, относится к странам, в которых создание собственной защищенной информационной инфраструктуры запаздывает, а запретить создание ИНФОР вряд ли возможно (как это, например, сделано в отношении бактериологического и химического оружия), то представляется весьма важным и неотложным делом международное сотрудничество с целью выработки и принятия правовых документов (например, конвенции), обеспечивающих информационную безопасность в условиях современной открытости кибернетического пространства и прозрачности границ. Главное назначение конвенции — обеспечение национальной безопасности и независимости государств от “информационной экспансии” стран, обладающих развитой информационной инфраструктурой и запасами информационного оружия.

Информация о работе Информационные войны и информационное оружие