Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2010 в 12:39, Не определен
Понятие, объект, субъект, содержание страхового правоотношения
С
вступлением в действие части
второй ГК сложившуюся практику необходимо
изменить. Страхование договорной ответственности
заемщика теперь не допускается. Возможно
лишь страхование своего предпринимательского
риска самим банком-
По договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
Договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо. В случае смерти лица, застрахованного по договору, в котором не назван иной выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица.
Договор личного страхования в пользу лица, не являющегося застрахованным лицом, в том числе в пользу не являющегося застрахованным лицом страхователя, может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица. При отсутствии такого согласия договор может быть признан недействительным по иску застрахованного лица, а в случае смерти этого лица по иску его наследников.
Статья 934 ГК расширяет круг объектов страхования и, соответственно, возможных страховых случаев по договору личного страхования, предусмотренный ст. 4 Закона о страховании, где этот круг определен как «имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица». Статья 934 ГК добавляет к этому перечню наступление в жизни застрахованного лица и иного предусмотренного договором события, а не только достижения им пенсионного возраста. Комментируемая статья допускает также возможность установить договором страхования обязанность страховщика выплатить выгодоприобретателю единовременно обусловленную договором сумму в случае наступления указанного в договоре события, чего ст. 4 Закона о страховании также не предусматривает.
П. 1 ст. 934 ГК устанавливает императивную норму, согласно которой право получения страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор. Из этого следует, что по договору личного страхования не допускается исключение или какое-либо ограничение прямого обращения выгодоприобретателя к страховщику с требованием об уплате страховой суммы и предъявления им к страховщику соответствующего иска.
Нарушение
правила, установленного абз. 2 п. 2 ст. 934,
делает сделку - договор страхования
- оспоримой (ст. 166 ГК), поскольку договор
может быть признан недействительным
по иску лиц, указанных в п. 2 ст. 934. Но если
эти лица в установленный срок и в соответствии
с общими правилами об исковой давности
такого требования не заявят, договор
сохраняет силу.
2. Объект страхового правоотношения.
Одним из самых спорных вопросов в литературе страхового права является вопрос об объекте страхового правоотношения. Особую остроту этот спор приобретает при определении соотношения объекта страхового правоотношения и его предмета. Полагаем, что для полноценного раскрытия понятия «объект страхового правоотношения» необходимо отграничить его от понятия «предмет страхового правоотношения».
Филологическое толкование терминов «предмет» и «объект» означает: «Предмет толкования – это всякое материальное явление, вещь»6. В другой трактовке под предметом понимается все то, что представляется чувствам»7. Объект же представляет собой «явление, на которое направлена какая-либо деятельность». Другими словами, с точки зрения русского языка предмет является вещью, доступной нашим чувствам, а объект - явлением, являющимся целью какого-либо осознанного внешнего воздействия.
В
философском отношении
Лингвистический и языковой анализ категорий «объект» и «предмет» страхования, таким образом, логично приводит нас к неравнозначности данных понятий. Но при этом, было бы неправильным и утверждение о том, что предмет страхования и объект являются полностью независимыми по отношению друг к другу. Их связывает органическое единство.
Для дальнейшего изложения предмет страхования обозначим как «то, на что застраховано», а объект страхования как «то, на что направлены отношения по страхованию». Поскольку мы установили зависимость заинтересованности в страховании от его предмета, то определим его разновидности в различных видах страхования.
При
страховании имущества
Предмет страхования, являясь материальным субстратом страхового отношения, позволяет определить такие его параметры, как размер страховой суммы, а, следовательно, произвести обоснованный расчет страховой премии. В отношениях личного страхования предметом являются, как мы уже отметили, личные неимущественные блага. Здесь возникает следующий вопрос: как благо, не имеющее рыночной, материальной оценки, может быть основой для определения страховой суммы? Ответ состоит в следующем. Личные нематериальные блага не подлежат материальной оценке в том смысле, что нельзя определить их рыночную стоимость. Однако указанное обстоятельство преодолевается тем, что личное страхование ставит целью не покрытие убытков, а снижение негативных материальных последствий при воздействии на личное нематериальное благо неблагоприятных факторов. Именно поэтому любая страховая сумма в личном страховании назначается произвольно и предполагается достаточной (что, в свою очередь, делает невозможным здесь неполное страхование).
Другим свойством предмета страхования является определение характера страхового случая и размера ущерба, подлежащего урегулированию в ходе исполнения страховщиком своего обязательства. Стоит отметить, что в личном страховании определение размера ущерба носит несколько формализованный характер. Для определения размера ущерба применяются специализированные таблицы, в которых размер выплаты исчисляется в процентном отношении от страховой суммы в зависимости от конкретного телесного повреждения, болезни.
Обратимся к объекту страхования. Выше мы уже отметили, что страхование защищает не предмет страхового правоотношения (материальные и нематериальные блага), а ту пользу и те выгоды, которые можно потенциально из него извлечь, недополучить или утратить.
Разные исследователи выделяют объектом страхования самые различные категории:
Застрахованное имущество (в имущественном страховании) и жизнь, здоровье, трудоспособность (в личном страховании).
Интерес страхования (в одной трактовке «имущественный интерес», в другой - «страховой интерес»).
Риск утраты чего-либо.
Право обладания (вещные и обязательственные права).
Материальное или нематериальное благо.
Застрахованное имущество не может быть объектом страхования в силу того, что оно является его предметом. Риск есть возможность появления обстоятельств, обусловливающих неуверенность или невозможность получения ожидаемых результатов от реализации поставленной цели, т.е. фактически вероятность наступления события, на случай которого осуществляется страхование. Права обладания не могут защищаться страхованием в качестве его объекта, т.к. если бы это было так, то следовало бы признать целью страхования защиту прав обладания. Наконец, выделение в качестве объекта страхования категории «благо» представляется также необоснованным в силу широты данной категории.
Большинство современных исследователей в области страхового права (Ю.Б. Фогельсон, В.Ю. Абрамов, И.В. Кривошеев, В.С. Белых) сходятся во мнении, что объектом страхования является страховой интерес8. К указанному мнению присоединяемся и мы. Напротив, другие исследователи не разделяют данной позиции полностью, но предлагают весьма сходный взгляд на проблему объекта страхования. Так, А.И. Худяков пишет: «по причинам отсутствия легального определения страхового интереса и наличия множества различных значений в научном применении, что затрудняет восприятие понятия, следовало бы вообще отказаться от его использования. Учитывая, что страховое законодательство содержит уже другую терминологию, разнобой в применении понятий лишь затрудняет … передачу мысли»9. Позиция данного автора дополнительно свидетельствует о недостаточной теоретической разработке понятия страхового интереса и запутанности в его понимании.
Действительно,
в настоящее время