Хозяйственное освоение Башкортостана в XIV-XIX веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2010 в 17:59, Не определен

Описание работы

Знание особенностей экономического, социального и культурного развития любого народа имеет фундаментальное значение не только для прояснения всех сторон его истории, языка, культуры, но и для лучшего понимания процессов, происходящих в современном обществе.
Исследование социально-экономического и культурного развития нерусских народов Урала, Поволжья, Сибири и других регионов является важной задачей отечественной исторической науки. Оно обогащает наши представления о жизни многонационального населения дореволюционной России новыми знаниями и фактами. Благодаря успехам, достигнутым за предыдущий период советской историографией, изучение судеб нерусских народов продвинулось далеко вперед. Тем не менее, народы, проживающие в Башкортостане в известном территориально-административном и хозяйственно-культурном отрыве от своей прежней родины, в историческом плане еще недостаточно изучены. Не составляют исключения и чуваши. Многие вопросы, связанные с ними, пока еще не стали предметом детального научного изучения. К примеру, такие вопросы, как особенности хозяйственно-культурного взаимодействия чувашей и других народов в ходе заселения и хозяйственного освоения Башкортостана, вопросы социально-экономического развития. Эти и многие другие вопросы относятся к числу тех, которые требуют обстоятельного изучения.

Файлы: 1 файл

!!! Реферат по географии !!!.doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат

     по  географии

     на  тему:

     « Хозяйственное освоение                                  Башкортостана

                   в XIV-XIX веках» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнила:

     Ученица 9А класса

     Гимназии  №5

     Кохова  Юлия 
 

     Стерлитамак 2009 год

     Знание  особенностей экономического, социального и культурного развития любого народа имеет фундаментальное значение не только для прояснения всех сторон его истории, языка, культуры, но и для лучшего понимания процессов, происходящих в современном обществе.

     Исследование  социально-экономического и культурного развития нерусских народов Урала, Поволжья, Сибири и других регионов является важной задачей отечественной исторической науки. Оно обогащает наши представления о жизни многонационального населения дореволюционной России новыми знаниями и фактами. Благодаря успехам, достигнутым за предыдущий период советской историографией, изучение судеб нерусских народов продвинулось далеко вперед. Тем не менее, народы, проживающие в Башкортостане в известном территориально-административном и хозяйственно-культурном отрыве от своей прежней родины, в историческом плане еще недостаточно изучены. Не составляют исключения и чуваши. Многие вопросы, связанные с ними, пока еще не стали предметом детального научного изучения. К примеру, такие вопросы, как особенности хозяйственно-культурного взаимодействия чувашей и других народов в ходе заселения и хозяйственного освоения Башкортостана, вопросы социально-экономического развития. Эти и многие другие вопросы относятся к числу тех, которые требуют обстоятельного изучения.

     Изучение  истории и культуры любого народа невозможно без поиска корней, истоков  ее формирования, что, в свою очередь, требует обращения к исследованию миграционных процессов, в которых  чуваши участвовали на протяжении всего  времени. XVII-XIX вв. явились одним из показательных этапов в данном процессе, так как в результате миграций сложилась современная картина расселения чувашей в пределах Волго-Уральской историко-этнографической области (ИЭО). В указанный период происходило заселение чувашами и территории Башкортостана

     Колонизационно-миграционные процессы, в конечном счете, приводили  к созданию новых хозяйственных  и культурных форм и образованию  новой этно- территориальной группы, обладающей социально-бытовыми, культурно-языковыми особенностями. В XVQ-XIX вв. в результате расселения чувашей в Закамье, Приуралье сложились предпосылки для формирования таких групп. В досоветский период диаспорные группы чувашей обозначались, как правило, по названиям соответствующих губерний, например, «казанские» или «закамские», «уфимские», «оренбургские», «самарские» и т.п. В историко-этнофафической литературе последних лет встречается термин «приуральские чуваши». Говоря о чувашах, живущих в Башкортостане, уместно было бы выделить еще одно понятие, как: «чуваши Башкортостана».

     История чувашей в Башкортостане - проблема сложная и многоплановая. В одной  работе невозможно полностью осветить все вопросы. Поэтому в данном исследовании, в первую очередь, обращалось внимание на процесс расселения чувашей  на территории Башкирии, который рассматривается в ходе описания по этапам, и на их социально-экономическое развитие в рассматриваемый период.

     Историография проблемы. Данная тема не была еще предметом  самостоятельного научного исследования, хотя в литературе имеется немало различных сведений, касающихся истории чувашей Башкортостана.

     В работах дореволюционных авторов, прежде всего, обращалось внимание на проблемы социально-экономического развития края, вопросы формирования небашкирского  населения Башкирии. Самые ранние упоминания о чувашах встречаются в трудах П.И.Рычкова, в которых автор обстоятельно осветил ход правительственного заселения Башкирии в течение 30-40 гг. ХУШ в., в том числе строительство крепостей и форпостов, формирование небашкирского населения, кратко описав чувашей, наряду с другими народами. В них имеются краткие сведения о численности, районах выхода, хозяйственных занятиях чувашского населения края. П.И.Рычков, в частности, писал о том, что чувашей в Оренбургской губернии, а именно: «в Башкирии, Уфимской провинции, находится до 500 дворов, куда они как по делам ведомо, пришли большею частью из Казанского, Курмышского и Чебоксарского уездов и называются от Уфимцев горными татарами; но язык их не только от татарского, но и от прочих народов разнствует. Закона никакого они не имеют: однако Бога исповедуют и называют его торе, и в жертву приносят ему лошадей, коров, овец, которых режут и варят мясо едят с призванием его в помощь... Впрочем, все оные, в Уфимской провинции находящиеся чуваши состоят в числе тептярей и бобылей и платят ясак с каждой души по 80 копеек, да сверх того повсегодно наряжается из них с шести, а иногда и с пяти, дворов в Оренбург для казенных работ по человеку. До положения же их в оный восьмигривенный ясак, жили они в Башкирии все на таком же основании», как и вотяки, черемисы.

     В трудах КИЛепехина, ПС.Палласа, И.Г.Георги, И.П.Фалька и Н.П.Рычкова, изучавших  историю края, также содержатся бесценные  сведения о народах Поволжья и  Приуралья. В них освещается этнография народов края, экономика, приводятся сведения о численности населения по сословиям и национальностям. Ими впервые был описан подневольный труд приписанного к заводам населения. В частности, «Дневные записки...» И.И.Лепехина явились итоговыми публикациями (экспедиции 1768 г.), заключающими в себе историко-географические сведения о чувашах. Он описал все то, что в течение шести лет видел и слышал на своем пути. Небезынтересно личное отношение автора к нерусским народам - объективное и сочувственное. Он увидел в инородцах людей терпеливых, трудолюбивых и смекалистых.

     Значительный  материал о чувашах, приходивших  по паспортам из Казанской губернии и работавших по найму на заводах  Южного Урала, имеется в трудах другого  участника академических экспедиций 60-70-х гг. XVTII в. - ПСПалласа. Он писал, что в 1770 г. на Златоустовском заводе работало около 1500 наемных работников, большинство из них были чуваши Казанской губернии.

     В первой половине XIX в. сведения о чувашах  Оренбургской губернии попадают в сводки различного рода обозрений, составленных в результате исследования края различными специалистами и содержащих обстоятельное описание географии и этнографии края. Так, в «Топографическом и статистическом описании Оренбургской губернии в нынешнем ее состоянии» И.Дебу, «Военно-статистическом обозрении Российской империи» и ряде других были приведены данные о размещении, охарактеризованы социально-экономическое и религиозное положение, особенности быта и хозяйственные занятия чувашей «финского племени»1.

     Большой интерес представляет работа В.М.Черемшанского, посвященная хозяйственно-статистическому и этнографическому описанию Оренбургской губернии. В одном из разделов, посвященных чувашам, он пишет: «Чуваши представляют собою племя, которое по обычаям и нравам отделяется резкою чертою от прочих поселян Оренбургской губернии. Они сохраняют свое наречие, имеют свои поверья, придерживаются идолопоклоннических празднеств и относительно религии считаются слабыми христианами»2. При этом описание быта, религии, особенностей материальной и духовной культуры дается отдельно по чувашам, принявшим христианство, и по чувашам - язычникам. Наряду с этим автор привел данные об их численности по IV (1782 г.) и IX (1850 г.) ревизиям, определил основные районы размещения. Представляют интерес также разделы, в которых анализируется положение тептяро-бобыльского населения края3.

     Отдельные вопросы рассматривались в рамках других, более обширных тем, к примеру, истории колонизации края, которая  связывалась, прежде всего, с правительственной  колонизацией, рассматриваемой в качестве основного составляющего процесса освоения территории, тогда как вольной, крестьянской колонизации отводилась второстепенная роль. Крестьянское заселение края ими оценивалось как явление, полностью обусловленное действиями правительства, как процесс, не располагавший внутренней силой развития. Дореволюционными историками (В.Н.Витевский, Н.А.Фирсов и других), в общих чертах, были сформулированы вопросы и проблемы, к примеру, вопрос о характере колонизации, этапах и особенностях продвижения населения на восточные окраины России, национальном и социальном составе колонистов, получившие освещение в дальнейших исследованиях.

     В этой связи среди работ выделяется работа В.Н.Витевского, которая базируется на богатом фактическом материале, содержит много сведений, как по истории местного народа, так и политике правительства и конкретных мероприятиях его в Оренбургской губернии. Им приводится мысль о том, что Башкирия до прибытия сюда Оренбургской экспедиции представляла непокорный «дикий» край. По его мнению, он только благодаря деятельности первого губернатора И.И.Неплюева был подчинен царской власти окончательно и, только после этого были созданы условия для последующей, успешной колонизации его территории. Автор считал, что колонизация имела земледельческий характер, и тем самым утвердил приоритет целей хозяйственного освоения края над задачами политического плана. В качестве наиболее активной части населения, участвовавшей в колонизации оренбургских земель, В.Н.Витевский выделял беглецов-колонистов. Однако он, описывая переселения нерусских народов, оценивал их, при этом, как негативный факт. В этом проявлялось характерное для историков конца XIX в. отрицательное отношение к роли нерусских народов, участвовавших в колонизации, поэтому в дальнейшем при изучении колонизации башкирских земель вопросы их переселения оставались вне поля зрения.

     Вольная колонизация изучалась и историками конца XIX-начала XX вв., занимавшимися  исследованием миграционных процессов XVIII-XIX вв. в России, вообще, и в Приуралье, в частности. Так, В.Н.Новиков в своих «Очерках», посвященных изучению истории колонизации Башкирского края, обстоятельно рассматривает политику правительства и отношение его к колонизационным процессам в крае, а также взаимоотношения пришлого и местного населения. В.Э.Деном впервые были поставлены теоретические проблемы в изучении колонизационных и миграционных процессов, которые были разработаны впоследствии в советской историографии. Предметом его научного интереса были переселенцы-инородцы, различные категории владельцев башкирских земель: тептяри, бобыли, описанию экономического положения которых автор уделил значительное место. В работе НЛернавского дается общая характеристика политики правительства, результатов колонизации края, степени охвата и влияния деятельности Новокрещенской конторы на нерусское население Оренбургской губернии.

     Начиная со второй половины XIX в. впервые появляются многочисленные статьи и заметки, опубликованные в различных изданиях отечественной периодики XIX в., в которых объектом специального исследования выступили чуваши. В них содержатся различные сведения о жизни чувашского населения края. Материалы эти имеют различную научную и информативную ценность: наряду с глубокими и содержательными наблюдениями встречаются и поверхностные, порой тенденциозные работы, особенно в отношении религиозных воззрений чувашей.

     Подводя итог дореволюционной историографии, необходимо отметить, что ею накоплен значительный материал о чувашах  Башкирии. Однако следует заметить, что в них слабо представлены вопросы хода переселения, а также социально-экономической истории башкирских чувашей. Они носят в основном описательный и неполный характер, отличаются преобладанием этнографического материала над историческим. По словам П.А.Петрова-Туринге, «чувашская народность до сих пор слишком мало изучена. До конца ХГХ в. не было случая, чтобы чуваши стали предметом специального научного исследования». Все работы по изучению чувашей велись, главным образом, в пределах Чувашской республики. «Что же касается нереспубликанских чуваш, в частности Башкирии, то они до сих пор оста-ются в тени, до сих пор среди них не было ни одного исследования» . Существенный недостаток работ, посвященных чувашам, заключается в том, что мало обращалось внимания на башкирских чувашей. Исследователи, в основном, рассматривали небольшой ареал диаспоры и, как правило, не охватывали чувашей Башкирии. К такому ряду работ можно отнести работу СВ.Чичериной, хотя в ее работе можно найти некоторые данные об их численности по четырем уездам Уфимской губернии3.

     Изучение  отдельных сторон истории чувашей  Башкортостана продолжалось и в  послеоктябрьский период. Исследование миграционных процессов ХУШ-ХГХ  вв. в процессе вольной, крестьянской колонизации и целенаправленное изучение переселения в Башкирию нерусских земледельцев началось именно в этот период. Одной из первых в то время вышли работы Г.ИКомиссарова, посвященные краткой характеристике численности и расселения, занятиям народов края, в том числе чувашей.

     Дальнейшую  разработку в трудах Н.В.Никольского получил вопрос о времени и причинах переселения чувашей. В них на основе анализа наказов нерусских народов Поволжья и Приуралья в Уложенную комиссию 1767-1768 гг. автор попытался охарактеризовать их социально-экономическое и правовое положение в 60-х гг. XVIII в. В работе Н.В.Никольского новым стало выделение в качестве причин миграций нежелание чувашей принимать христианство. Он также отметил, что переселение проводилось и по инициативе правительства.

Информация о работе Хозяйственное освоение Башкортостана в XIV-XIX веках