Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:51, реферат
Зимбабве, Республика Зимбабве, государство на юге Африки. Зимбабве не имеет выхода к морю и граничит на севере по р.Замбези с Замбией, на востоке и северо-востоке – с Мозамбиком, на юго-западе – с Ботсваной и на юге по – р.Лимпопо с Южно-Африканской Республикой (ЮАР).
Компания продолжала управлять Южной Родезией (такое название было официально принято в 1897) вплоть до 1923. Белые поселенцы получили большие полномочия в управлении после того, как на проведенном годом ранее референдуме высказались против присоединения Южной Родезии к Южно-Африканскому Союзу. Белые добывали золото, в небольших количествах медь, асбест и уголь, выращивали табак и кукурузу, строили школы, больницы и железные дороги; в стране появились первые автомобильные дороги с твердым покрытием. Однако пользоваться всеми этими достижениями цивилизации могли только сами белые. В 1923–1953 у власти находились консервативные правительства, которые не допускали и мысли о предоставлении африканцам политических прав.
Камнем преткновения оставался земельный вопрос. В стране сохранялись созданные во времена колонизации резерваты для африканцев, но на протяжении ряда лет все другие земли подлежали свободной купле-продаже. В соответствии с рекомендациями в 1925 комиссии Морриса Картера и положениями «Закона о распределении земли» 1930 была создана «белая» зона, где покупать землю имели право только белые поселенцы. Африканцам запрещалось жить в т.н. поселенческих районах. В городах им разрешалось жить у своих белых работодателей, но без семьи либо в т.н. «локациях». Работавшие по найму африканцы были вынуждены периодически преодолевать значительные расстояния между городами, где они работали, и резерватами, где оставались их семьи. В 1930 примерно 50 тыс. белых поселенцев принадлежала половина пахотных земель, а второй половиной владели ок. 1 млн. африканцев. По мере роста населения нагрузка на малоплодородные и плохо обеспеченные пресной водой земли в перенаселенных резерватах увеличивалась и достигла критического уровня.
Архитектором
«белой» Родезии считается
В 1920–1940-е годы африканцы протестовали против их экономической и политической дискриминации через местные ассоциации социального обеспечения, африканские дискуссионные клубы и религиозные секты, отколовшиеся от христианской церкви. В 1930–1940-е годы появились первые политические организации африканцев.
Лишь после 1953, когда была создана Федерация Родезии и Ньясаленда, включавшая Южную Родезию, Северную Родезию и Ньясаленд, африканцы получили возможность создать национальную политическую организацию. Городская молодежная лига, образованная в 1956 в Солсбери, в 1957 трансформировалась в Африканский национальный конгресс (АНК). Во главе этой политической организации стояли бывший служащий системы социального обеспечения Джошуа Нкомо, Джордж Ньяндоро и Джеймс Роберт Чикерема. Однако в начале 1959, когда АНК стал завоевывать симпатии и поддержку большинства африканского населения, власти запретили его деятельность. В последующие годы появился ряд других политических группировок во главе с Нкомо – Национально-демократическая партия, запрещенная в 1961, Союз африканского народа Зимбабве (ЗАПУ), запрещенный в 1962, и Народный попечительский совет, который постигла та же участь в 1964. В 1963, после того как многие образованные шона стали выражать недовольство руководством Нкомо, ЗАПУ раскололось, и из него выделился Африканский национальный союз Зимбабве (ЗАНУ) во главе со священником Ндабининги Ситоле.
Тем
временем в результате роста национально-
Независимость Родезии не признала ни одна страна в мире. Исходя из этого обстоятельства, а также не сомневаясь в успехе нефтяной блокады в отношении страны, не имеющей выхода к морю, правительство Великобритании было уверено в скором крахе белого правительства Родезии. В 1965 были прекращены поставки нефти в Родезию по нефтепроводу из Бейры, а британские военные суда пресекали иные возможные поставки со стороны Мозамбикского пролива. В 1966 Совет безопасности ООН объявил о введении торговых санкций против Родезии. Однако благодаря тесному сотрудничеству с расистской ЮАР и португальцами, правившими в Мозамбике, Родезия беспрепятственно получала нефть по железной дороге из Лоренсу-Маркиша (ныне Мапуту) в Мозамбике и из ЮАР. Введенное ООН эмбарго на закупки родезийского табака, сахара, кукурузы и минерального сырья, которое должно было лишить режим валютных поступлений, легко преодолевалось с помощью белых предпринимателей Мозамбика и ЮАР. Более того, эмбарго на импорт оказало положительное воздействие на родезийскую экономику, поскольку защищенные от конкуренции местные производители наладили выпуск многих товаров, ранее закупавшихся за границей.
Недовольство части белых поселенцев односторонним провозглашением независимости не помешало властям Южной Родезии подавить африканское движение протеста. В начале 1960-х годов африканские политические организации были запрещены, а их руководители арестованы. Тогда же министр иностранных дел Великобритании Алек Дуглас-Хьюм убедил правительство Смита увеличить представительство африканцев в парламенте и проверить их отношение к существующему режиму путем консультаций по группам. В 1972 Великобритания была готова признать независимость Родезии, если комиссия, возглавлявшаяся британским юристом лордом Пирсом, убедится в том, что африканцы согласны с таким решением проблемы. Однако после многочисленных заявлений африканцев комиссия Пирса в 1972 пришла к выводу о враждебном отношении большинства африканцев к режиму белых поселенцев. В том же году методистский епископ Абель Музорева возглавлял Африканский национальный совет, который стал трибуной оппозиции.
Партизанская война против режима Смита началась в конце 1972, когда руководимые Джосиа Тонгогарой африканцы совершили нападения на белых фермеров на северо-востоке Родезии. Вооруженные отряды Тонгорары получали помощь из Замбии, Танзании, Китая, Алжира, а позднее из Румынии и Югославии. Чем успешнее действовали партизаны, тем большую поддержку получали они из стран Африки. Однако до революции 1974 в Португалии и перехода власти в Мозамбике к прокоммунистическому Фронту освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО) у родезийских партизан не было постоянных баз на сопредельных территориях. После провозглашения независимости Мозамбика в 1975 партизаны получили возможность свободно пересекать границы Родезии. Кроме того, до конца 1974 партизанское движение не имело политического руководства. В том же году, который был отмечен разрушением португальской колониальной систевы в Африке, правительства Великобритании и ЮАР сумели убедить Смита освободить из тюрем большую часть видных родезийских политических деятелей, которые находились там с начала 1960-х годов.
Вслед за освобождением многих руководителей национально-освободительного движения Родезии в конце 1970-х годов лидеры Замбии и Нигерии приложили немало усилий для их объединения в интересах борьбы против режима Смита. Однако противоречия между родезийскими лидерами были слишком велики. Епископ Музорева стремился сохранить свое политическое влияние. Роль Нкомо как одного из основоположников национально-освободительного движения оспаривали другие политики. Еще в 1963 от него отошли священник Ндабининги Ситоле и школьный учитель-католик Роберт Мугабе. Еще одним потенциальным претендентом на роль лидера был юрист и близкий соратник Тонгогары Герберт Читепо, но в 1975 он был убит при загадочных обстоятельствах в столице Замбии Лусаке. Мугабе, который, находясь в тюрьме, сумел перехватить у Ситоле руководство ЗАНУ, после освобождения отказался обосноваться вместе с другими лидерами в Лусаке и перевел штаб-квартиру своей организации в Мозамбик. Усилия Мугабе, направленные на завоевание доверия борцов, действовавших с территории Мозамбика, в конце концов принесли плоды, и он стал главной политической фигурой в ЗАНУ, где преобладали представители народа шона.
Как
самый старший лидер
После крушения португальской колониальной системы на юге Африки правительства Великобритании и США стали добиваться окончания гражданской войны в Родезии путем достижения компромисса. Дипломатического решения конфликта искала и ЮАР. Несмотря на неоднократные попытки к сближению и многочисленные конференции, в середине 1970-х годов никакого компромиссного решения не было найдено.
Когда
в 1978 война привела к значительным
экономическим и людским
В
конце концов руководителям стран
Содружества удалось выработать
компромиссную формулу, позволившую
представителям правительства Музоревы
и лидерам ЗАНУ и ЗАПУ принять
участие в конституционной
В начале 1980, после того как партизаны сдали оружие и были демобилизованы, в стране началась предвыборная кампания. Кандидаты от ЗАНУ и ЗАПУ баллотировались по разным спискам. Своих кандидатов выдвинули и политические группировки Музоревы и Ситоле. Правительства Великобритании и ЮАР ожидали победы Нкомо и были поражены успехом Мугабе, который одержал победу на волне своей популярности в период борьбы за независимость и как представитель крупнейшей этнической общины в стране. По результатам выборов ЗАНУ получил 63% голосов и 57 из 80 «африканских» мест в парламенте, ЗАПУ – 20 мест и Национальный африканский совет Музоревы – 3 места. Было сформировано правительство во главе с Робертом Мугабе, и 18 апреля 1980 Зимбабве был провозглашен независимым государством.
Мугабе ввел в состав кабинета нескольких видных представителей белой общины. В начале 1980-х годов по инициативе Мугабе были повышены закупочные цены на товарную сельскохозяйственную продукцию, что помогло избежать массового исхода белых фермеров из страны. Повышение цен было с удовлетворением встречено и мелкими африканскими фермерами. Несмотря на постоянные требования проведения земельной реформы, премьер-министр заверил белых землевладельцев, что их собственности не угрожает конфискация. На протяжении первой половины 1980-х годов число белых фермеров выросло, хотя в целом из-за иммиграции численность белой общины сократилась к 1985 до 95 тыс. человек.