Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 18:39, контрольная работа
Римское право различает два вида опеки: опеку в собственном смысле, опеку, и попечительство, но принципиального различия между обоими видами нет. Разница сводится только к тому, что в тех случаях, когда необходимо при заключении сделки согласие опекуна, это согласие при опеки выражается в форме auctoritatis interpositio, а при попечительстве в виде простого consensus curatoris. Auctoritatis interpositio давалась непременно тотчас же при самом заключении сделки опекаемым и в виде ответа опекуна на соответствующий вопрос контрагента.
Оглавление
Римское право различает два вида опеки: опеку в собственном смысле, опеку, и попечительство, но принципиального различия между обоими видами нет. Разница сводится только к тому, что в тех случаях, когда необходимо при заключении сделки согласие опекуна, это согласие при опеки выражается в форме auctoritatis interpositio, а при попечительстве в виде простого consensus curatoris. Auctoritatis interpositio давалась непременно тотчас же при самом заключении сделки опекаемым и в виде ответа опекуна на соответствующий вопрос контрагента.
Роль опекуна или куратора может быть различна, смотря по характеру недееспособности, послужившей основанием для учреждения опеки. Иногда эта недееспособность будет полной (малолетний, безумный); тогда опекун или попечитель должен вполне заменять подопечного, должен самостоятельно вести все его дела. В других же случаях недееспособность будет лишь частичной (несовершеннолетний, расточитель); тогда акты чистого приобретения, только улучшающие положение опекаемого (например, принятие подарка), последний может совершать и сам, для всех же остальных актов (отчуждение имущества,) необходимо согласие опекуна или попечителя; в таких случаях роль опекуна будет лишь ролью, подкрепляющей действия опекаемого.
Когда опекуну приходилось заменять опекаемого и самому вести все его дела, то для древнего права возникало затруднение в том, что оно не знало представительства при заключении сделок, то есть возможности заключения сделки одним лицом от имени и на счет другого. Вследствие этого опекун или попечитель обыкновенно: он заключал все сделки на свое имя и лишь уже затем переносил все приобретения права на подопечного. Но это затруднение отпало, когда в эпоху формулярного процесса претор стал давать actiones utiles с перестановкой субъектов: тогда опекаемый получал прямо иски против лиц, заключивших сделку с его опекуном.
Первоначально опекун, заведуя делами опекаемого, не был ничем ограничен в своей деятельности, он мог заключать всякие сделки, мог продавать вещи опекаемого, закладывать их и т.д. Средствами для защиты интересов опекаемого были обвинение опекуна в том, что он вызывает подозрение, возбуждение кем-либо уголовного преследования против подозрительного опекуна, которое может повести к его отстранению, в случае смерти опекуна не могла быть предъявляема против его наследников.
Эти средства с течением времени были признаны недостаточными, и преторский эдикт еще в конце республики создает новые иски, для отношений по поводу опеки - иск об опеке, а для отношений по поводу попечительства - actio negotiorum gestorum, а также directa и contraria. При помощи actio contraria опекун, в свою очередь, может требовать от опекаемого уплаты понесенных им расходов: но вознаграждения за ведение опеки римское право не знало.
Для лучшего обеспечения интересов опекаемых к этим искам присоединяются затем дополнительные средства: во-первых, входит в обычай требовать от опекуна при самом вступлении его в должность обеспечения - satisdatio rem pupilli salvam fore, а, во-вторых, в период империи признается законная ипотека опекаемого на все имущество опекуна.
Но все эти средства могут оказаться безрезультатными при несостоятельности опекуна. Ввиду этого усиливающаяся забота государства об интересах опекаемых приводит к различным ограничениям опекуна в самой его деятельности. Так, уже цивильное право запретило опекуну акты дарения. Гораздо большее значение имеет сенатское постановление 195 г. по Р.Х: оно запретило опекунам и попечителям отчуждение сельской недвижимости опекаемого, кроме некоторых случаев, в которых, однако, необходимо предварительное разрешение со стороны опекунских властей. При несомненном общем характере опеки и попечительства во всех тех случаях, где они имеют место, все же в отдельных видах опеки замечаются известные различия.
Опека над малолетними и cura minorum. Наиболее частый случай недееспособности - это несовершеннолетие. Человек правоспособен уже с самого момента своего рождения: он может тотчас же оказаться обладателем огромного состояния и участником самых сложных юридических отношений. Но очевидно, что признать за ним тотчас же и дееспособность нельзя. Вследствие этого всякое право уже с самых древних времен откладывает дееспособность человека до достижения им известной степени физической и психической зрелости. Вопрос заключается только в том, какими признаками определить наступление этой зрелости, достижение совершеннолетия.
Обычный для нас прием - установление известного, для всех одинакового возраста - древнему праву чужд: решающим признаком там является обыкновенно достижение физической, половой зрелости - момента, когда ребенок превращается в мужа. Момент этот не для всех людей одинаков, вследствие чего определение этого момента для каждого отдельного лица составляет обыкновенно дело его семьи, и признание совершеннолетним выражается в каких-либо внешних знаках - смене детской одежды на одежду взрослых и т.п. Так же точно и римское право долгое время различие между puberes и impuberes строило на этом единственном признаке половой зрелости. Но если с этим неопределенным признаком мог мириться примитивный оборот, то с развитием экономической и деловой жизни он оказывался решительно непригодным; условия этой жизни требовали установления какого-либо определенного, для всех одинакового возраста совершеннолетия.
Возраст лица оказывает важное влияние на дееспособность лица, равно на его вменяемость.
Римское право первоначально приписывало решающее значение достижению половой зрелости. Она наступала для мальчиков по достижении 14 лет, для девочек - по достижении 12 лет. Впоследствии, для достижения полной дееспособности стали требовать достижения 25-летнего возраста. Современное право различает 3 категории лиц по возрасту: малолетних, несовершеннолетних и совершеннолетних. Малолетними - считаются мальчики, не достигшие 14 лет, и девочки, не достигшие 12 лет. Они распадаются на две категории:
- дети моложе 7 лет, они в принципе, безусловно, недееспособны;
- дети от 7 до 14 (12) лет. Они могут делать приобретения в свою пользу, но не могут обязываться и не могут отчуждать своих вещей.
Несовершеннолетними - считаются лица, не достигшие 25 лет. Положение их мало отличается от положения малолетних, но только над ними, если они не состоят под отцовскою властью, не может быть учреждена опека и попечительство. При наличности особо уважительных причин несовершеннолетний мужчина, по достижении 20 лет, и несовершеннолетняя женщина, по достижении 18 лет, могут быть объявлены со стороны компетентных учреждений совершеннолетними. (Но и в таком случае они не могут отчуждать недвижимости без разрешения суда). Совершеннолетними признаются лица, достигшие 25-летнего возраста. Они вполне дееспособны.
Кроме этого основного деления лиц по возрасту существуют некоторые другие деления. Среди impuberes infantia majores различаются pubertati proximi и infantiae proximi, без указания определенных предельных границ. Это различие получает значение в том случае, если малолетний совершил деликт и требуется определить, действовал ли он сознательно или нет. Разрешение вопроса о степени умственного развития малолетнего, согласно чему он относится к одной из указанных категорий, предоставляется суду. Кроме того, в известных случаях обращают внимание на преклонный возраст лица, - причем опять не указано определенных границ.
Повод к установлению опеки. Прежде всего, необходимо существование нуждающегося в защите лица.
Опека над малолетними. Домовладыка малолетнего, мог назначить такому подвластному опекуна в завещании. Так как назначение опекуна не возлагает на heres'a никакой тягости, то оно может предшествовать назначению наследника. Назначенный в завещании домовладыка опекуном, делается опекуном по вступлении наследника в наследство, если только назначение опекуна удовлетворяет следующим дальнейшим условиям:
- могла быть при Юстиниане назначена heres'ом и легатарием, но не опекуном;
- само назначение сделано для всего имущества, но не для отдельных дел и актов.
При отсутствии некоторых из указанных реквизитов лицо может, назначено в опекуны, хотя не делается опекуном, но утверждается в должности опекуна магистратом. Именно, это бывает при наличности следующих обстоятельств:
- хотя опекуна назначил
- опекуна назначил
- опекуна назначило малолетнему постороннее лицо, при чем оно в то же время назначило самого малолетнего своим heres'ом, а иным имуществом, кроме этого наследства, малолетний не обладает. Опекун, назначенный в случаях первом и втором, утверждается без специального расследования вопроса о его годности, в остальных случаях он назначается только после такого расследования (cum inqusitione). Такой опекун считается тутором лишь с момента утверждения его магистратом. С этого момента он может управлять.
Опека по закону. Эта опека принадлежит ближайшим наследникам малолетнего, следовательно, когнатам на ряду с агнатами. Эта опека открывается в следующих случаях:
- если тутор по завещанию не назначен;
- если назначение опекуна не действительно и притом так, что даже conformatio его через магистрата невозможна;
- если сила завещательного
- если тутор по завещанию
умирает до достижения
Опека по решению магистрата. Начиная с Законов Атилии, изданной для Рима, и Законы Юлии и Титии, изданной для провинций, на магистратов была возложена обязанность назначать опекунов для тех лиц, которые, нуждались в опеке. Так появилась опека по решению магистрата. Эта опека наступает если нет ни завещательного назначения, ни родственника, имеющего право на опеку по решению магистрата; если тутор по завещанию или по закону отказывается, объявляется относительно неспособным к опеке или устраняется от опеки. В некоторых случаях, когда обстоятельство не дозволяет наличному тутору заведовать ведением опеки должна быть заключена сделка между опекуном и опекаемым. Тутор по решению магистрата назначается опекунскою властью из числа способных к опеке лиц о его годности. На опекуне лежит обязанность заботиться о личности опекаемого, а именно о его воспитании. Самое воспитание возлагается, по общему правилу, на мать, а при ее неимении или негодности - на других родных или свойственников опекаемого по выбору магистрата, но опекун должен следить за воспитанием и давать на содержание опекаемого средства из его имущества в размерах, определенных отцом опекаемого или магистратом. Гораздо большее значение имеет возлагаемая на каждого тутора и куратора забота об имуществе опекаемого лица. В своем управлении опекун должен заботиться:
- о сохранении в целости
- об увеличении имущества
- опекун не должен упускать случая приобрести наследство, легаты и дарения, открывающиеся опекаемому; при принятии наследства он должен, заботиться о том, что наследство это было более выгодно, нежели невыгодно опекаемому.
Относительно своего управления опекун по окончании опеки представляет отчет опекаемому. Права опекуна в управлении имуществом опекаемого подлежат некоторым ограничениям. Именно, он стеснен в праве отчуждения вещей опекаемого. Сперва опекуны не могли совершать только дарений, но свободно принимали уплаты долгов и производили всякие возмездные отчуждения. Ничтожны дарения, совершаемые опекуном, поскольку их не требуют приличие и добрые нравы. Далее, ничтожны все возмездные отчуждения, сделанные опекуном, если они не касаются вещей малоценных, лишних, скоро портящихся и доходов с капиталов. Сама форма управления опекою различна, смотря по роду опеки и попечительства и по дееспособности опекаемого. Infans и furiosus вполне недееспособны, и потому опекуны сами совершают за них все сделки, если сделки не допускают представительства, то она совсем не может быть совершена. Если опекаемый совершит без содействия опекуна обязательственную сделку, к заключению которой он не вполне дееспособен, то он отвечает по ней в размерах своего обогащения от этой сделки.
Обязанности опекаемого. Опекаемый должен вернуть опекуну все полезные издержки, которые опекун сделал на дела опекаемого из своего имущества и притом вернуть их с процентами. Гонорар он должен платить опекуну лишь в случае особого распоряжения магистрата, отца опекаемого или соопекунов.
Неспособность быть опекуном бывает абсолютная и относительная. Призвание к опеке лиц абсолютно неспособных считается ничтожным, так что подопечный, если за опеку взялось такое лицо, считается неимеющим опекуна. Сюда относятся женщины, епископы и монахи, Остальные духовные лица, солдаты, если они не призваны по завещанию товарища.
Относительная неспособность состоит в том, что призвание к опеке лица, относительно неспособного, считается само по себе действительным, но опекунские власти обязаны устранить призванного. Такими являются: душевнобольные, глухие, немые, слепые и прочие лица, неспособные по физическим причинам к ведению дел; кредиторы и должники опекаемого, муж относительно жены, жених относительно невесты, свекор относительно невестки и т. д.