Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:23, курсовая работа
Нефтегазовый комплекс Республики Башкортостан является ведущим комплексом народного хозяйства. В условиях продолжительной эксплуатации существующих и освоения новых нефтяных месторождений наблюдается резкое обострение экологической ситуации по ряду регионов республики. Так, в западных, северо-западных, центральных и южных районах, где производится интенсивная эксплуатация месторождений, за последние десятилетия произошло резкое ухудшение поверхностных и подземных вод, усиливаются процессы истощения земельных ресурсов, снижение биоразнообразия растительного и животного мира.
Объемы бурения новых скважин ввиду их низкого дебита сократились более чем в 4 раза. Такая динамика является закономерной для старых нефтедобывающих регионов.
На месторождениях республики впервые в стране и в отрасли апробированы и впоследствии нашли широкое применение многие новые технологические процессы и технические средства. Достаточно отметить лишь некоторые из них: заводнение продуктивных пластов, рациональная плотность сетки скважин, закачка растворителей и газа на старых рифовых месторождениях, технология подготовки нефти и воды, различные модификации обработки призабойной зоны пластов, гидроразрыв пласта (в различной модификации), методы борьбы с отложениями парафина и неорганических солей, различные виды приборов для исследований скважин и т.д. Для практики разработки месторождений республики характерна постоянная и тесная связь с наукой. В проектировании, контроле и реализации проектов разработки принимали активное участие многие научные учреждения страны: ВНИИ нефти им. акад. А.П. Крылова, Государственная Академия нефти и газа и другие. Учитывая необходимость постоянного научного обеспечения, в 1947 году создан специализированный Уфимский нефтяной научно-исследовательский институт (ныне «Башнефть»), в котором исследуются вопросы поисково-разведочных работ, процессов разработки и обустройства месторождений, бурения скважин, технологии добычи и транспорта нефти и т.д. Позднее от УфНИИ отпочковались нескольно территориальных институтов: УфНИИ нефтепереработки, ВНИИ транснефть (ныне ИПТЭР), ВНИИ нефтепромгео-физики (НПФ «Геофизика»), «Башнефтепроект» и другие. Благодаря тесному единству науки и производства, по многим месторождениям Башкортостана достигнута высокая нефтеотдача (до 60% НБЗ). Многие технологические решения, впервые опробованные в республике, стали хрестоматийными и применяются практически во всех нефтяных регионах страны [12].
5.3 Перспективы развития нефтяного комплекса
За прошедшие годы в разработке Шкаповского, Арланского и Туймазинского месторождений произошли коренные изменения. Разработка практически близка к завершению, поэтому анализ результатов их эксплуатации представляет большой научный и практический интерес. Большая часть новых залежей относится к трудноизвлекаемым. Продолжается ухудшение качества запасов. Прогноз показывает, что в дальнейшем такая тенденция будет сохраняться. Однако перспективы открытия новых месторождений в республике не исчерпаны. Значительная часть территории Юрюзано-Айской впадины еще не изучена. Нельзя полностью отрицать и возможность открытия месторождений в глубокозалегающих пластах венд-рифейской толщи. Остаточные извлекаемые запасы составляют всего 20% начальных, при этом темп отбора от остаточных запасов сохраняется на высоком уровне. В таблице приведены данные о качественной динамике запасов месторождения республики.
Число крупных месторождений в
процессе разработки сократилось с
9 до 2, извлекаемые запасы с 73,2% снизились
до 37,1%. Сократилось и число средних
по величине запасов месторождений
с 16 до 4. В то же время заметно возросло
число мелких месторождений, их запасы
увеличились в 4 раза.
В группе мелких были выделены месторождения
с запасами менее 1 млн. тонн. Их число заметно
увеличилось (на 26 ед.), а доля запасов возросла
более чем в 5 раз.
Остаточные извлекаемые запасы будут восполнены за счет расширения внедрения методов увеличения нефтеотдачи пластов. В работе рекомендуется использовать уже испытанные за последние 20 лет наиболее эффективные технологии. Таковыми оказались: закачка газа на рифовых месторождениях Ишимбайской группы (Грачевское, Озеркинское, Старо-Казанковское); использование полимеров (Арланское месторождение), закачка силикатно-щелочных, полимер-щелочных растворов (Арланское и др.) и щелочной дис-тиллярной жидкости (Сатаевское, Балкановское, Бузовьязовское, Демское, Уршакское и др. месторождения); микробиологическое воздействие и использование осадко-гелеобразующих технологий.
Современное состояние нефтедобывающей промышленности республики можно охарактеризовать следующими основными положениями:
1. Основная часть потенциальных ресурсов нефти выявлена, но земли Башкортостана характеризуются высокими перспективами.
2. Наиболее крупные по запасам
нефтяные месторождения
Серафимовскому месторождениям отобрано
более 90% извлекаемых запасов. Значительная
часть добывающих скважин на этих месторождениях
обводнена и выведена из эксплуатации.
3. Длительное форсирование
4. На большинстве месторождений весь проектный фонд скважин пробурен. Дебиты нефти новых скважин низкие и составляют в среднем 4 т/сутки. Вследствие такого положения резко снижаются объемы эксплуатационного бурения и ввод новых скважин. Поэтому должно быть уделено внимание обеспечению потенциальной продуктивности остаточного фонда скважин.
5. Разрабатываемые и вновь
ГЛАВА VI. Экологические проблемы Запада Республики Башкортостан
6.1 Оценка воздействия нефтяного комплекса на компоненты природы
Негативное воздействие на почвенно-растительный покров, атмосферу и гидросферу оказывает хозяйственная деятельность человека, выражающаяся в механическом воздействии и химическом загрязнении среды. Первое происходит в результате вырубки лесов, строительства сооружений и коммуникаций, разведки и добычи полезных ископаемых, ведения сельского хозяйства. Химическое загрязнение является результатом разработки месторождений и переработки продуктов нефтедобычи, применения ядохимикатов и т.п. [21].
На территории Запада Башкортостана находятся несколько нефтесборных парков(НСП). В НСП-1 расположено 7 резервуаров, из них сырьевых – 2, товарных – 3 и для подготовки воды – 2. Сумма выбросов от них составляет 1119,34 т/год.
На территории НСП-3 расположено 6 резервуаров: 1 сырьевой, 2 товарных, 3 для подготовки воды – с массой выброса 509,16 т/год. Общая сумма выбросов от всех резервуаров составляет 1628,5 т/год.
На территории НСП-1 расположено 2 печи подогрева марки НН-1,8 и ППВ-10. В печах, расположенных на нефтесборных пунктах в качестве топлива используется попутный газ. Печами выбрасывается: окиси углерода – 28,3 т/год; двуокиси азота – 12,5 т/год.
На территории НСП-3 – 1 печь марки ПП-1,6, ею выбрасывается: окиси углерода – 12,48 т/год; двуокиси азота – 5,49 т/год.
Факелы расположены на дожимных станциях ДНС-88 и ДНС-89 и 1 на НСП-1. Факелы небольшие по размерам и объемам выбросов.
В общей сумме ими выбрасывается:
окиси углерода – 8,88 т/год; двуокиси азота – 1,33 т/год; углеводородов – 0,2214 т/год; сернистый ангидрид – 0,1 мг/м³.
С целью охраны воздушного бассейна от загрязнения вредными выбросами, организуется контроль за состоянием атмосферного воздуха по двум направлениям:
Таким образом, наблюдениями охвачены, в основном, поверхностные воды, которые в достаточной степени контролируют влияние промсооружений на качество поверхностных вод. По подземным водам наблюдательной сети явно недостаточно.
Для контроля химического
состава вод необходим
По всем пробам проводится
сокращенный химанализ и
В наблюдательных кустах необходимо инструментально определить отметку замерного среза и проводить отбивку уровня в режиме отбора проб.
Территория месторождения относится к южной переходной лесостепи. Почвенный покров довольно разнообразен и представлен серыми и темно-серыми лесными почвами, черноземами оподзоленными и выщелоченными, лугово-черноземными, влажно-луговыми, лугово-болотными и аллювиальными почвами. Наибольшее распространение имеют вышеизложенные черноземы, оподзоленные черноземы, темно-серые.
На загрязнение почвы оказывают влияние насосные станции, нефтесборные парки, кусты скважин, трубопроводы.
Результаты визуального осмотра показывают, что на некоторых кустах скважин внутри обваловки почва загрязнена как нефтью, так и минерализованными водами. Причиной тому являются негерметичность соединений устьевой арматуры, пропуски в лубрикаторах, отсутствие системы сбора флюидов при различных работах в скважинах.
В отдельных случаях нефть собирается в специальные зоны внутри обваловки скважин или для этой цели используются не рекультивированные буровые амбары.
Кроме того, для сбора нефти используется нефтешламовый амбар, случаи сбора нефти внутри обваловки скважин и емкостей. Самое неблагоприятное, усугубляющаяся многочисленными порывами нефтепроводов. Анализы водных вытяжек проб почвы, отобранных из скважины № 1, расположенной в 10 м от нефтешламового амбара свидетельствуют об отсутствии хлоридно-сульфатного загрязнения на всю исследованную глубину – 1,6 м. Однако, содержание нефтепродуктов сравнительно велико и составляет в поверхностном слое 277,5 мг/кг. С глубиной концентрация нефтепродуктов в почве уменьшается и в пробе, отобранной с глубины 1,4 м, составляет 17,9 мг/кг.
Внутри обваловки скважин отмечается как хлоридно-сульфатное засолонение, так и различной степени загрязнение нефтепродуктами. Общая засолоненность почвы внутри обваловки скважин достигает 3,107%.
Обследование НСП установило их определенное воздействие на почву. Так под влиянием НСП-1, несмотря на то, что визуально не было отмечено никакого воздействия, происходит незначительное загрязнение почвы. Концентрация солей в пробах почвы в 1,5-2 раза превышает фоновые.
Наиболее сильное воздействие оказывает НСП-3. Территория, прилегающая к НСП, на расстоянии 400 м загрязнена сточными водами и нефтепродуктами, что привело к болотообразовательным процессам на этом участке местности и гибели леса.
Загрязнение почвы в результате порывов трубопроводов в целом по площади носит локальный характер благодаря их рациональному расположению по рельефу местности и загрязняет почву на расстояние до 10 м.
Засолонение в этом случае носит хлоридный характер сильной степени, о чем свидетельствуют анализы водной вытяжки проб почвы, отобранной на месте порыва (проба № 18), в которой общая концентрация солей достигает 1,854%. Концентрация нефтепродуктов в этом случае крайне незначительна и составляет 18,1 мг/кг. Минерализованная вода во время порыва попала в водоем, что привело к минерализации воды в нем до 2825,2 мг/л. В целом по месторождению благодаря большому содержанию гумуса в почвах и «промывке» почвы паводковыми водами процесс самовосстановления протекает интенсивно и занимает не более 2-3 лет. Концентрация загрязняющих веществ в основном нефтепродуктов происходит в пониженных местах местности, не используемых для сельскохозяйственных целей и обильно занятой сорной растительностью, адсорбирующей на своей поверхности нефтепродукты, что способствует ускорению их разложения и не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на почву.
Площадное развитие эрозионных процессов в основном связано с сельскохозяйственной деятельностью в связи с вытаптыванием растительного покрова крупным и мелким скотом, смыва поверхностного покрова в результате интенсивного орошения и ветровой эрозии на полях.
Техногенное влияние нефтедобычи на почвенный и растительный покров заключается в нарушении верхнего гумусного горизонта под механическим воздействием и загрязнением различными сопутствующими веществами. Это воздействие в основном ограничено контурами объектов.
На месторождении отмечено
112 объектов, загрязненных химическими
веществами и нефтепродуктами. В
отдельных случаях нарушения
почвенно-растительного
В целом нарушение почвенно-
Поскольку почва в пределах
размещения нефтепромысловых объектов
в большинстве случаев