Либертарная концепция права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 02:41, реферат

Описание работы

Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права – составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

Цель написания данного реферата – раскрытие либертарной теории права, являющейся одной из концепций понимания государства и права в российской философии права. В настоящее время данная теория вновь стала актуальной, конкурируя с позитивистской теорией права и естественно-правовым направлением права.

Файлы: 1 файл

Основы государства и права.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

 

Кафедра гуманитарного образования и

социологии

 

 

 

Реферат

 

по курсу: «Основы государства и права»

 

«Либертарная концепция права»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат выполнен

студенткой группы

Проверил доцент кафедры

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Альметьевск 2012

Введение.

 

Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права – составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

 

Цель написания данного реферата раскрытие либертарной теории права, являющейся одной из концепций понимания государства и права в российской философии права. В настоящее время данная теория вновь стала актуальной, конкурируя с позитивистской теорией права и естественно-правовым направлением права.

 

Либертарная теория права в советское время противопоставила марксистско-ленинскому учению о государстве и праве (имевшему в советское время статус единственно верного и научного) новый подход к пониманию права, основанный на концепции различения права и закона.


История создания либертарно – юридической концепции.

 

      Либертарная теория права и государства — концепция понимания права и государства разработана академиком РАН Владиком  Сумбатовичем Нерсесянцем в 70-90-х гг. ХХ века.

      В 60-х гг. ХХ в. В.С. Нерсесянц активно изучает философию права Г.В.Ф. Гегеля, младогегельянство и неогегельянство, а также критику К. Марксом взглядов Гегеля на государство и право. В 1973 г. В.С. Нерсесянц впервые публикует статью о необходимости различения права и закона для преодоления формально-догматического позитивистского подхода к праву, обосновывая правомерность такого различения цитатами из трудов К. Маркса и Ф. Энгельса.

 

      После защиты докторской диссертации В.С. Нерсесянц начинает активно разрабатывать проблему различения права и закона. В 1977 г. В.С. Нерсесянц предлагает главному советскому юридическому журналу «Советское государство и право» статью «Право и закон: их различение и соотношение». Статья получает отрицательные рецензии и не допускается к печати. В 1979 г. ранее широко неизвестные идеи В.С. Нерсесянца получают известность в советской юридической науке после его выступления на круглом столе «О понимании советского права», который проводился журналом «Советское государство и право» в 1979 г. и в двух номерах за тот же год которого были опубликованы выступления всех участников. По сравнению с неопубликованной статьей 1977 г. В.С. Нерсесянц пошел дальше простого различения права и закона, но указал на необходимость рассматривать категорию «право» через категорию свободы. Эта точка зрения на право существенно отличалась от принятой в советской науке с 1938 г. и резко контрастировала с большинством высказанных мнений о праве на круглом столе.

 

Таким образом, уже в 1979 г. В.С. Нерсесянц и его концепция резко и публично дистанцируются от магистральной линии советской теории государства и права, которая за редкими исключениями рассматривала право с точки зрения принятых государством норм (законодательство в широком смысле). В 1983 г. В.С. Нерсесянц публикует одну из своих фундаментальных книг - «Право и закон. Из истории правовых учений», в которой впервые на монографическом уровне он формулирует свой подход к различению права и закона и определению понятия права через категории "свобода", "равная мера", "справедливость". В конце 80-х, в 90-е и последующие годы подход В.С. Нерсесянца к пониманию права в своей основе не претерпел существенных изменений. В.С. Нерсесянц публикует обстоятельные работы, в которых рассуждения о различении права и закона, о понятии права как формально равной свободе были систематизированы и были дополнены теоретическими положениями о государстве, о правовом государстве, правах человека. Также почти все работы В.С. Нерсесянца, начиная с конца 80-х годов ХХ в. содержат разработку оригинальной идеи об общественном строе после социализма – цивилизме и присущей ему особой форме собственности - гражданской (или цивилитарной). В 2006 г. уже после смерти В.С. Нерсесянца выходит второе, серьезно дополненное издание его фундаментальной книги "Философия права".

 

      Еще при жизни академика В.С. Нерсесянца сформировался основной круг сторонников либертарной теории. Это российские ученые Н.В. Варламова, В.В. Лапаева, В.А. Четвернин и старший брат академика В.С. Нерсесян. Под руководством В.А. Четвернина защищено несколько диссертационных работ на соискание степени кандидата юридических наук, концептуальной основой которых стала либертарная теория.

 

     

 

 

Сущность либертарно – юридической концепции права.

 

      Та или иная трактовка проблемы возникновения права и государства выражает определенный аспект понимания их сущности. Каково понимание сущности права и государства (и, следовательно, их понятие), такова и соответствующая концепция их происхождения и назначения, соответствующая трактовка процесса их возникновения и развития. Так что определенная концепция возникновения права и государства — это по своему теоретико-познавательному смыслу и значению один из составных моментов соответствующего понятия права и понятия государства.

      Согласно либертарно-юридической теории права и государства, право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих пор существуют и действуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности способа, порядка и формы бытия, признания, выражения и осуществления свободы людей в их социальной жизни.

      Исторически свобода (свободные индивиды) проявляется в процессе разложения первобытного общества и дифференциации его членов на свободных и несвободных (рабов). Право и государство, пришедшие на смену нормам и институтам власти первобытного общества, как раз и представляют собой всеобщую и необходимую (и пока что до сих пор единственно возможную) форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосубъектности и государствосубъектности индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях.

       Последующий всемирно-исторический прогресс свободы (от рабства к феодализму и капитализму, а затем и к постсоциалистическому и посткапиталистическому цивилизму) — это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы.

      Внутреннее (сущностное и смысловое) единство права и государства характерно как для эпохи возникновения права и государства, так и для их последующей эволюции — вплоть до современности.

      Таким образом, свобода появляется в этом мире в государственно-правовой форме, а возникновение права и государства как раз знаменует собой это бытие свободы в жизни людей, наличие свободных индивидов — формально равных субъектов права и членов государства. Ведь появление свободы и качественно нового (по сравнению с предшествующей эпохой) деления людей на свободных и несвободных (рабов) можно выразить лишь в государственно-правовой форме — в форме признания одних (свободных) субъектами права и власти, а других (рабов) — соответственно объектами права и власти первых.

      В первобытном обществе именно потому нет права и государства, что там нет свободы, свободных индивидов (и соответственно их противоположности — несвободных, рабов). И в тех первобытных обществах, где развитие (все равно по каким причинам — духовным или материальным) не дошло до общественно значимой дифференциации людей на две принципиально противоположные группы (свободных и рабов), там и не произошло перехода к праву и государству. В таких неразвитых обществах на смену первобытнообщинному строю пришел деспотический строй.

      Деспотизм (при всем историческом многообразии форм деспотизма — от древневосточной деспотии до современного тоталитаризма) —это строй без свободы, без права и без государства, строй, который держится на насилии властвующих (одного деспота или деспотической клики) над подвластными. Поэтому неверно трактовать переход от первобытного строя к деспотизму как возникновение государства и права.

      Конец первобытного строя вовсе не везде сопровождался возникновением права и государства. Это было, скорее, исключением, чем правилом. К числу таких исключений уверенно можно отнести историю возникновения права и государства у

древних греков, римлян, германцев, заложивших основы будущей европейской государственности и права, да и всего современного понимания того, что есть, собственно говоря, право и государство.

     

     Принципиальное отличие государственно-правового строя от деспотизма, отмеченное уже Платоном и Аристотелем, а затем и Локком, Монтескье, Кантом, Гегелем и многими современными авторами, сохраняет свое актуальное значение и в наши дни. Ведь речь по существу идет об отличии свободы от рабства, права — от произвола, государственной власти— от насилия.

      Либертарно-юридическая концепция возникновения права и государства не отрицает познавательную значимость целого ряда положений, имеющихся в других подходах к этой проблеме. Данная концепция исходит из условия, минимально необходимого для возникновения права и государства. Таким абсолютно необходимым условием возникновения права и государства как формы свободы является само наличие свободы (социально значимой группы свободных индивидов). Здесь существенно имение то, что ни свобода без права и государства, ни право и государство без свободы невозможны.

      По сравнению с такой финальной причиной все остальные причины (психологические, силовые, договорные, экономические, классовые и т.д.), излагаемые в других концепциях, носят, в лучшем случае, сопутствующий характер.

      В свою очередь, эти другие концепции, говоря так или иначе о свободе и рабстве, не рассматривают свободу как определяющую причину возникновения права и государства, поскольку само право и государство они не понимают как необходимую форму свободы.

    

      Либертарно-юридическая концепция исходит из того, что право и государство возникают не как аппарат организованного насилия и не для насилия (с чем гораздо лучше справляется деспотизм), а для признания, утверждения и защиты свободы в той форме и мере, в какой это вообще было возможно в те времена. Это подтверждается и всем последующим прогрессом свободы в исторически развивавшихся государственно-правовых формах, вплоть до правовой государственности наших дней.

      Данная тематика (общая теория правопонимания, соответствующая типология различных трактовок права, понятийный аппарат и конструкции трактовки освещаемой темы и т.д) рассматривается здесь с позиций либертарно-юридического учения о праве и государстве.

      Для анализа и характеристики отношений и связей сущности и явления в сфере права (и соответствующего правового понимания государства) в либертарно-юридической теории правопонимания сформулирована и разработана специальная концепция (юридико-логическая конструкция, схема, модель) различения и соотношения (совпадения или несовпадения) права и закона. При этом под правом в его различении с законом имеется в виду сущность права - то, что объективно присуще праву, выражает его отличительную особенность как социальной нормы и регулятора особого рода и отличает право от неправа (от произвола, с одной стороны, от моральных, религиозных и иных социальных норм, с другой стороны), т.е. то, что не зависит от субъективной воли и произвола законодателя (правоустановительной власти). Под законом в его различении с правом имеется в виду официально-властное нормативное явление, т.е. явление, имеющее законную силу принудительно-обязательного правила (нормы). Термин "закон" здесь используется в собирательном смысле и охватывает все источники официально установленного (позитивного) права, поскольку все они представляют собой официально-властные явления (эмпирические тексты) нормативного характера, наделенные законной (принудительно-обязательной) силой.

      С учетом отмеченного различения права и закона  как явления основные варианты их соотношения выглядят так: если явление (закон, положения тех или иных источников позитивного права) соответствует сущности, речь идет о правовом законе (о правовой норме); если явление (закон, положения того или иного источника позитивного права) не соответствует сущности, противоречит ей и т.д., речь идет о неправовом законе (о противоправной норме, противоправном позитивном праве).

      В рамках этой концепции различения и соотношения права и закона (как соответственно сущности и явления) под сущностью права имеется в виду принцип формального равенства, представляющий собой единство трех подразумевающих друг друга сущностных свойств права - всеобщей равной меры регуляции, свободы и справедливости. Это триединство сущностных свойств права (три компонента принципа формального равенства) можно охарактеризовать как три взаимосвязанных значения одного смысла: одно без другого невозможно. Присущая праву всеобщая равная мера - это именно равная мера свободы и справедливости, а свобода и справедливость невозможны вне и без равенства (общей равной меры).

      Взаимосвязь и смысловое единство этих трех компонентов принципа формального равенства состоят в следующем. Правовой тип взаимоотношений людей - это отношения, регулируемые по единому абстрактно-всеобщему масштабу и равной мере дозволений, запретов, воздаяний и т.д. Этот тип взаимоотношений людей включает в себя: 1) формальное равенство участников данного типа взаимоотношений (фактически различные люди уравнены единой мерой и общей формой); 2) их формальную свободу; 3) формальную справедливость в их. Равенство предполагает и включает в себя свободу и справедливость, свобода - равную меру и справедливость, справедливость - равную меру и свободу.

     Это означает, что равенство, свобода и справедливость, как свойства правовой сущности, носят формальный  характер, являются формально-правовыми качествами (и категориями), входят в понятие права, возможны и выразимы лишь в правовой форме.

 

      Правовое равенство представляет собой определенную абстракцию, т.е. является результатом сознательного абстрагирования от фактических различий, которые присущи уравниваемым субъектам правовой формы общения. Такое уравнивание предполагает наличие фактических различий и вместе с тем их незначимость с точки зрения соответствующего критерия уравнивания, а именно: свободы индивида в общественных отношениях, которая признается, выражается и утверждается в форме его правосубъектности и правоспособности.

      Право говорит и действует языком и мерами равенства и благодаря этому выражает свободу людей.

      В социальной сфере равенство - это всегда правовое равенство, формально-правовая мера равенства.

      Именно благодаря своей формальности  равенство может стать и реально становится всеобщей формой и равной мерой регуляции "фактического", своеобразным формальным и формализованным языком, измерителем всей фактической действительности. Так обстоит дело и с формально-правовой мерой.

      Какой-либо другой формы бытия и выражения свободы в общественной жизни людей, кроме правовой, человечество до сих пор не изобрело. Да это и невозможно ни логически, ни практически. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба и единой меры, словом, так называемая "свобода" без равенства - это идеология элитарных привилегий, а так называемое "равенство" без свободы - идеология рабов и угнетенных масс. Или свобода (в правовой форме), или произвол (в тех или иных проявлениях). Третьего здесь не дано: неправо (и несвобода) - всегда произвол.

     

      Право, подразумеваемое либертарным правопониманием, - это лишь необходимый правовой минимум, то, без чего нет и не может быть права вообще.

      Как правовая форма общей (публичной) власти любое государство - это правовое государство (в меру развитости права в соответствующую социально-историческую эпоху), и оно принципиально отличается от всех видов деспотизма, который представляет собой неправовую (отрицающую равенство, свободу и справедливость) форму выражения, организации и деятельности общей (официальной) власти.

 

        Современное правовое государство (с конституционным закреплением неотчуждаемых прав и свобод человека, разделением властей и т.д.) - это на сегодня исторически наиболее развитая правовая форма существования государства, которое и на предшествующих исторических этапах своего бытия представляло собой правовое государство в его менее развитых формах. На всех этапах своего исторического развития любое государство (в отличие от деспотического типа власти) как правовая форма общей (публичной) власти - это определенная организационно-властная форма выражения, конкретизации и реализации принципа формального равенства, его смысла и требований. Именно поэтому право и государство являются необходимыми всеобщими формами соответственно нормативного и институционно-властного выражения равенства, свободы и справедливости в социальной жизни людей. Эта свобода индивидов выражается прежде всего в том, что они выступают как формально равные лица - как субъекты права и субъекты государства.

     


Заключение.

 

Изучив историю создания и основные положения либертарной концепции, я пришла к следующим заключениям: право как форма (и мера) свободы выступает как источник, олицетворение и критерий справедливости; право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих пор существуют и действуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности способа бытия, признания, выражения и осуществления свободы людей в их социальной жизни.

 

По моему мнению, данная концепция в наше время незаслуженно забыта и является объектом изучения лишь в определенной группе ученых, такой как последователи В. С. Нерсесянца — В. А. Четвернин, В. В. Лапаева, Н. В. Варламова, а также старший брат основателя теории — Вазген Сумбатович Нерсесянц.  В более широких же кругах этой  теории уделяют незаслуженно мало внимания.

 

Несмотря на это, я считаю, что актуальность данной концепции в современном мире  лишь возрастает.


Список использованной литературы:

 

1.      Лапаева В. В. Современные подходы к формированию концепции правового развития России (с позиций либертарного правопонимания) // Право и политика. 2006

 

2.      Четвернин В. А., Яковлев А. В. Институциональная теория права. М., 2009

 

 

3.      Нерсесянц В. С. Право и правовой закон: становление и развитие / Под. ред. В. В. Лапаевой. — М.: Норма, 2009

 

 

4.      Сорокин В. В. Критика либертарного подхода к пониманию права // Юридическое образование и наука — 2007

 

 

5.      Сорокин В. В. Критика либертарного подхода к пониманию права // Юридическое образование и наука — 2007

13

 

Информация о работе Либертарная концепция права