Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:10, реферат
Социально рыночная экономика – обусловившая успех концепции устройства государства. Она представляет собой удачную попытку свести воедино экономическую и социальную политику. Бывший министр экономики Людвиг Эрхард, вошедший в историю как отец экономического чуда, и его статс-секретарь по делам Европы Альфред Мюллер-Армок заложили фундамент социальной рыночной экономики, проведя в 1948г. экономическую и денежную реформу. Мюллер-Армок - автор знаменитого высказывания: "Смысл социальной рыночной экономики - увязать принцип свобода на рынке с принципом социальной сбалансированности".
1. Введение 3 стр.
2. Образование ФРГ. Оккупационный статус 4 стр.
3. Конституция 1949 г. 5 стр.
4. Органы управления 9 стр.
5. Заключение 12 стр.
6. Список литературы
Сфера исключительного законодательства федерации при этом расширена за счет конкурирующего законодательства путем включения в нее системы мер и весов, выпуска бумажных денег, охраны промышленной собственности, авторского и патентного права и пр. Более того, при определении права на исключительное законодательство Основной закон требует соблюдения лишь одного условия – «необходимости» в федеральном законодательстве, которая определяется самой федерацией и никогда не оспаривается ФКС.
Расширение законодательных полномочий федерации происходит и благодаря решениям ФКС, опирающегося на традиционную для Германии доктрину – «в силу внутренней связи», когда суд признает наличие написанных полномочий государства, или если они (законодательные полномочия) «недостаточно точно определены» или связаны с решением вопросов, «определенно относящихся к компетенции федерального законодательства».
По иному, чем в Веймарской конституции, трактуется и «конкурирующее законодательство». Федерации по Основному закону предоставляется право принять закон, даже если ранее был принят по этому вопросу закон земельный. Здесь действует принцип: «федеральное право ломает право земель».
Объективные процессы расширения полномочий центра в федеративном, демократическом государстве между тем не могут быть беспредельными. Приоритет в сфере «выполнения государственных задач», исполнительно-распорядительные полномочия принадлежат по Основному закону землям.
В наиболее спорной сфере конкурирующего законодательства интересы земель также ограждаются требованиями предоставления федерации законодательных полномочий только в том случае, если данный вопрос не может быть эффективно урегулирован законодательством отдельных земель, если урегулирование данного вопроса законодательством одной земли может нанести ущерб интересам другой земли или всей стране в целом и если этого требует сохранение «правового и экономического единства, в частности обеспечение единообразия жизненных условий».
«Единообразие жизненных условий» и лежит в основе новой формы германского феодализма, получившего название «кооперативного». Новая модель кооперативного феодализма – продукт своего времени, когда в послевоенных условиях резко возросла взаимозависимость федерации и земель в решении экономических и социальных проблем, а под влиянием усилившейся мобильности населения, потоков беженцев, деятельности оккупационных властей были подорваны корни исторически сложившегося своеобразия германских земель и пр.
Это «единообразие» и определяет стремление федерации и земель к координации своих действий, к унификации прав и административной практики. В новых условиях все большее значение приобретает не диктат центра, не «экзекуция», а такие рычаги управления, как выверенная финансовая политика и государственное регулирование экономики, общие задачи в области энергетики, транспорта, жилищного строительства. Решение этих задач связано прежде всего с финансированием. Не случайно созданный на основе Основного закона Немецкий федеральный банк называют в ФРГ «четвертой властью», «параллельным правительством».
Основополагающие
принципы конституционного устройства
ФРГ находят непосредственное выражение
и в системе высших органов государственной
власти: бундестага, бундесрата, президента,
правительство и органов правосудия.
Органы
управления
Высшим органом законодательной власти, по Конституции 1949 г., является бундестаг (Нижняя палата), но его полномочия в определенной мере ограничиваются бундесратом. По некоторым вопросам – изменение Конституции, передел территории, компетенция земельных властей и даже финансы – бундесрат наделяется правом абсолютного вето, с чем не может не считаться нижняя палата. В других случаях верхняя палата имеет право отлагательного вето. Таким образом, утверждается не фиктивный, но реальный федерализм Западной Германии.
Бундестаг избирался на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования (на 4 года) лицами, достигшими 18-летнего возраста. «Всеобщему» и «равному» характеру выборов не соответствует, однако, правило избирательной системы, согласно которому менее 5% голосов, поданных за политическую партию (партиям Основной закон отводит главную роль в формировании политической воли народа), вообще не учитываются при распределении мандатов. Недостижимость «равенства» выборов определяется и не равными финансовыми возможностями мелких партий или независимых депутатов. Финансирование предвыборной деятельности партий из государственного бюджета не решает также проблемы равенства, так как пособия распределяются государством только между теми партиями, которые после окончательного подведения итогов выборов получили 50% голосов в конкретном избирательном округе.
Наряду с законодательными полномочиями, и прежде всего с полномочиями утверждения бюджета, бундестаг избирает главу правительства, канцлера, несущего перед ним ответственность. Он обладает и другими важными контрольными функциями, в связи с чем может вызвать на свои заседания любого члена федерального правительства, назначить следственную комиссию, а федеральный министр финансов обязан ежегодно представлять бундестагу и бундесрату отчет «о доходах и расходах, а также о состоянии активов и пассивов выполняемого бюджета». Неодобрение бундестагом деятельности правительства влечет за собой вотум недоверия, который выражается не отдельному министру, а федеральному канцлеру, вместе с которым должно уйти в отставку и правительство. Отставка, однако, возможна при условии выбора бундестагом большинством голосов его приемника (правило так называемого «конструктивного вето»).
Объективная тенденция централизации государственной власти, доминирование федерации в вопросах законодательства определяет особое стремление германских земель влиять на государственную политику в целом через бундесрат, который, согласно Основному закону, является не представительством земель, а федеральным органом власти, состоящим из членов земельных правительств.
Согласие бундесрата необходимо, как правила, при принятии законов, относящихся к конкурирующей сфере, затрагивающих интересы земель. Для этих законов (в настоящее время большинство законов принимается с согласия бундесрата) отрицательное решение бундесрата носит характер абсолютного вето. Бундесрат принимает участие и в утверждении бюджета, осуществляет вместе с бундестагом надзор над организацией органов власти земель. Его согласие требуется при применении мер принуждения к землям, не выполняющим «возложенных на них обязанностей».
Глава государства – президент республики – выбирается на пять лет большинством голосов особого органа – федерального собрания, состоящего из членов бундестага и равного числа членов, избираемых народными представительствами земель на пропорциональной основе. Президент выступает прежде всего в качестве представителя республики во внешних делах, хранителя конституционного строя. Основной закон отказался от дуалистической концепции Веймарской республики: «президент-рейхстаг».
Как независимая, фактически бесконтрольная (все его распоряжения контролируются канцлером) и политически нейтральная фигура, отстраненная от решающего участия в высшем государственном руководстве, он, кроме представительств в международных делах, назначает и увольняет федеральных судей, ряд категорий федеральных служащих, обладает (в отдельных случаях) правом помилования, промульгирует принятые законы.
Основной закон лишает главу государства исконно германского права командования вооруженными силами, возлагая эти обязанности в мирное время на министра обороны, а во время войны – на канцлера. Установленный таким образом контроль бундестага над вооруженными силами был подкреплен впоследствии законами 1956 и 1976 гг. о создании, а затем усилении полномочий специальной парламентской комиссии бундестага по обороне, которая наделялась правами следственной комиссии. Введена была также должность уполномоченного бундестага «по обороне» для охраны основных прав.
В Конституции предусматривается возможность отстранения президента по обвинению в умышленном нарушении им Основного закона или другого федерального закона. Вопрос о его виновности и лишении должности принадлежит ФКС.
Роль главной политической фигуры Основной закон отводит, таким образом, не президенту, а канцлеру, который выбирается большинством членов бундестага по предложению первого. Им становится лидер партии большинства в бундестаге. Усиление роли канцлера в ФРГ сближает форму германского государства с президентской системой США и Франции. Эта тенденция усиливается почти неизменным формированием правительства партии канцлера ХДС в союзе СХСС. С 1949г. до 1998г. эти партии бессменно находились у власти, за исключением тринадцати лет правления социально-либеральной оппозиции.
Канцлер без одобрения бундестага формирует кабинет министров и делает представления об увольнении министров, обязательные для президента. Но главное – он направляет всю внешнюю и внутреннюю политику страны и несет за нее ответственность только перед бундестагом.
Основным гарантам правового государства ФРГ является, по Конституции, ФКС, который выбирается бундестагом и бундесратом и стоит во главе судебной системы страны. По отношению ко всем конституционным органам ФКС является единственной и независимой судебной палатой. Он рассматривает конфликты федерации и земель, споры об объеме их прав и обязанностей, контролирует правовые нормы на их совместимость с нормами более высокого ранга и объявляет их не имеющими юридической силы.
В 1969 г. в целях усиления охраны прав граждан был принят закон, положение которого составили содержание пункта 4 «а» ст. 93 Конституции 1949 г. На основании этого закона ФКС призван рассматривать дела по искам всех лиц, считающих неконституционными действия государственных властей, ибо они нарушают их основные права. В этом случае ФКС действует в качестве высшей апелляционной инстанции.
К таким жалобам, однако, предъявляются жесткие требования, в том числе требование предоставления доказательств, что все другие пути восстановления нарушенных прав были исчерпаны жалобщиком. Благодаря этому 98%таких жалоб ФКС просто не рассматривается. Судьи независимы и подчиняются только закону.
В
соответствии с требованиями правового
государства Конституция 1949 г. отличается
жестким и обширным перечнем «гарантий
основ свободного демократического порядка».
«Воинствующая демократия» между тем
несет в себе, по признанию самих государствоведов,
опасность нарушения демократических
принципов конституции. Так, на основании
Основного закона каждый, кто использует
свободу выражения мнений, печати, собраний,
образования союзов и обществ и пр. «для
борьбы против основ свободного демократического
порядка, лишается этих основных прав».
Решение вопроса, использовались те или
иные права с целью борьбы «против демократического
порядка», принадлежит только ФКС, который
не может исключить, как показала практика,
политических пристрастий своих членов.
Заключение
Основной
закон учредил в ФРГ
Федеративное устройство - историческое наследие Германии, которая на протяжении веков была раздроблена на множество крупных и мелких государств, а после их объединения в 1871 г. все время оставалась федерацией, за исключением 12 лет нацистского режима и четырех десятилетий раздельного существования ГДР (в которой федеративный принцип был упразднен) и ФРГ.
Основной
закон провозглашает
Федеральные
земли не являются суверенными
государствами. Они не
Конституционный
строй федеральных земель
В
отношениях между Федерацией
и землей могут возникать