Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 00:16, курсовая работа
Изучение и последующее освоение бескрайних болотных пространств сопряжено с не малыми трудностями. Первая сторона проблемы заключается в том, что на территории нашего государства сосредоточено до ¾ болот мира, а следовательно, и самые большие запасы торфа. Разумное использование такого огромного природного богатства – дело государственной важности. Торф давно перестал быть только топливом. В последние десятилетия стало ясно, что использовать его только в таком качестве просто экономически невыгодно. Как удобрение он употребляется давно. Кроме того, торф является ценнейшим химическим сырьем, из которого можно извлечь массу нужного и полезного.
1.Общие
сведения.
В нашей стране заболоченные пространства занимают огромные площади: в целом на них приходится не менее 1/10 всей территории. Особенно богаты болотами лесная зона и зона тундры. Есть они и в лесостепи, и на степных просторах. Процессы заболачивания могут возникать даже под палящим солнцем пустыни. Нередко бытует взгляд, что чавкающая под ногами болотная топь – место бросовое, причиняющее трудности при хозяйственном освоении. Гораздо правильней рассматривать болота как естественное природное образование, играющее вполне определенную роль в биосфере нашей планеты. Не стоить забывать о болотах как о единственном источнике получения торфа – ценнейшего сырья для многих отраслей народного хозяйства.
В умеренных широтах болота – обычный элемент ландшафта, очень важный для поддержания природного равновесия. Переувлажненные участки всегда были резервом для расширения сельскохозяйственных угодий. В настоящее время они служат местообитанием многих редких животных и растений, славится своими ягодниками.
Изучение и последующее освоение бескрайних болотных пространств сопряжено с не малыми трудностями. Первая сторона проблемы заключается в том, что на территории нашего государства сосредоточено до ¾ болот мира, а следовательно, и самые большие запасы торфа. Разумное использование такого огромного природного богатства – дело государственной важности. Торф давно перестал быть только топливом. В последние десятилетия стало ясно, что использовать его только в таком качестве просто экономически невыгодно. Как удобрение он употребляется давно. Кроме того, торф является ценнейшим химическим сырьем, из которого можно извлечь массу нужного и полезного. Конечно, есть и вторая сторона проблемы. Существование болотных топей остается серьезным препятствием при сооружении транспортных артерий, гражданском строительстве, поисках и добыче полезных ископаемых. Труднодоступна нефть, добываемая среди топей Западной Сибири. Лесной фонд нашей страны заболочен на 25%, что мешает заготовкам леса и его возобновлению. Нельзя забывать и о третьей, не менее важной стороне рассматриваемой проблемы: болота как непременный элемент биосферы Тем самым болота как аккумуляторы и регуляторы влаги не только получают право на существование, но и возводятся в ранг важнейшей и обязательной составляющей современных ландшафтов. Не столь давно было широко распространено представление о необходимости их почти повсеместного осушения, то сегодня все чаще звучат призывы сохранить эти уникальные объекты природы в их первозданном виде. Однако, как известно, все крайности вредны. Решение вопроса об осушении того или иного болотного массива зависит от целого ряда причин – типов болот, их географического положения, размеров, перспектив хозяйственного использования и тд.
Особое место среди болотных массивов нашей страны занимают западносибирские болота. Это самая заболоченная территория не только в нашей стране, но и в мире. Процесс болотообразования на территории Западносибирской равнины достаточно длителен. Но он имеет и позитивную сторону: в Западной Сибири образовались огромные запасы торфа самого разнообразного качества. Наряду с большими запасами топливного торфа здесь сосредоточены крупнейшие ресурсы торфоподстилочного и торфоизоплитного сырья.
У болота свой животный мир, характерные сообщества микроорганизмов. Не менее своеобразна и болотная почва. Получается сложное сочетание тесно взаимосвязанных природных комплексов, объединяемых единой средой обитания. Есть и общий для них термин – биогеоценоз. Биогеоценоз – система живая, находящаяся в постоянном движении и развитии, имеющая только ей свойственные черты. Значение болот не ограничивается участием в распределении водных запасов и накоплением торфа. Они место обитания редких и исчезающих видов животных. Не меньшую ценность представляют болота, как место произрастания ценных и редких видов растений. Многие из них – резерв для получения различных медицинских препаратов. [3, c.8-17]
Сохранение и разумная эксплуатация болотных ландшафтов – проблема важнейшая особенно в нашей стране, располагающей более чем 2/3 заторфованных площадей земного шара. Освоение болот – важная составляющая в повышении общей продуктивности. При этом нельзя забывать, что болота – неотъемлемая часть биосферы, географический и геологический фактор, в значительной степени определяющий экологическое равновесие среды.
Болота
нужно сохранить в качестве природных
эталонов, как документы послеледниковой
истории растительности и климата,
место обитания редких видов животных
и растений, не менее редких растительных
сообществ. Болота также полезны
в качестве учебных и экскурсионных объектов,
мест активного отдыха и туризма и источника
диких ягод. [4,c. 24-25]
2.Класификация.
Очень велико разнообразие болот, поэтому, по мере накопления сведений, возникла необходимость в их классификации. Некоторые болота возникают в прибрежной части больших водоемов — озер или морей. В тех участках побережья, где грунт состоит из мелких глинистых частиц, постепенно формируется тип болота, который называется "марш". Значительная часть марша покрыта водой либо постоянно, либо заливается во время прилива. Почва в таких местах практически отсутствует. Корням растений трудно закрепится в илистом грунте. Поэтому растительность маршей обычно бедна: иногда встречаются неприкрепленные водные растения или осоки и злаки. На поверхности грунта часто можно видеть налет микроскопических водорослей, а в самом грунте развиваются бактерии. Бактерии в процессе жизнедеятельности в бескислородной среде вырабатывают сероводород и ряд других веществ. Об этой деятельности бактерий говорят небольшие кучки черного ила на поверхности и специфический неприятный запах. Пожалуй, марши более всего напоминают традиционный негативный имидж болота. Этому способствует еще одно коварное свойство болот маршевого типа: в некоторых участках марша, часто рядом с устьем небольших ручьев и рек, впадающих в озеро или море, формируются настоящие "зыбучие пески". Часто во время морского отлива значительная часть марша обнажается и напоминает влажный песчаный пляж, поросший редкой травой. Однако, пройдя по такому пляжу реально провалиться в ил глину на глубину более 1 метра!
Но марши — лишь один из типов болот. По долинам и поймам рек формируются болота другого типа. Они связаны с грунтовыми водами, вымывающими минеральные вещества из почвы в болото, поэтому на этих болотах формируется богатая растительность. Совсем по-другому выглядят лесные болота. Заболачивание леса — обычное явление, особенно на севере нашей страны. Этому процессу способствует высокая влажность внутри леса и характер почв. Одни почвы благоприятствуют заболачиванию, другие — нет. Если в лесу появятся болотные травы (осоки), мхи, в том числе и белый мох сфагнум, то создадутся условия, грозящие лесу гибелью: деревья постепенно начнут засыхать. К заболачиванию приводит неправильная вырубка и лесные пожары. При этом деревья перестают испарять влагу через листья и хвою, и на месте леса постепенно возникает болото. В первую очередь принято различать болота по тому, насколько их растительность обеспечена минеральным питанием. От этого зависит их видовое разнообразие. Есть евтрофные ( от греческого «еу» - хорошо и «трофе» - пища), или низинные болота; к ним близко подходят грунтовые воды, богатые солями, нужными растениям. Почти все болота в начале своего развития — низинные. Болота прирусловых террас сохраняют описанный водный режим, накапливающийся слой торфа незначителен. В лесных, луговых, степных и озерных болотах ситуация иная: из-за значительного количества растительных остатков возникает толщи торфа. Питание болота грунтовыми водами частично прекращается. Болото становится переходного типа. С течением времени слой торфа увеличивается, связь с грунтовыми водами прерывается полностью и основным источников воды становятся не подземные воды, поступающие снизу, а осадки в виде дождя и снега. Таким образом, болото из низинного становится верховым (питание поступает сверху). В связи с этим их грунт обеднен минеральными веществами по сравнению с низинными болотами. Получается, что в результате заболачиванию на месте леса, озера или луга сначала возникает низинное болото. Затем оно становится переходным и верховым. В условиях, складывающихся на верховом болоте, идет накопление торфа и постепенно формируется торфяник (часто торфяник и верховое болото вообще рассматриваются как синонимы). Но и болото не конечный этап сукцессии (закономерной смены растительных сообществ). Постепенно оно зарастет лесом, степью или лугом — тем биоценозом, на основе которого оно возникло.
Бывают очень опасные места на болотах – «окна» - лужицы чистой прозрачной воды на серо-зеленой поверхности. Нередко это целые озера – «водья» - шириной и несколько десятков метров. Берега ее, лежащие вровень с водой, тонкая торфяная прослойка, а под ней бездонная топь. Еще коварнее – «чаруса». Это «очаровательная полянка»: свежая зеленая трава, масса ярких цветов…но слабый травянистый покров, не выдерживающий даже белку, скрывает страшную пучину. Прошли годы, и болота раскрыли многие свои тайны. Конечно, теперь хорошо известно, как образуются «окна», «водья» или «чарусы». Отдельные участки твердых горных пород, подстилающих болотный массив, могут располагаться почти под поверхностью трясины. По ряду причин в них возникают вертикальные пустоты. Получаются практически бездонные колодцы, заполненные песчанистым материалом, обильно насыщенным водой.
Болото - один из главнейших элементов ландшафта. Немало среди них и таких, которые с трудом можно втиснуть в классификационные рамки. Известный исследователь болот Р.И. Ильин, работавший в Западной Сибири свыше десятка лет, на собственном опыте убедился в несомненной полезности местной классификации и настойчиво рекомендовал ее. Вот некоторые из таких названий:
Тесан – лесные междуречья, находящиеся в самой начальной стадии заболачивания, коснувшегося только самых низких мест – западин, заросших, как правило, различными осоками. Молодую древесную растительность в таких условиях активно глушит пышно растущее высокотравье, поэтому деревьев на таких участках мало. Поскольку процесс заболачивания находится в самом начале, то мхов еще мало или их нет вообще.
Юдал – заболоченный лес на сравнительно ровных участках. Деревья заметно угнетены. Почва покрыта мощным моховым покровом. Чем старше юдал, тем больше он заболочен. Поэтому различают несколько стадий развития такого болота. Обыкновенный юдал по мере увеличения влажности через определенное время называется сырой, затем мокрый.
Вообще местные жители не считают, тесан и юдал болотами. На самом деле это – заболоченные леса. Настоящим болотом, да и то в начальной стадии, признается только мокрый юдал, где начинается отложение торфа.
Кёлёк – уже основательное болото, расположенное в понижении среди тайги, берега которого имеют четкие очертания. В более северных районах кёлёк может образовываться на месте зарастающих озерных котловин, постепенно переполняющихся торфом.
Галья обычно располагается на водораздельном болоте по соседству с рямами или рядом с более поднятыми участками , покрытыми лесом, - своеобразными лесными островами.
Понджа – болото грунтового питания, примыкающее к высокому берегу речной долины. Такие болота отличаются наибольшим количеством водолюбивых форм. На надлуговых террасах понджи достигают особенно больших размеров и тянутся непрерывной полосой шириной в несколько километров.
Помимо
описанных выше рямов, существует «сурям»
и его разновидность «каргашак»; «барамбашником»
называется осоково-гипновое болото с
редкой березой; участки, покрытые елью,
сосной и кедром на мощном, но достаточно
хорошо дренированном торфянике, получили
название «урмана».[2,c.2-3,116-119]
3. Растительность.
Благодаря своей способности сохранять в слоях торфа остатки живших когда-то растений, болота стали идеальной природной летописью. Послойное изучение залежи дает четкую картину замены одних видов другими в полном соответствии с изменениями природных условий. Болота Западной Сибири сравнительно молоды, но покрывающая их растительность появилась неизмеримо раньше – в прошлые геологические эпохи. Болотная растительность заслуживает пристального внимания. Это - обильные урожаи ягод, 9/10 которых не собирается никем. На болотах масса лекарственных растений, огромные запасы сфагнума, обладающего антисептическими и другими полезными свойствами. Наконец, многие болотные травы нередко становятся пищей для скота, особенно в засушливые годы.
Для низинных болот характерны растения, требовательные к минеральным элементам. Расположены в низких местах (например, в долинах рек). Средняя часть болот лежит на одном уровне с окраинами или ниже их, иногда поверхность наклонная. Низинные болота бывают: намывного и грунтового питания. Первые образуются в долинах рек, по берегам озер, богаты минеральными солями. Высокозольный торф в них перемешан с песком и илом, приносимыми речной, снеговой или дождевой водой. В умеренном климате это болото лесные (ольха, береза, иногда хвойные - “согры”) или травяные - с осоками, тростником, рогозом. Обширные травяные болото в дельтах Днепра, Дона, Волги, Кубани, Дуная, Амударьи называют плавнями. На болото намывного питания цветковые растения дают большую массу, мхи развиты слабо. Болота грунтового питания часто образуются под склонами речных террас, в местах выхода ключей. Для них характерен мощный ковер мхов и слабое развитие травянистых растений. Фауна низинных болото разнообразна: водяные крысы, полевки, нередко выдры, особенно много птиц (кулики, болотные курочки, коростели и др.); в гнездовой период и при перелете много гусей и уток. В южнорусских плавнях встречаются кабан, камышовый кот, фламинго, пеликаны.
Для переходных болот
Для верховых болот характерны
растения, которые нетребовательны
к зольным элементам. Вода в
этих болотах резко кислая, цвета
чая, богата гумусовыми