Социальная организация людей в догосударственный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 16:23, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение характеристик социальной власти и норм, существовавших в первобытном обществе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………………3
1.Догосударственные формы социальной организации………………………4
2.Социальные нормы первобытного общества……………………….………9
Заключение………………..…………………………………..……….………..14
Список использованной литературы…………………………………………..16

Файлы: 1 файл

ПЕРВОБЫТНОЕ_ОБЩЕСТВО_15стр.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

    Постепенно, по мере увеличения количества людей  на земле, из родовых общин стали  выделяться дочерние роды, и первоначальная община, состоящая из нескольких родов стала называться фратрией. Несколько родов объединялись в племя, для решения важнейших вопросов в котором собирался совет вождей отдельных родовых общин, так как собрать всех членов племени обычно представлялось невозможным из-за большого числа его членов. Совет вождей для проведения отдельных мероприятий, например, разрешения конфликта с соседним племенем, избирал вождя племени. Наконец, на закате первобытности появились еще более высокие формы социальной организации – союзы племен, которые носили обычно временный характер и управлялись советами вождей отдельных племен. На базе племен и союзов племен возникали первые государства.

    Итак, можно выделить формы догосударственной организации человечества: человеческое стадо (праобщина) → родовая община (неолит) → соседская (семейная) община → племя → союзы племен → суперсоюзы племен (протогосударство).

2.СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

 

    Понимание неолитической революции как  рубежа, делящего всю историю человечества на два способа его существования и воспроизводства — на присваивающую и производящую экономики, — является также и методологическим ключом к изучению происхождения права, научного познания этого не менее сложного, чем государство, социального института.

    Обратившись к социально-экономической сущности присваивающей системы хозяйства, нетрудно заметить, что эта система объективно не нуждалась в учете вклада каждого члена общества в результаты конкретной охоты, занятия рыболовством, в другие способы добывания пищи, в обеспечение жильем и т.п.

    Не  было в присваивающем хозяйстве  и какого-либо нормирования затрат времени на участие того или иного  члена общины в этих процессах обеспечения жизнедеятельности локальной группы. Регулятивным фактором для таких затрат выступала только половозрастная структура общины, клана, локальной группы, экологическое состояние среды, возможности и потребности самих общин охотников, рыболовов и собирателей, умение и опыт отдельных членов общины. Самоорганизация, иные самопроизвольные процессы — вот главное, что характеризовало в целом взаимодействие человека и природы в присваивающей экономике на протяжении многих тысячелетий. Постепенно, однако, в таких обществах возникают и получают распространение и регулятивные начала, формировавшиеся в ходе этой самоорганизации человечества. Такая регуляция обеспечивала существование и воспроизводство конкретных общин, кланов, групп.

    Возникали правила, направленные на смягчение  агрессивных столкновений между группами, организацию семейно-брачных отношений, взаимопомощи, совместных охот, рыболовного промысла, распределение пищи, соблюдение определенных санитарно-гигиенических установлений, функционирование потестарных органов управления, процедуры разрешения споров и т.п. Эти регулятивные начала осуществляются в разных формах, но суть их одна — они направлены на поддержание присваивающих экономик, на гармоничное существование человека в природной среде, на его воспроизводство как биологического вида.

    В структуре регулятивной системы первобытного общества — социальных норм присваивающей экономики — можно выделить следующие элементы4.

    Содержание. Социальные нормы, как отмечалось, были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничного существования и воспроизводства конкретных общин в природной среде. Одним из важных факторов такого существования было закрепление за соответствующей группой, кланом той или иной территории, на которой они перемещались. Если же какая-либо другая, как правило, родственная группа в силу природных условий не могла пользоваться своей территорией (например, пересыхали источники), то ей представлялась возможность жить на территории другой группы. В социальных нормах закреплялась и выполнявшая функции экологического регулятора тотемная система.

    Способы регулирования. Здесь можно выделить три основных способа — запреты, дозволения и (в зачаточной форме) позитивное обязывание.

    Запреты существовали, главным образом, в виде табу, т.е. в виде подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные поступки, например, заключать браки между кровными родственниками.

    Дозволения (разрешения), определяя поведение  человека или объединений людей в присваивающей экономике, указывали, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки сбора их плодов, выкапывания корней, на пользование той или иной территории, источниками воды, на допустимость добрачных половых связей (в некоторых обществах) и т.д.

    Запрещалось: нарушать разделение функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми; убийство; телесные повреждения; каннибализм; кровосмешание; колдовство (им могли заниматься лишь специальные лица — колдуны); похищение женщин и детей; недозволенное применение оружия на стоянках; воровство; нарушение правил супружеского союза, в том числе эквивалетности между общинами при обмене женщинами для брака; систематическая ложь; нарушение супружеской верности и т.п.

    Формы выражения. Социальные нормы присваивающей экономики находили свое выражение в мифологических системах, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, в иных формах.

    Мифологическая  нормативная система — одна из древнейших и очень мощных форм социального  регулирования. В современной исторической и этнографической науках давно преодолено отношение к мифам первобытного общества как к суевериям и заблуждениям. Все в большей степени выделяется и изучается идеологическая и нормативно-регулятивная функция мифов, которые «поддерживают и санкционируют определенные нормы поведения» в обществах охотников, рыболовов, собирателей, реализуют нормативно-информационную функцию — как набор хороших и дурных примеров, выступают своего рода «руководством к действию», демонстрируя способы поведения, которым надлежит следовать «в своих взаимоотношениях с природой и друг с другом» (У. Маккойел)5.

    Процедуры. Формирование и осуществление социальных норм в присваивающих обществах также имели самостоятельные, отличные от раннеклассовых обществ процедуры. Наряду с самоорганизационными процессами формирования традиций, обычаев, обрядов, присваивающая экономика на некоторых этапах своего развития знает и сознательное, творческое создание норм.

    В доклассовом обществе имелись дополитические властные органы (потестарные органы), которые тоже вырабатывали нормы. По объекту регулирования последние можно условно подразделить на нормы земельные, имущественные, уголовные, а по субъектам — на нормы родственных отношений, брачно-семейные, групповые, межгрупповые. Были в этом обществе и своеобразные «процессуальные» нормы. Так, нарушение разбиралось и наказание назначалось самим коллективом, причем не только в лице старейшин и вождей, но и ближайшими родственниками виновного или пострадавшего.

    Санкции. Хотя для присваивающих обществ было характерно добровольное выполнение правил поведения, здесь, однако, знали и различных нарушителей — брачно-семейных отношений, порядка пользования участками территорий, тотемных систем, а соответственно — и строгое, вплоть до лишения жизни, наказание таких нарушителей. При этом санкции не очень четко дифференцировались на реальные и сверхестественные. Поскольку же нарушения всегда затрагивали религиозную сторону жизни общества, то санкции всегда как бы освящались, поддерживались религиозными, сверх-естественными силами.

    Санкции имели свою структуру: общественное порицание, изгнание из общины, нанесение  телесного повреждения, смертная казнь  — наиболее типичные их формы.

    Такой была структура регулятивной системы  присваивающих обществ, которая и в целом по своему содержанию, и в своих элементах была совершенно иного типа, чем та, которая возникла в производящей экономике.

    Многочисленные  сложные взаимосвязи прав (можно) и обязанностей (должно), запретов и  разрешений, позитивного связывания, обеспеченного принуждением, пронизывают всю социальную структуру раннеклассового общества. Таким образом, способы регулирования были, прежде всего, ориентированы на общесоциальные функции, на обеспечение нового типа трудовой деятельности. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В истории государства и права выделяют следующие формы догосударственной организации человечества: человеческое стадо (праобщина) → родовая община (неолит) → соседская (семейная) община → племя → союзы племен → суперсоюзы племен (протогосударство).

    Первые  формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества.

    Общественная (социальная) власть, существовавшая в  догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

    1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

    2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);

    3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

    4) осуществлялась как обществом  в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями  (старейшинами, советами старейшин,  военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

    Социальные  нормы, существовавшие в догосударственный  период:

    1) регулировали отношения между  людьми, что стало отличать их  от норм несоциальных - технических,  физиологических и других, которые  регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п.;

    2) реализовались главным образом  в виде обычаев (т.е. исторически  сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

    3) существовали в поведении и  в сознании людей, не имея, как  правило, письменной формы выражения;

    4) обеспечивались в основном силой  привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

    5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;

    6) были продиктованы естественно-природной  основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

    7) выражали интересы всех членов рода и племени. 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Алексеев  В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История».— М.: Высш. шк., 1990.
  2. Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: Общий контекст социальной эволюции при образовании государства. М.: УРСС, 2007.
  3. Жидков О. А. Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран. М.: Норма-Инфра М, 1999
  4. Общая теория права. Курс лекций /под общ. ред. В. К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.

Информация о работе Социальная организация людей в догосударственный период