Наследственное право по «Русской Правде»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 06:55, контрольная работа

Описание работы

С возникновением и упрочением частной собственности появилось понятие наследства, которое раскрывается в разделе Пространной Правды, посвященном этому вопросу (ст.ст. 90 – 109), представляющему собой новый кодекс, не известный Краткой Правде[1]. Наследство в Русской Правде носило название статка или задницы, то есть того, что оставлял после себя уходящий в другой мир. Русская Правда, перечисляя вещи, переходящие к наследникам, знала лишь движимости (дом, двор, товар, рабов, скот), ничего не говоря о землях, очевидно, в силу того, что право собственности на землю находилось в стадии становления и не достигло того уровня, при котором закон определял бы процедуру передачи собственности по наследству.

Содержание работы

Наследственное право по «Русской Правде»……………………………...3
Задача………………………………………………………………….5
Этапы закрепощения крестьян в России. Перечислить и проанализировать основные закрепостительные акты……………………7
Принципы образования СССР…………………………………………….12
Список использованной литературы……………………………………...16

Файлы: 1 файл

№1 ИГПРос.docx

— 46.10 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

    1. Наследственное право по «Русской Правде»……………………………...3
      1. Задача………………………………………………………………….5
    2. Этапы закрепощения крестьян в России. Перечислить и   проанализировать основные закрепостительные акты……………………7
    3. Принципы образования СССР…………………………………………….12

Список использованной литературы……………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО ПО «РУССКОЙ ПРАВДЕ»

 

 С возникновением и  упрочением частной собственности  появилось понятие наследства, которое раскрывается в разделе Пространной Правды, посвященном этому вопросу (ст.ст. 90 – 109), представляющему собой новый кодекс, не известный Краткой Правде[1]. Наследство в Русской Правде носило название статка или задницы, то есть того, что оставлял после себя уходящий в другой мир. Русская Правда, перечисляя вещи, переходящие к наследникам, знала лишь движимости (дом, двор, товар, рабов, скот), ничего не говоря о землях, очевидно, в силу того, что право собственности на землю находилось в стадии становления и не достигло того уровня, при котором закон определял бы процедуру передачи собственности по наследству.

В Русской Правде ярко выражены принципы феодального права: устанавливались два различных порядка наследования: один для бояр (ст. 91), другой – для смердов (ст. 90, 92 – 95, 98 – 109). Наследование осуществлялось по двум основаниям: по завещанию и по закону (или по обычаю) (ст. 92). При наследовании по закону, т.е. без вещания, преимущества имели сыновья умершего. Наследственная масса делилась, очевидно, поровну, но младший сын имел преимущество – отцовский дом, двор и все оставленное отцом хозяйство без раздела переходило к младшему сыну (ст. 100).

Наследование по завещанию (ряду) предусматривало раздел имущества между сыновьями по усмотрению отца, при этом завещать имущество дочерям он не мог. То есть завещание имело целью не изменение обычного (законного) порядка наследования, а лишь простое распределение имущества между законными наследниками, т.к. община была заинтересована в том, чтобы ее имущество не уходило на сторону, поэтому правом наследия пользовались только сыновья.  

  Дочери были лишены  права наследовать, т.к. выходя замуж, они могли забрать имущество  за пределы своего рода (ст. 95). Этот обычай существовал у всех народов в переходный период от первобытнообщинного строя к классовому обществу.   Он нашел отражение и в Русской правде.  На наследников возлагалась

лишь обязанность выдать сестер замуж [2].

     Для дочерей  бояр и дружинников (позднее и  духовенства), ремесленников и общинников  было сделано исключение, их наследство  при отсутствии сыновей могло  переходить к дочерям (ст. 91). Незаконнорожденные (вне церковного брака) дети наследственных прав не имели, но если их матерью была рабыня-наложница, то они вместе с ней получали свободу (ст. 98).

 С усилением княжеской власти было закреплено положение "Если смерд умрет бездетным, то наследует князь, если остаются в доме незамужние дочери, то выделить на них некоторую часть, если же будет замужем, то не давать им части" (ст. 90). Смысл этих статей сводился к тому, что князь стремился к обогащению и за счет выморочного хозяйства смерда.

Согласно выражению «если без языка умрет», завещания в древности выражались в словесной форме как коллективная воля всей семьи под руководством её главы – отца. А вообще правом делать завещание в Русской Правде обладали отец и мать по отношению к детям и муж по отношению к жене (выдел части имущества (ст. 94, 103))[3]. Правом наследования обладали исключительно члены семьи. Лицам, не принадлежащим семье, завещать имущество было нельзя. Как правило, имущество делилось поровну между всеми сыновьями без преимущества старшинства за исключением младшего, как это было указано выше. Это объясняется, вероятно, тем обстоятельством, что старшие братья ко времени открытия наследства успевали уже обзавестись собственным хозяйством.

Закон нигде не говорил о наследовании мужа после жены. Жена тоже не наследовала после мужа, но оставалась управлять общим хозяйством, пока оно не было разделено между детьми (ст. 102). До совершеннолетия наследников наследственным имуществом распоряжалась их мать. Если это имущество  делилось между наследниками, то вдова получала определенную сумму на прожиток (ст. 93). Если вдова вторично выходила замуж, дети в новом браке не могли претендовать на имущество от первого брака (ст. 104, 105). В этом случае мать теряла права на имущество, и назначался опекун из ближайших родственников. Имущество передавалось при свидетелях. Если опекун терял часть имущества, то должен был

 возместить (ст. 99, 101)[4].

 В законодательстве  нет указаний на наследование  восходящих родственников (родители после детей). Некоторые источники дают основание предполагать, что  допускалось наследование боковых родственников (братьев, сестер, племянников) (ст. 92, 108).

Кроме того, христианские традиции заставляли включать в число наследников церковь, которая получала часть имущества «по душе» (на помин души) (ст. 92).

Таким образом, в наследовании по закону участвовали дети умершего, вдова и церковь.

Итак, можно сделать вывод, что наследование по древнерусскому праву ограничивалось тесным кругом семьи. Боковые родичи не имели прямого права на наследство. Этот принцип постепенно менялся, и можно говорить о том, что именно в расширении круга родственников, призываемых к наследованию, состояла сущность исторического развития русского наследственного права. Этот процесс шел параллельно с расширением прав частной собственности, с ростом индивидуализма и значения личности, с постепенным ослаблением связей между членами родственного союза – семьи.

1.1 ЗАДАЧА

После смерти мужа вдова, имевшая 5 детей, проживала постоянно у одной дочери. Могла ли вдова завещать кому – либо свое имущество?

РЕШЕНИЕ

         Статья 94 Пространной Правды свидетельствует о существовании раздельной собственности супругов и особых правах на наследование этой собственности детьми. После смерти мужа жена сохраняла право пожизненно жить в доме своего покойного мужа, несмотря на возражения ее детей (ст. 102). Отвечая на поставленный вопрос, будем руководствоваться статьей 103, в которой говориться о нормах наследования имущества матери, при которых дети не могли претендовать на раздел материнской части, но она сама могла определить своего наследника или своих наследников, в том числе и дочерей. По закону наследство матери переходило

тому, с кем она жила до смерти, или тому, кто обеспечивал ее пропитание (дети от

 первого или второго  брака или родственники по  боковой линии).

Статья 106 содержит дополнительные уточнения к нормам ст. 103. То есть, согласно ст. 106, мать имела право оставить свое имущество по завещанию без ограничения любому из детей, сыну или дочери, как от первого, так и от второго брака, руководствуясь только отношением к ней детей.

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЭТАПЫ ЗАКРЕПОЩЕНИЯ КРЕСТЬЯН В РОССИИ. ПЕРЕЧИСЛИТЬ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ОСНОВНЫЕ ЗАКРЕПОСТИТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

 

          Закрепощение крестьян происходило в процессе становления в России особой системы феодального хозяйства и права − крепостничества, которая характеризовалась юридическим прикреплением крестьян к земле и разнообразными формами их внеэкономического принуждения.

В процессе становления крепостничества в России можно выделить несколько этапов юридического закрепощения крестьян:

  1. Судебник 1497 г.;
  2. Судебник 1550 г.;
  3. Указ о «заповедных летах» 1581 г.;
  4. Указы об урочных летах конца XVI – начала XVII в.;
  5. Соборное Уложение 1649 г.;
  6. Крепостное право в XVIII в..

1.  Юридическое оформление крепостного права началось в правление Ивана III с принятием свода законов единого российского государства − Судебника 1497 г. Статья 57 Судебника «О христианском отказе» установила правило «Юрьева дня»: неделя до и неделя после 26 ноября. В это время ограничивалось право крестьянского перехода от одного землевладельца к другому одним сроком для всей страны[5]. Условием перехода была уплата пожилого − компенсация землевладельцу за потерю рабочих рук. Причем, если крестьянин прожил год, он платил четверть этой суммы, если два года, то половину, если три, то три четверти, а за житье в течение четырех лет платилась вся сумма целиком. Пожилое составляло большую, но не одинаковую сумму в лесной и степной зонах. Приблизительно надо было отдать не менее 15 пудов меду, стадо домашних животных или 200 пудов ржи.

2.  Судебник 1550 г., принятый при Иване IV в условиях политики социального компромисса, сохранил право перехода крестьян в Юрьев день[6]. При этом была увеличена плата за «пожилое» и установлена дополнительная пошлина «за повоз»,    которая   уплачивалась   в   случае    отказа    крестьянина    выполнять

обязанности привезти с поля урожай землевладельца. Судебник обязал господина отвечать за преступления своих крестьян, что усиливало их личную (внеэкономическую) от него зависимость.

3.  В С 1581 г. началась перепись вотчинных и помещичьих хозяйств.  На территориях, где проводилась перепись вводился  Указ о «заповедных летах» Ивана IV , в течение которых запрещался переход крестьян даже в Юрьев день. Режим заповедных лет вводился правительством в тот или иной год не по всей стране, а в пределах отдельных земельных владений или административных единиц и распространялся как на сельскую местность, так и на город. К 1592 г. перепись была завершена, и, в этом же году был издан специальный Указ, вообще запрещающий переход крестьян. Отсюда пошла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

4.  Лишившись права перехода, крестьяне стали бежать. В связи с этим начали издаваться указы об «урочных летах», устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян.  1597 году царь Федор Иоанович ввел Указ, который устанавливал пятилетний срок исков о беглых крестьянах и пожизненной службы по кабалам. В том же году был издан указ, по которому кабальные холопы лишались юридической возможности выйти на свободу до смерти холоповладельца. Владельцы холопов получили, кроме того, право превращать в кабальных тех своих холопов, которые служили у них добровольно не менее полугода. Несмотря на юридическое сохранение права крестьян на переход, в конце XVI в. процесс переходов фактически прекращен. Общий принцип: неоплатный долг порождает крепостное состояние, хотя и не наследственное. Крестьяне обязаны при переходе найти и посадить на свое место другого "жильца".     Указ Бориса Годунова 1601 года запрещал  переход  крестьянам, записанным в писцовых книгах 1592 - 1593 гг. Указ Михаила Федоровича (Романова) 1642 года увеличивал срок давности исков о вывезенных крестьянах до 15 лет, а беглых крестьян до 10 лет. Одновременно входит в практику уступка или продажа крестьян без земли. Указом Алексея Михайловича (Романова) 1646 года срок давности по искам о беглых и вывезенных крестьянах был отменен совсем.

5. Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 года. Его принятие было продиктовано обострением классовой борьбы (восстание посадских людей Москвы 1648 года).  По Соборному Уложению 1649 г. крестьяне были окончательно прикреплены к земле. Особая его глава «Суд о крестьянах» отменяла «урочные лета» и устанавливала бессрочность сыска и возврата беглых крестьян[7]. Уложение впервые узаконило государственную регистрацию сделочных записей на крестьян, включая отписи о возвращении беглых, и обозначило виды крепостной документации, возникающей в итоге сыска беглых и возвращения их прежним владельцам[8]. Устанавливалась наследственность крепостного состояния и право землевладельца распоряжаться имуществом крепостного крестьянина. Уложение, следовательно, распространяло потомственную крепостную  принадлежность по прямой нисходящей до четвертого колена (правнуки) и по боковой нисходящей до третьего колена (дети племянников), включая жен и мужей[9]. В случае если владелец крестьян оказывался несостоятельным по своим долговым обязательствам, для возмещения его долга взималось имущество зависимых от него крестьян и холопов. Землевладельцам было предоставлено также право вотчинного суда и полицейского надзора над крестьянами. Крестьяне не имели права самостоятельно выступать в судах со своими исками, поскольку защищать эти иски мог только владелец крестьян. Заключение браков, семейные разделы крестьян, передача по наследству крестьянского имущества могли происходить только с согласия землевладельца. Также крестьянам запрещалось держать в городах торговые лавки, им можно было торговать лишь с возов. Укрывательство беглых наказывалось штрафом и даже битьем кнутом и тюрьмой. За убийство чужого крестьянина помещик должен был отдать своего лучшего крестьянина с семьей. За беглых крестьян платежи должен был производить их владелец. Крепостные крестьяне в то же время считались и «казенными тяглецами», т.е. несли повинность в пользу государства.

Одновременно с частновладельческими крестьянами крепостное право распространилось на черносошных, несших тягло в пользу государства, и дворцовых крестьян, обслуживавших нужды царского двора, которым запрещалось покидать свои общины. Соборное Уложение 1649 г. завершило создание государственной системы крепостного права.

6. На следующем этапе (с середины XVII в. до конца XVIII в.) крепостное право развивалось по восходящей линии. Крестьяне потеряли остатки своих прав и по своему социальному и правовому статусу приблизились к рабам. Крепостное право в России достигло своего апогея, превратившись в нечто похожее на рабство.

         Указ Петра Первого от 1707-1708 гг. грозил полной конфискацией имения за укрывательство и невозвращение беглых крестьян. В 1717 году было положено начало применению крепостного труда в промышленности. Уже в начале XVIII в. крепостным крестьянам было разрешено покидать деревни и вступать добровольно в армию. Устранения такого выхода из крестьянства настойчиво добивались владельцы крестьян, однако интересы армии победили.

Информация о работе Наследственное право по «Русской Правде»