Государственный и общественный строй СССР по Конституции 1936 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Конституция СССР 1936 г. не содержала программных положений. Она состояла из 13 глав, включающих 146 статей. Глава I утверждала существование в СССР двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу - социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства

Содержание работы

1. Введение...........................................................................................стр.3
2. Государственный и общественный строй СССР по Конституции
1936г…..................................................................................................стр.4
3 Основные изменения в праве в 1930е годы…………………………………………………………………………….стр.9
4. Государственно-правовые изменения в СССР в годы ВОВ………………………………………………......................................стр.18
5.Литература…………………………………………………...….стр.25

Файлы: 1 файл

ИГИПчистовик.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

В целом государство  выполняло необычную по масштабам  мобилизационную программу. С начала 30-х годов всем было очевидно, что  против СССР будет развязана крупнейшая война. СССР стал, как это бывало и в прошлом в России "страной окопного быта". Название "казарменный социализм" недалеко от истины. В целом, мобилизационный проект был принят подавляющим большинством народа.

Только в контексте  этой реальности могут быть верно поняты правовые нормы того времени. В 30-е годы изменения в праве были направлены на укрепление всех систем жизнеустройства в таком их виде, который обеспечивал быструю мобилизацию ресурсов для вывода страны на необходимый уровень обороноспособности.

В это время  было явно отвергнуто положение марксизма  об отмирании права - просто советское  право было определено как особый исторический тип, который не только не отмирал, но и должен был укрепляться. Конституция 1936 г. определила источник права - закон, принимать который мог только Верховный Совет. Однако сам закон был представлен как орудие государства, т.е. государство как бы не было связано правом - оно было самодержавным. При такой трактовке любая жестокость и произвол государства выглядели правовыми.

В ряде областей права вводимые нормы были близки к чрезвычайным. Они ограничивали важные свободы граждан и в  некотором смысле возрождали нормы  крепостного права. Таковы были введение паспортов с пропиской и трудовых книжек, запреты на перемену места работы, обязательные нормы труда в колхозах, создание трудовых резервов. По сути, этому же служило ужесточенное уголовное право, через которое создавались большие контингенты работников, направляемых на самые трудные участки.

Гражданское право.

Главной была задача укрепления и защиты социалистической собственности, создания условий для  хорошей работы народного хозяйства. Новым был упор на договорные отношения. Были введены письменные договоры поставки (товаров, услуг) двух видов: генеральные (между центральными органами) и локальные. В 1933 г. была усилена ответственность за неисполнение договора. Направляющая роль народнохозяйственного плана была закреплена в Конституции 1936 г. Усиливалась роль договора в качественных показателях.

При быстром росте и усложнении хозяйства система генеральных договоров стала связывать инициативу низовых хозорганов, и перешли к системе прямых договоров. Они заключались вначале на основе протокольных соглашений ведомств, а с 1937 г. протокольные соглашения заменялись основными условиями поставки, которые утверждались СНК и периодически подвергались пересмотру. Развивалась и практика поставки некоторых видов продукции без заключения договоров - по нарядам, выданным на основании плана, т.е. усиливались административные формы в ущерб гражданско-правовым. Критической стала проблема качества продукции. В 1939 г. вышла инструкция Госарбитража о "претензиях при поставке товаров ненадлежащего качества", установившая высокие штрафы.

Размах капитального строительства поднял роль договора подряда. C февраля 1936 г. формировались постоянно действующие строительные организации: тресты и стройконторы, подрядв с частными лицами были запрещены.

Семейное  право.

Нормы права  в данный период были направлены на укрепление семьи, защиту интересов детей и здоровья матери. Нигилизм первых лет революции в отношении института семьи изживался и из права, и из общественного сознания. Но это не было реставрацией архаических принципов - подчеркивалось закрепленное в Конституции СССР 1936 г. равноправие женщины и мужчины.

Важное значение в то время приобрел институт патроната: дети-сироты, а также дети, изъятые  по постановлению суда от родителей, могли передаваться в семьи трудящихся на воспитание. Это оформлялось договором, заключенным органами здравоохранения или народного образования, или сельсоветами с лицами, берущими детей на воспитание.

27 июня 1936 г. было  принято постановление ЦИК и  СНК СССР “О запрещении абортов,  увеличении материальной помощи  роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах”. Оно было подкреплено крупными бюджетными ассигнованиями.

Брак расторгался  при вызове супругов в ЗАГС, где  принимались меры к примирению супругов. При разводе в паспортах делалась отметка. Повышалась оплата развода (каждый последующий - вдвое дороже). Заявление  о взыскании алиментов теперь мог подать не только один из родителей (многие женщины этого стыдились), но и прокурор, профсоюз, органы ЗАГСа, органы охраны материнства и детства.

Трудовое  право.

Конституция 1936г. гарантировала право на труд, на отдых, на материальное обеспечение  в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности, закрепив и обязанность трудиться.

С октября 1930 г. в связи с ликвидацией безработицы  прекращалась выплата пособий по безработице. 23 июня 1931 г. был принят закон, поощряющий основные кадры рабочих - членов профсоюза, длительно работавших на одном предприятии. Трудовое право тех лет усиливало поощрение добросовестных работников (особенно проявивших трудовую доблесть) - и ужесточало нажим на лодырей, прогульщиков и разгильдяев. Так, были введены разные нормы страхового обеспечения по болезни в зависимости от стажа работы на данном предприятии. В 1932-1934 гг. были приняты более суровые дисциплинарные уставы железнодорожного и водного транспорта, связи, гражданского воздушного флота и т.д. Постановлением СНК СССР от 20 декабря 1938 г. вводились единые трудовые книжки.

В 1940 г. была повышена обязательная мера труда. Был установлен 8-часовой рабочий день, за исключением  профессий с вредными условиями  труда (был утвержден список таких  профессий, для которых сохранялся 6- или даже 4-часовой рабочий день). Предприятия и учреждения были переведены с пятидневной на шестидневную рабочую неделю.

В условиях нарастания военной опасности 26 июля 1940 г. были запрещены самовольное увольнение рабочих и служащих с предприятий  и учреждений. Администрация была обязана передавать дела о прогулах и самовольном оставлении работы в суд.

Колхозное и земельное право.

Эти pазделы пpава  решали задачи введения коллективизации  в разумные рамки, укрепления колхозов и их правового статуса.

Примерный устав 1935 г. в разделе “О земле“ отмечал, что земля - общенародная государственная собственность, закрепляется за артелью в бессрочное пользование и не подлежит ни купле-продаже, ни сдаче в аренду. Размеры приусадебного участка устанавливались наркомземами союзных республик. Они колебались от 1/4 до 1/2 га, кое-где доходя до 1 га.

Раздел “О средствах  производства” определял, что подлежит обобществлению при вступлении в  колхоз, а что остается в личном пользовании колхозного двора (включая  скот).

Раздел “О членстве” устанавливал, что в члены артели не принимались кулаки и лица, лишенные избирательных прав - за исключением бывших кулаков, которые в течение трех лет честной работой доказали свою лояльность. Исключение из артели могло быть произведено только по решению общего собрания, на котором присутствовало не меньше 2/3 числа членов артели.

Устав определял  порядок распределения доходов колхоза, основанный на сочетании интересов государства, колхоза и колхозников. Из произведенных артелью продуктов она была обязана выполнить обязательства перед государством по поставкам и возврату семенных ссуд, расплатиться с МТС, засыпать семена для посева и страхования от неурожая и бескормицы, создать неприкосновенный семенной и кормовой фонды, а по решению общего собрания - фонды помощи инвалидам, старикам, временно нетрудоспособным, нуждающимся семьям красноармейцев, на содержание детских яслей и сирот. Остальную часть продуктов артель распределяла между своими членами по трудодням.

Раздел “Организация, оплата и дисциплина труда” устанавливал, что все работы в колхозе производятся личным трудом его членов. По найму  могли привлекаться только лица, обладавшие специальными знаниями (агрономы, инженеры и т.д.). Оплата была сдельной - правление разрабатывало, а общее собрание утверждало нормы выработки по всем работам и расценки в трудоднях. Перечислялись взыскания, которые могли быть наложены на колхозников за нарушение устава и трудовой дисциплины.

Конституция СССР 1936 г. закрепила объекты колхозно-кооперативной  собственности, правовое положение  колхозного двора. Эти нормы время  от времени подкреплялись. Так, 28 мая 1939 г. было опубликовано постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР “О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривании”. Оно обязывало произвести до 15 августа 1939 г. обмер всех приусадебных участков и изъять все излишки, присоединив их к землям колхозов. Постановление также установило, начиная с 1939 г., обязательный минимум трудодней в году (от 60 до 100, в зависимости от местных условий) для каждого трудоспособного колхозника.

Начиная с урожая 1940 г. обязательные поставки зерна исчислялись  не с плана посевов, а с каждого гектара пашни, закрепленной за колхозами. А поставки молока - не по поголовью коров, а с земельной площади, закрепленной за колхозами.

С 1941 г. велись попытки  преодолеть “уравниловку” в оплате труда колхозников введением  дополнительных вознаграждений за перевыполнение плана по урожайности или продуктивности.

Уголовное право.

Конституция СССР 1936 г. и Закон о судоустройстве 1938 г. демократизировали уголовный  процесс, утвердив гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту, участие в составе суда народных заседателей, ведение судопроизводства на языке союзной, автономной республики или автономной области и т.д. В уголовном законодательстве все большее значение приобретали общесоюзные нормы. В то же время характерным было ужесточение мер наказания. По нынешним представлениям суровость предусмотренного наказания часто не соответствовала опасности преступления.

В феврале 1931 г. была установлена уголовная ответственность  за порчу или поломку принадлежавших колхозам, совхозам и МТС тракторов и сельхозмашин. Если порча была вызвана халатным отношением, наказанием были принудительные работы на срок до шести месяцев. За те же неоднократные или повлекшие крупный ущерб действия - лишение свободы на срок до трех лет.

7 августа 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли  постановление “Об охране имущества  государственных предприятий, колхозов  и кооперации и укреплении  общественной (социалистической) собственности”. Оно возвело расхитителей в  ранг врагов народа, приравнивало хищения к государственным преступлениям, предполагало суровые репрессии и ограниченный выбор у суда мер наказания. Постановление не содержало градаций размеров похищенного, и его проведение в жизнь сопровождалось произволом.

В 1934 г. в уголовном праве появилась статья об измене Родине (действия, совершенные гражданами СССР в ущерб его военной мощи, государственной независимости или неприкосновенности его территории). При смягчающих обстоятельствах измена Родине каралась лишением свободы на срок 10 лет с конфискацией имущества, а для военнослужащих высшей мерой с конфискацией имущества.

Постановлением  ЦИК СССР от 2 октября 1937 г. за особо  опасные государственные преступления - шпионаж, вредительство, диверсию повышался  срок наказания с 10 до 25 лет лишения свободы. В 1940 г. был признан преступлением выпуск недоброкачественной и некомплектной продукции или с нарушением стандартов, и виновные лица (директор, главный инженер, начальник ОТК), наказывались лишением свободы на срок от 5 до 8 лет.

10 августа вышел  Указ “Об уголовной ответственности  за мелкие кражи на производстве  и за хулиганство”, по которому  мелкие кражи наказывались лишением  свободы сроком на один год.  Устанавливалась уголовная ответственность  с 12-летнего возраста за тяжкие преступления (убийства, насилия и увечья). К этой же группе относились действия несовершеннолетних, которые могли вызвать крушение поездов. За все остальные преступления уголовная ответственность наступала с 14 лет (к несовершеннолетним не применялась высшая мера). В уголовном порядке пресследовались привлечение несовершеннолетних к участию в преступлениях, принуждение их к занятию проституцией, спекуляцией, нищенством.

В начале 30-х  годов в связи с урбанизацией и ломкой патриархальных норм, с  наплывом в города больших масс насильно выброшенных из деревни во время раскулачивания озлобленных людей произошел всплеск уголовной преступности: убийств, разбоев, грабежей и злостного хулиганства. С этим велась борьба мерами административного права (паспортный режим) и ужесточением обычного уголовного права. Однако эти меры не достигли цели, и государство пошло на внесудебные репрессии.

При управлениях  милиции на уровне области были созданы  милицейские "тройки", для рассмотрения дел рецидивистов и неработающих лиц, связанных с преступной средой (в основном скупщиков краденого и держателей притонов). Дела разбирались в присутствии обвиняемого и прокурора. "Тройки" рассматривали до трети подобных дел. Применяемые ими репрессии были в большой мере превентивными - они не столько наказывали индивидуального преступника, сколько разрушали преступную среду, что несовместимо с нормами правового государства. Этими мерами волна преступности была сбита, за один год число грабежей снизилось почти вдвое, квалифицированных краж на треть, конокрадства на в три раза. Сильный удар с помощью внесудебных репрессий был нанесен организованной преступности. Она быстро формировалась в России в начале века, была подорвана репрессиями ВЧК, а затем ожила в условиях НЭПа. Жестокие меры 30-х годов надолго парализовали ее, что было особенно важно во время войны.

Информация о работе Государственный и общественный строй СССР по Конституции 1936 года