Вексель, как объект гражданских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 23:12, контрольная работа

Описание работы

Некоторые известные ученые, такие как Табашников, Гольфшимдт и Грюнгут, в своих работах утверждали, что простые векселя имеют более раннее происхождение, чем переводные. Они обосновывали свою позицию тем, что найденные простые векселя относятся к более раннему периоду чем самые старые переводные векселя векселя. Но большинство российских юристов придерживались противоположного взгляда. Они отдавали пальму первенства переводному векселю.

Содержание работы

1. Введение 3


2. Вексель, как объект гражданских прав 7


3. Некоторые коллизионные вопросы применения вексельного права 23


4. Список литературы 27

Файлы: 1 файл

коммерческое право.docx

— 61.15 Кб (Скачать файл)

       Вексельное  обязательство - обязательство  денежное. Поэтому передача денег  не может иметь значения отступного  по векселю. К принятию же  иного имущества - собственно  отступного вместо денег принудить  векселедержателя никто не может.  Только с его согласия, прямо  выраженного в договоре с плательщиком, вексельное обязательство может  быть прекращено передачей чего-либо, отличающегося от денег.

       Такие соглашения, конечно, не  имеют силы для трех лиц.  Выше я приводил пример, когда  несмотря на наличие соглашения  должника с векселедержателем  об уплате отступного по векселю,  третье лицо, не участвующее в  соглашении, ставшее векселедержателем, правомерно потребовало платы денег.

       Условие об отступном должно  быть прямо выражено в общегражданском  соглашении, но не в самом векселе.  Один и тот же акт не может  одновременно обсуждаться и по  специальным нормам вексельного  законодательства, и по нормам  гражданского долгового документа  - либо одно, либо другое. По вексельному  праву отступного не существует, а по гражданскому в случае  с векселем не обсуждается.  Поэтому всякие условия об  отступном, включенные в сам  вексель (оплата производится  отгрузками металла, оплата нефтью, оплата перевозками и т.п.), следует  считать просто не написанными.  Тем более не имеют юридического  значения подобные условия, имеющие  вид декоративных элементов бумаги, на которой исполнен вексельный  текст (например «рамочка»,состоящая из фраз типа «Оплата шинами»и т.д., или водяной знак «Погашение нефтью»)1 . Векселедержатель не может потребовать от должника без согласия последнего  оплаты шинами, металлом, нефтью и т.д., как и векселедатель не может «всучить» векселедержателю без его согласия ничего из выше перечисленного.

        От соглашения о предоставлении  отступного следует отличать соглашение о новации.  Предметом как соглашения об отступном, так и соглашения о новации являются имущество, работы или услуги, а их содержанием - обязательство по передаче указанного предмета. Отличие данных соглашений лишь в том, что в случае отступного обязательство прекращается его фактическим предоставлением, в то время как в случае новации обязательство прекращается одним лишь достижением соглашения о новом обязательстве.

                 Так,  если векселедержатель и векселедатель  договорились, что вексельное обязательство прекращается в момент получения векселедержателем от векселедателя определенной продукции (товара,работ или услуг), то перед нами соглашение об отступном. Если же суть договоренности в том ,что вексельное обязательство прекращается с момента возникновения обязательства по передаче продукции (производству работ, оказанию услуг), будучи замененным этим новым обязательством, то это - соглашение о новации.

         Особенно трудно разграничить новацию и отступное в случае, когда предметом соглашения является вексель. Критерии при этом должны быть следующие.

         Если достигается соглашение о том, что некое вексельное обязательство (назовем его обязательством из векселя  А) прекращается с момента возложения на должника обязанности выдать или  предоставить путем передачи иной вексель, то это - соглашение о новации, ибо  обязательство заменяется обязательством. Если достигается соглашение о том, что обязательство некоего лица из векселя А прекращается с момента  выдачи должником нового векселя (векселя  В), то есть с момента принятия должником  нового вексельного обязательства, то перед нами по-прежнему соглашение о новации. То обстоятельство, что  существующее обязательство прекращается с момента передачи вещи, каковой, как и всякая ценная бумага, является вексель, не превращает данный процесс  в предоставление отступного, ибо  природа ценности векселя определяется содержащимся в нем обязательством платежа.

         И только в случае, когда  обязательство из векселя А прекращается, согласно условиям соглашения с момента  передачи (в частности, посредством  индоссамента) кредитору векселя  третьего лица (векселя В), такое  соглашение можно рассматривать  как соглашение об отступном. Причина - несоблюдение одного из главных признаков  новации: новое обязательство должно связывать тех же лиц, которые участвовали в прежнем, прекращенном обязательстве.

         Наконец, специфическим  российским феноменом является соглашение о прекращении вексельных обязательств путем зачета. Для зачета достаточно заявления одной стороны. Однако это правило применимо только в этом случае, если предметом зачета являются предметно и юридически однородные требования. В иных случаях необходимо привести к некоему «общему знаменателю», что и составляет основную задачу соглашения о зачете. Приведения разнородных требований к общему знаменателю традиционно выражается в их денежной оценке. 
 

НЕКОТОРЫЕ КОЛЛИЗИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ПРИМЕНЕНИЯ  ВЕКСЕЛЬНОГО ПРАВА 

       Статьи 128, 130 и 143 Гражданского кодекса  признают вексель ценной бумагой  и имуществом. Кодекс не разъясняет, какой именно вексель может  быть признан имуществом. Если  положения этих статей рассматривать  в контексте со ст. 166-181 ГК, то  фальшивые недействительные (в том  числе и ничтожные), неакцептованные  переводные, большинство из неоплаченных  в срок векселей (с одновременным  пропуском срока давности) не  могут быть признаны имуществом.

         Кроме того содержание векселя  надо осмыслить с другой точки  зрения. Если вексель является имуществом, то последнее не может возникнуть из ничего и исчезнуть безвозвратно. Исходя из этого, вексель не может  быть самостоятельным имуществом, это  лишь временный эквивалент имущества1. Товарный вексель для поставщика будет одним из видов права требования за отгруженный товар, то есть дебиторской задолженностью, обеспеченной векселем, одновременно выполняющей функцию предоставленного кредита. В то же время право требования, вытекающее из договора купли-продажи, в котором предусмотрена оплата счета после отгрузки и перехода права собственности к покупателю, так же выполняет функцию товарного кредита. Сам товарный вексель (право требования) от обыкновенного права требования отличается лишь более высокой степенью ликвидности, так как право требования, обеспеченное векселем, теоретически проще продать, использовать в качестве залога, учесть в банке. После получения товарного векселя само право требования, вытекающее из договора купли-продажи, никуда не исчезает , но может потерять форму векселя, если этот вексель передан другому векселедержателю после истечения сроков оплаты или предъявления протеста.

         К примеру, предприятие  А выпустило и отгрузило товар  стоимостью 500 млрд. рублей предприятию  Б, а последнее отгрузило предприятию  А другой товар (по другому договору) на 500 млрд. рублей. Два предприятия  имеют имущество на 1000 млрд. рублей. Может ли возникнуть имущество ниоткуда?  Нет.  Дело в том, что к каждому предприятию предъявлено встречное требование на равные суммы, эти встречные требования полностью уничтожают предыдущие. С учетом приведенного ранее анализа необходимо сделать вывод, что дебиторская задолженность (право требования ) может числиться на балансе поставщика в качестве эквивалента имущества (отгруженного товара), а у покупателя его имущество, отраженное в активе баланса, уменьшается на сумму кредиторской задолженности (на сумму права требования поставщика).

         Если упомянутые предприятия  вручили друг другу товарные векселя  ценой по 500 млрд. рублей, новое имущество  у них не возникает, так как  ему неоткуда появиться. Лишь право  требования, отраженное в бухгалтерском  учете в виде дебиторской задолженности, изменяет свое качество, то есть оно  обеспечивается векселем, а сам вексель (документ) формально признается правом требования, хотя за ним скрывается реальное право требование, вытекающее из договора купли-продажи. Если к примеру, предприятие А использовало вексель  предприятия Б для расчетов с  предприятием В, а предприятие В  предъявило его к оплате предприятию  Б, то у предприятия Б эквивалент имущества (товара) в виде права требования превращается ( не исчезает) в имущество, полученное от предприятия В. Аналогичные  изменения происходят и у других участников товарно-денежных отношений  с использованием векселей.

Видимо, реальным имуществом может быть финансовый вексель, за который уплачены или будут  уплачены в ближайшее время деньги, а также товарный вексель по которому наступил срок платежа, или который  использован для расчетов с поставщиками, или учтен в банке1 . До наступления упомянутых моментов вручение товарного векселя не увеличивает имущество, а следовательно такие векселя не могут считаться имуществом. 

  На протяжении всей истории своего развития вексельное обращение было тесно связано с международной торговлей. Нередко в качестве сторон одного и того же векселя выступали лица, принадлежавшие к государствам, входившим в различные системы вексельного права. Вполне естественно, что в международном обществе возникало стремление унифицировать вексельное право различных стран, прежде всего привести в соответствие вексельное право стран женевской и англо американской систем.

      С этой целью Комиссия ООН  по праву международной торговли  (ЮНСИТРАЛ) подготовила проект Конвенции  о международных переводных векселях  и международных простых векселях. Проект Конвенции явился результатом пятнадцатилетней работы комиссии в этом направлении. Столь долгий срок работы не случаен, поскольку задача унификации вексельного права является нелегкой задачей: разница в вексельном праве стран женевской и англо-американской систем  определяется разницей не только собственно в вексельном праве, но в принципиальных отличиях права стран континентальной системы и системы «общего права».

     Конвенция не ставила своей  целью полностью унифицировать  вексельное право различных стран  - такая задача была бы столь  же преждевременной, сколь и не разрешимой. Задача сводилась к тому, чтобы унифицировать вексельное право в той его части, которая непосредственным образом затрагивает интересы международного торгового сообщества - сферу международного обращения векселей. В силу этого и само понятие векселя, и все рассмотренные в Конвенции конструкции вексельного права относятся именно к международным простым и переводным векселям.

     Конвенция определяет международный  переводной или простой вексель  исходя из трех составляющих: названия документа, место совершения определенного вексельного действия, содержания документа.

     Что касается названия, то согласно ст 1, Конвенция применима к документам, озаглавленным «Международный переводной вексель». При этом Конвенция, в отличие от подхода к данному вопросу вексельного права стран англо-саксонской системы, не применяется к чекам.

      В отношении места совершения  определенного вексельного действия  устанавливаются два следующие  правила. Прежде всего в тексте векселя должно быть указано по крайней мере два из следующих мест: место выставления векселя; место, указанное рядом с подписью векселедателя, место, указанное рядом с наименованием получателя; место платежа; в отношении переводного векселя к числу таких мест добавляется также место, указанное рядом с наименованием плательщика. Второе правило состоит в том, что любые два таких места находятся в разных государствах.

        Наконец, в отношении вексельного текста Конвенция содержит перечень реквизитов, которые должны присутствовать  в тексте документа. К числу таковых относятся: в виде слов «международный переводной (или простой) вексель», безусловный приказ (для простого векселя - безусловное обязательство) уплатить определенную денежную сумму получателю платежа или его приказу; указание на то, что вексель подлежит оплате по предъявлении или в определенный срок; дата составления векселя; подпись векселедателя.

       Только при выполнении трех  вышеперечисленных групп условий  документ будет считаться международным  переводным или простым векселем  в понимании Конвенции ЮНИСИТРАЛ  и к нему могут быть применены  нормы Конвенции.

     В отношении вексельных реквизитов  Конвенция содержит ряд норм, которые не соответствуют традиционному для России подходу, основанному на Женевских вексельных конвенциях 1930г.

       Так например обстоит дело  в отношении определенности вексельной  суммы. Согласно ныне действующему в России вексельному праву, не допускается указание в векселе различных последовательных сроков платежа. Но Конвенция избрала при решении этого вопроса подход английского закона о переводных векселях. В силу этого ст. 7 допускается указание в векселе возможности выплаты суммы векселя частями в последовательные даты, а также частями в последовательные даты с указанием в векселе, что в случае неуплаты любой части невыплаченный остаток подлежит немедленной уплате. Конвенция не содержит столь строгих норм к указанию сроков платежа по векселю, которые характерны для современного российского права. Вексель, согласно нормам Конвенции, может быть составлен либо с оплатой по предъявлении, либо подлежащим оплате в определенный срок. Вексель будет рассматриваться в качестве подлежащего оплате по предъявлении, если в нем срок платежа либо не указан , либо указано, что он оплачивается по предъявлении, по требованию и т.п. Что касается иных сроков платежа, то все они охватываются понятием «определенный срок». Вексель будет считаться подлежащим оплате в определенный срок , если он, согласно тексту документа, должен быть оплачен: в указанную дату либо в установленный промежуток времени от указанной даты или в установленный промежуток времени от даты версии; в установленный промежуток времени от предъявления; частями в последовательные даты. 

Информация о работе Вексель, как объект гражданских прав