Геополитика, её сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 09:16, контрольная работа

Описание работы

Одной из важных вех в формировании геополитических идей считается появление в конце XIX в. работ американского адмирала А. Мэхена, среди которых центральное место занимает книга «Влияние морской силы на историю (1660 – 1783гг.)», опубликованная в 1890г. В тот период эта книга имела огромный успех. Только в США и Англии она выдержала 32 издания и была переведена почти на все европейские языки, в том числе и на русский (в 1895 году). Английские рецензенты называли работы Мэхена «евангелием британского величия», «философией морской истории». Кайзер Германии Вильгельм II утверждал, что он старается наизусть выучить его работы и распорядился разослать их во все судовые библиотеки Германии.1 Необычайный успех выпал на долю этих работ в Японии.

Содержание работы

1. Геополитические воззрения А. Мэхена и Х. Макиндера 3
2. Россия и исламизм 7
3. Интересы США в Азиатско-Тихоокеанском регионе 13
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

геополитика.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

     За  время «московской» паузы в кавказской политике радикальный исламизм успел укрепиться организационно, финансово, идеологически. И начал новый виток вооруженного противостояния с Россией. Цели остаются прежними: разжечь огонь гражданской войны на российском Кавказе, квалифицировать ее как целенаправленный геноцид против черкесов и устроить кровавый земельный передел – отделить карачаевцев и балкарцев, объявить отдельную черкесскую территорию единым государственным образованием, объявить о его отделении от России. Организаторы всего этого почти не скрывают свой дьявольский план, рассуждая о благе и свободе, которые они несут адыгским народам.

     И все же сегодня ребром стоит вопрос, как нам противостоять радикальному исламизму и его террористическим организациям? Сейчас, когда стала более понятна новизна проблемы, ускоренно формируется качественно новая российская политика на Кавказе. Судя по выступлениям Дмитрия Медведева, как 1 апреля 2010 года в Дагестане, так и в других регионах, российская власть в основном выработала адекватную стратегию новой политики на Кавказе, которая сформулирована не «с потолка», а после дискуссий в экспертных и политических кругах в Москве и на Кавказе. Она предполагает переход от пассивной обороны к активной.5 Трудно выловить террористов среди 8 миллионов пассажиров, которые ежедневно пользуются московским метро. А еще пара миллионов тех, кто ездит в автобусах. Террористов надо жестко ликвидировать, разрушать их организационные сети, ломать систему вербовки новых террористов, уничтожать центры подготовки «живых бомб».

     Главная социальная  группа, представляющая интерес для террористических сетей в кадровом отношении, — молодежь кавказских мусульманских республик. Ее уязвимость: высокая безработица, идеологический вакуум. Наша задача выиграть борьбу с террористами за влияние на кавказскую молодежь. Второе направление – идеологическая борьба. На  Кавказе, по сути, два ислама. Один традиционный, связанный с национальными адатами, традиционными нормами. Это наш российский ислам – умеренный, миролюбивый, привычный, спокойный. Второй – радикальный, связанный с террористами-исламистами, который пытается навязать шариат – религиозное мусульманское право – и ликвидировать адаты. В их противоборстве надо помочь нашему российскому исламу победить импортированный, радикальный. Для этого необходимо строить мечети с нашими имамами, создавать наши исламские университеты и медресе. Очень важно сократить до минимума обучение кавказской молодежи в интернациональных  исламских центрах, а их  выпускников взять под жесткий контроль.

     Всерьез должно озаботиться государство  и развитием светской системы образования на Северном Кавказе. В кавказских селах и крупных аулах молодые люди должны иметь возможность учиться в школе. Нужно сдвинуть пропорцию платного и бесплатного образования в сторону уменьшения платного. Чрезмерное платное образование отсекает от него детей из бедных семей, которые становятся легкой идеологической добычей радикалов.

     Еще одно ключевое направление борьбы с радикальным исламизмом – удар по финансовым ресурсам. Их у террористов три: два внешних и внутренний. Первый – это террористические деньги от «Аль-Каиды» и подобных ей организаций. Второй внешний – деньги, идущие на социальные и религиозные проекты из мусульманских стран. Террористические сети смогли установить частичный контроль над каналами их распределения в России. Разумеется, их надо жестко отсечь от этих каналов. К сожалению, за время известной паузы террористические сети смогли сформировать и третий канал поступления денег – систему внутреннего финансирования, которая базируется на крышевании бизнеса в северокавказских республиках и даже городах-миллионниках. Нынче эта система стремится к формированию своеобразного «северокавказского ХАМАСА», который является не только военным, политическим и идеологическим феноменом, но и социально-экономической структурой.

     Верховный суд РФ в 2003 и 2010 годах признал  террористическими ряд исламистских организаций и запретил их деятельность на территории России:

     - «Высший военный Маджлисуль Шура Объединённых сил моджахедов Кавказа»;

     - «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»;

     - «База» («Аль-Каида»);

     - «Асбат аль-Ансар»;

     - «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»);

     - «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»);

     - «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»);

     - «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба»;

     - «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»);

     - «Движение Талибан»;

     - «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»);

     - «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»);

     - «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»);

     - «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»);

     - «Боко харам»;

     - «Кавказский эмират».6 
 
 
 
 
 
 

  1. ИНТЕРЕСЫ США В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ
 

     В последние несколько лет в  США с тревогой следят за постоянным подъемом государственной мощи и  влияния стран АТР, в том числе  Китая и Индии, поскольку происходит сокращение разрыва между этими государствами и Штатами. Перед вступлением Барака Обамы в должность президента, некоторые аналитики заявляли о том, что из-за недостаточного внимания, которое США уделяло АТР, односторонней политики, а также отсутствия Соединенных Штатов в многосторонних структурах, в регионе упало влияние США. Штаты вытеснены из Азии, поэтому им необходимо вернуть свой утраченный статус. Это есть краткое изложение понятия «руководящей роли» в АТР, которое так хочет вернуть себе нынешнее американское правительство.

     После прихода к власти Барака Обамы, происходят всевозможные «корректировки» и  изменения, увеличиваются инвестиции, применяются различные приемы. С  одной стороны, провозглашаются  разные политические решения, с другой, усиливаются контакты с представителями высших кругов стран АТР, с третьей, осуществляется всесторонняя интеграция ресурсов, претворяется в жизнь трехсторонняя дипломатия (оборона, внешняя политика, развитие), уделяется внимание роли, которую играют неправительственные организации. В-четвертых, происходит разделение ответственности благодаря международному сотрудничеству.

     Нужно отметить, что результаты регулирования  политического курса США в  направлении АТР были получены за менее чем два года. Хиллари  Клинтон в своей речи подчеркнула, что Соединенные Штаты в азиатской стратегии поддерживают сотрудничество с главными традиционными союзниками, новыми партнерами и важными региональными организациями. В число традиционных партнеров в качестве «основы» входят Япония, РК, Австралия, Таиланд и Филиппины.

     Особенно  интересно то, что США инициативно  принимают участие в многосторонних механизмах, к тому же выступают  за региональное сотрудничество. Изначально Соединенные Штаты отстранились от саммита стран Восточной Азии, сейчас вновь присоединились, к тому же пытаются превратить его в региональный форум по обсуждению политических и стратегических вопросов. Что касается регионального экономического сотрудничества, США выступили с инициативой его развития в бассейне реки Меконг, а также предложили форсировать переговоры по подписанию «Транстихоокеанского соглашения о партнерстве».

     США подчеркивают «руководящую роль», тем  самым, оказывают сложное влияние  на развитие обстановки в Азиатско-тихоокеанском  регионе. С одной стороны, будучи самым сильным государством в АТР, активное участие Соединенных Штатов, возможно, послужит толчком к продвижению регионального сотрудничества, однако, с другой стороны, акцент США на «возвращение» в АТР предполагает то, что страна оценивает свою выгоду. Использование региона другими может принести новые трудности. Одним из сложных вопросов является взаимодействие стран АТР и США, которые намерены «вернуться» в регион. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     1 Гаджиев К.С. Введение в геополитику: Учебник. – М.: Логос, 1998. – 318 с.

      2 Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России: Учебное пособие. – М.: АРКТОГЕЯ-центр, 1997. – 242 с.

      3 Игнатенко А.А. Исламизм как  глобальный дестабилизирующий фактор // Независимая газета. – 2009. – № 12

     4 Марков С. Почему неспокоен Кавказ? // Российская Федерация сегодня. – 2010. – № 4

     5 Нартон Н. Геополитика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 297 с.

      6 URL: http://genproc.gov.ru (дата обращения 20.01.2011)

Информация о работе Геополитика, её сущность