Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:51, контрольная работа
Хозяйственные товарищества и общества - российский эквивалент понятия "компании". В законодательстве дореволюционной России и в первом российском Гражданском кодексе 1922 года эти юридические лица именовались "товариществами" или "торговыми товариществами", поскольку "торговля" обычно отождествлялась с коммерцией, с предпринимательской деятельностью в целом и регулировалась с помощью особой ветви гражданского (частного) права - торгового права
Управление
в обществе с ограниченной ответственностью
строится исходя из того, что
общее собрание участников является
его высшим органом, обладающим
исключительной (не передаваемой
исполнительным органам) компетенцией
в решении некоторых основных
вопросов жизни общества (ст.
91 ГК). Исполнительные органы
общества обладают "остаточной
компетенцией", то есть
вправе решать все вопросы управления
и деятельности общества, не
отнесенные к исключительной компетенции
общего собрания.
Реорганизация и ликвидация общества с ограниченной ответственностью допускается, помимо общих оснований реорганизации и ликвидации юридических лиц, также по единогласному решению его участников. При этом в соответствии с п. 2 ст. 92 ГК такое общество может преобразоваться либо в иное общество (акционерное или с дополнительной ответственностью), либо в производственный кооператив, но не в товарищество.
Общество с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК) по сути является разновидностью обществ с ограниченной ответственностью. Поэтому на него распространяются и нормы, регулирующие статус общества с ограниченной ответственностью. От последнего общество с дополнительной ответственностью отличается лишь тем важным признаком, что при недостаточности его имущества для удовлетворения требований кредиторов участники такого общества могут быть привлечены к дополнительной ответственности принадлежащим лично им имуществом, причем в солидарном порядке. Однако размер этой ответственности ограничен: он касается не всего их имущества, что характерно для полных товарищей, а лишь его части - одинакового для всех участников кратного размера к сумме внесенных ими вкладов (трехкратный, пятикратный и т.п.).
С этой точки зрения данное общество занимает как бы промежуточное положение между обществами и товариществами. В российском гражданском праве, в частности в Гражданском кодексе 1922 года, такая разновидность коммерческих организаций как раз и называлась товариществом с ограниченной ответственностью, что вполне соответствовало и юридическому смыслу, и сложившемуся словоупотреблению.
Акционерные общества по своей юридической природе на первый взгляд весьма близки к обществам с ограниченной ответственностью. Будучи объединением капиталов, они как будто бы отличаются от последних только способом деления уставного капитала. Он всегда поделен на некоторое количество равных долей, каждая из которых выражена ценной бумагой (акцией).
В
действительности между этими двумя видами
хозяйственных обществ есть и существенные
различия. Так, организация и оформление
уставного капитала общества с помощью
акций означает, что и все права акционера,
и их передача, и прекращение
связаны с передачей этих ценных бумаг.
Отсюда - вторая особенность,
состоящая в том, что участник
акционерного общества при выходе
из него по общему правилу не может потребовать
от общества никаких выплат, так как осуществить
этот выход возможно лишь путем
продажи или иного отчуждения своих акций
другому лицу. Следовательно, акционерное
общество гарантировано от того, что при
выходе из него участников его основной
капитал уменьшится.
Организация акционерного капитала с помощью акций дает два основных преимущества. Во-первых, возможность концентрации большого капитала, первоначально распыленного среди множества мелких вкладчиков. Это особенно важно при реализации крупных инвестиционных проектов - строительстве железных дорог, прокладке судоходных каналов и т.п., которые, собственно, и вызвали к жизни эту форму коммерческих организаций. Во-вторых, с ней связана возможность быстрого отчуждения и приобретения акций, особенно с помощью биржевого механизма и предъявительских акций, что по сути означает возможность почти мгновенного переливания капитала из одной сферы деятельности в другую в соответствии со складывающейся рыночной конъюнктурой. В нынешних российских условиях форма акционерных обществ получила совершенно не свойственное ей развитие путем использования не для концентрации капитала, а для его раздачи в процессе приватизации государственного и муниципального имущества. При этом не могли не возникнуть многочисленные недоразумения и сложности, связанные с использованием конструкции акционерного общества для решения задач, прямо противоположных тем, на которые она рассчитана.
Вместе с тем коммерческая практика давно показала и большую опасность злоупотреблений со стороны руководителей такого общества или его учредителей. Ведь при наличии огромного числа мелких акционеров, как правило, некомпетентных в предпринимательской деятельности и заинтересованных только в получении дивидендов, эти лица приобретают фактически бесконтрольную возможность распоряжения собранным громадным капиталом. Поэтому и необходимо тщательно продуманное акционерное законодательство.
Гражданский кодекс, как уже отмечалось, содержит лишь наиболее общие правила о статусе такой коммерческой организации, определяя ее понятие, основные черты и устанавливая некоторые гарантии защиты прав акционеров и кредиторов общества. Вся остальная регламентация должна составить предмет специального Закона об акционерных обществах. Такой закон уже внесен правительством в Государственную Думу, но он должен полностью соответствовать всем общим правилам ГК. При этом создание акционерных обществ на базе имущества приватизируемых государственных и муниципальных предприятий по-прежнему останется вне сферы действия ГК и Закона об акционерных обществах, составляя предмет специального законодательства о приватизации (абзац второй п. 3 ст. 96 ГК). Согласно п. 46 действующего Положения об акционерных обществах, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 года № 601, акции акционерных обществ могут быть только именными. На этой же позиции стоит пока и проект Закона об акционерных обществах. Такой подход облегчает налоговый и иной контроль государства за сделками с акциями. Многие действующие в настоящее время в России акционерные общества не выпускают акции в обычной, бумажной форме, а осуществляют их "электронную эмиссию", составляя записи в памяти компьютера на специальных счетах, хотя одновременно ведут и специальный реестр акционеров в особых книгах. Акционер при этом получает либо сертификат акций, либо выписку из такого реестра с указанием числа своих акций. В такой ситуации экономисты и финансисты нередко говорят о появлении "бездокументарных ценных бумаг". В действительности, конечно, речь идет лишь об особом способе фиксации прав акционеров, к которому при определенных условиях могут применяться некоторые правила о ценных бумагах, если, конечно, это не противоречит существу дела и, в частности, не вытекает из особенностей такой фиксации (п. 1 ст. 149 ГК). Приравнивать же "запись на счете" к ценным бумагам и отождествлять их правовой режим невозможно.
В ст. 97 ГК предложено более обоснованное, чем в прежнем законодательстве, различие акционерных обществ открытого и закрытого типа. Акционерное общество открытого типа распределяет свои акции среди неопределенного круга лиц, а потому только оно вправе проводить открытую подписку на акции. Поэтому его участники (акционеры) свободно отчуждают принадлежащие им акции, а их число не может быть ограничено.
В обществах закрытого типа акции распределяются только между учредителями или среди заранее определенного круга лиц. Поэтому здесь в принципе постоянный (а не переменный, как в акционерном обществе открытого типа) состав участников. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на свои акции, а его участники приобретают преимущественное право покупки акций, продаваемых выходящими из общества акционерами третьим лицам. Закрытые акционерные общества получили большое распространение из-за боязни работников приватизированных предприятий допустить посторонних лиц к управлению делами общества. Число их участников подлежит ограничению (по проекту акционерного закона - не свыше 50), что приведет к трудностям для крупных предприятий, создавших закрытые акционерные общества в ходе приватизации.
Одной из важных форм контроля акционеров за деятельностью руководителей общества является принцип публичного ведения дел. Этот принцип применен ГК к акционерным обществам открытого типа (п. 1 ст. 97). Он означает необходимость периодической публикации для всеобщего сведения годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков, сведения о которых не могут составлять коммерческую тайну общества.
Акционерное
общество по своей природе
предполагает наличие определенной
системы органов управления, компетенция
которых отражена в уставе. В
нем же фиксируются и другие
необходимые сведения, в частности
о категориях выпускаемых обществом
акций, о размере его уставного капитала
и др. Устав является единственным
учредительным документом акционерного
общества. Учредительный договор
здесь не заключается, ибо это
физически невозможно при наличии большого
числа акционеров. В данном случае может
заключаться лишь договор учредителей
о создании такого общества,
то есть договор об их
совместной деятельности, утрачивающий
силу с момента достижения своей
цели -создания соответствующего акционерного
общества (п. 1 ст. 98 ГК).
Акционерное общество согласно п. 6 ст. 98 ГК может быть создано одним лицом и сохраняется в случае приобретения всех его акций одним участником. Это, в частности, открывает возможность создания государственных и муниципальных обществ ("предприятий"), то есть коммерческих организаций-собственников с полным государственным (муниципальным) участием, в которые и можно постепенно переводить многие государственные предприятия-несобственники. Однако единственным участником акционерного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п. 6 ст. 98 ГК).
С целью защиты прав акционеров закон определил исключительную компетенцию общего собрания акционеров (п. 1 ст. 103 ГК), а компетенция исполнительных органов тоже сформирована "по остаточному принципу" (п. 3 ст. 103 ГК). В обществах с числом участников более 50 обязательно создание постоянно действующего коллективного органа акционеров - наблюдательного совета (совета директоров). Этот орган также имеет определенную исключительную (не передаваемую другим органам общества) компетенцию.
Указанным целям служит и возможность для акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале общества составляет 10 процентов или более, во всякое время требовать независимой аудиторской проверки деятельности акционерного общества как открытого, так и закрытого типа.
Для обеспечения гарантии прав кредиторов общества закон предъявляет весьма жесткие требования к уставному капиталу [3]. Так, до его полной оплаты запрещена открытая подписка на акции, что, по сути, означает обязанность учредителей общества оплатить акции первоначально самим, по номинальной цене (п. 3 ст. 99 ГК).
В этих же целях установлено правило о том, что при уменьшении чистых активов общества ниже объявленного уставного капитала общество не вправе выплачивать дивиденд, а должно объявить и зарегистрировать уменьшение уставного капитала. Если стоимость таких активов становится меньше минимума, определенного законом, общество подлежит ликвидации. Кроме того, при уменьшении уставного капитала общество обязано уведомить об этом своих кредиторов, которые получают право требовать досрочного исполнения или прекращения обязательств и возмещения возникших в связи с этим убытков (п. 4 ст. 99, п. 1 ст. 101 ГК).
Уменьшение уставного капитала общества может при этом производиться только двумя способами: путем либо уменьшения номинальной стоимости акций, либо покупки их части самим обществом с последующим погашением. Второй вариант допустим, если он прямо предусмотрен уставом общества. Следовательно, нельзя уменьшать капитал общества, не затрагивая либо стоимости, либо количества выпущенных акций. Соответственно этому и увеличение уставного капитала допускается путем либо увеличения номинала акций, либо выпуска дополнительных акций. Во втором случае устав общества может предусмотреть преимущественное право владельцев голосующих акций на приобретение вновь выпускаемых акций. При этом прямо запрещено увеличение уставного капитала общества до его полной оплаты либо для покрытия убытков общества (п. 2 ст. 100 ГК).