Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 15:34, доклад
Германия перешла к феодализму позже Англии и Франции, минуя рабовладение, к тому же становление феодализма происходило медленнее. Это можно объяснить следующим:
1) она находилась дальше от прежнего центра цивилизации – Рима;
2) природными условиями, Германия была сплошь покрыта лесами, и чтобы отвоевать землю у лесов, нужен был коллективный труд, а это задержало разложение общины – марки
Феодальная экономика Германии
Германия перешла к феодализму позже Англии и Франции, минуя рабовладение, к тому же становление феодализма происходило медленнее. Это можно объяснить следующим:
1) она находилась дальше от прежнего центра цивилизации – Рима;
2) природными условиями, Германия была сплошь покрыта лесами, и чтобы отвоевать землю у лесов, нужен был коллективный труд, а это задержало разложение общины – марки. Основу марки составляла совместная собственность на землю, в пределах марки существовала система открытых полей, во владении отдельных семей имелись небольшие наделы пахотной земли и сенокосов. Устойчивость марки была связана еще и с тем, что у германских племен не была развита интенсивная агрикультура, на основе которой обычно происходила дифференциация общинников и появлялась частная собственность;
3) в Германии гораздо дольше, чем в других странах, сохранялся значительный слой свободных общинников, и крестьяне упорно сопротивлялись наступлению феодалов на общину, что находило выражение в многочисленных восстаниях саксонских крестьян в IX-X вв. К тому же здесь было много незанятых земель, куда крестьяне могли уйти от наступавших на общину феодалов;
4) сильно затянувшаяся
В X-XI веках начался процесс разложения общины, и дробления крестьянского надела, постепенно стала формироваться феодальная система. Часть общинных земель переходила в частные владения — аллоды, которые можно было покупать и продавать. Аллодисты стремились увеличить свои угодья путем изъятия наделов у крестьян за долги, превращая их в держателей земли, выплачивавших оброк. К концу XI века свободных крестьян, являвшихся собственниками земли, уже почти не осталось.
Феодальные отношения начали формироваться только в XI – XIII вв. В этот период стали строиться феодальные замки, крепости, объединявшие вокруг себя крупные земельные поместья, куда входили и окружавшие замки сельские общины, попавшие в зависимость от феодалов. Король почти не вмешивался во внутренние дела герцогов, что создавало дополнительные возможности для закрепощения крестьян. Это привело к укреплению феодального поместья, основанного на барщине и натуральном оброке. Сформировалась достаточно четкая феодальная иерархическая структура.
Наряду с владениями светских феодалов в Германии большую роль играли церковные и монастырские землевладения, поглотившие большую часть общинных земель.
С целью расширения своих территорий немецкие феодалы, под знаменами католических орденов проводили колониальную политику. В процессе колонизации захваченных земель коренное население безжалостно истреблялось, сгонялось с мест, им оставались самые худшие земли, а их территории заселялись немецкими колонистами. Поскольку в новых пограничных местах жить было опасно, колонистов привлекали весьма льготными условиями. Каждому колонисту-крестьянину предоставлялся один надел земли, священнику - два, подрядчику - два-три. Колонисты имели право несколько лет не платить налоги, а по истечении этого срока для них устанавливались весьма льготные повинности, они имели статус свободных крестьян, сохраняли свободу передвижения. Но со временем (в XV - XVI вв.) колонисты также попали в крепостную зависимость. И все же, несмотря на использование жестоких методов в процессе колонизации, на захваченных территориях внедрялись прогрессивные аграрные технологии, получали распространение новые сельскохозяйственные культуры, породы скота и т.д. Здесь строились города, развивались ремесла и торговля.
Основной хозяйственной единицей в ХII—XIV вв. было феодальное поместье - светское или духовное, состоящее из господская запашка (домена) и крестьянских наделов. Луга и леса находились в совместном пользовании всех крестьян, но и они все чаще присваивались феодалами. Широкое распространение получило холопство. Холопами считались совсем обедневшие безземельные люди, которых использовали в качестве дворовых работников. Их можно было купить и продать. Для феодального поместья этого периода была характерна барщина, занимавшая три дня в неделю. Кроме того, надо было платить поголовные поместные сборы, свадебную и посмертную пошлину с наследства, выполнять воинскую повинность, строить мосты и дороги, содержать вотчинный суд и т.д. За невыполнение повинностей у крепостных могли конфисковать надел. Крестьяне должны были поставлять феодалам не только продукцию земледелия и животноводства, но и все ремесленные изделия: посуду, предметы домашнего обихода, обувь, ткани, орудия труда и многое другое.
В XIV-XV вв. социально-экономическая ситуация в немецкой деревне стала заметно меняться. В Нижней Саксонии, Баварии, Вестфалии, Швабии получила распространение «чистая сеньория», где почти полностью была отменена господская запашка, эти земли стали сдаваться в аренду зажиточным крестьянам-мейерам, которые, в свою очередь, сдавали земли в кратко-срочную аренду. Переход к «чистой сеньории» был выгоден феодалам, поскольку снимались заботы о барщине, а при заключении договоров с арендаторами можно было повышать ренту или вовсе сгонять их с земли. Особенно тяжелым для Германии был XIV в. Неблагоприятная ситуация в экономике складывалась, в частности, из-за большой разницы в динамике цен: на ремесленные изделия цены повышались намного очень быстрее, чем на сельскохозяйственную продукцию.
Состоявшиеся к середине XIV в. расцвет торговли и экономический подъем городов привел к росту спроса на строительные материалы, топливо и шерсть. Это и стало началом переворота в аграрных отношениях. Предметом первоочередной заботы феодала стала борьба за получение от марки права преимущественного пользования общинными лесами, лесными и другими пастбищами, а затем и полный их захват.
К тому же в этот период численность населения сократилась почти на 20% из-за войн, эпидемии чумы, неурожайных лет. Пустели города, во многих деревнях некому было обрабатывать землю. Все это приводило к голоду и нищете, к многочисленным крестьянским восстаниям, направленным против королевской власти и феодалов.
В XVII — XVIII вв. крепостное право в Германии стало принимать особенно тяжелые формы. Крепостные крестьяне прикреплялись к земле, а не к землевладельцу, и переходили с землей к новому господину при покупке, дарении, завещании, закладе земли. Крестьянина можно было проиграть в карты и продать, заложить и отдать внаем. В XVIII в. барщина увеличилась до пяти-шести дней в неделю, крестьянину оставалась для работы на себя только ночь.
Основой жизни города было товарное производство - ремесло и продажа изделий. Ведущие позиции немецкие предприятия занимали в горном деле, эксплуатируя наиболее глубокие шахты и применяя передовое для тех лет горное оборудование.
Как и везде в феодальной Европе, формой организации ремесленного производства был цех. Многие владельцы мастерских были кустарями и работали на мастера-предпринимателя, снабжавшего их сырьем и обеспечивавшего сбыт готовой продукции.
Имелись цехи богатые и бедные, цехи, пользующиеся уважением, и цехи «презренные». Особенно незавидным было положение многочисленных подмастерьев и учеников, составляющих 55- 60 % городского населения. В конце XIV - начале XV вв. возникает категория «вечных подмастерьев» ,которые, защищая свои экономические права, создавали тайные братства, проводили забастовки в масштабах цеха, города или нескольких городов. Подмастерьев секли плетьми, клеймили, бросали в тюрьмы, увечили. Мастера применяли локауты, систему «черных списков».
В условиях разложения феодализма и зарождения элементов раннего капитализма духовные и светские феодалы облагали города все новыми налогами, доводя до нищеты городские низы и нанося серьезный ущерб другим слоям, в том числе и предпринимательским. Прибыль, полученная посредством едва народившейся раннекапиталистической эксплуатации, уходила на пошлины и налоги. Города наводнили разорившиеся и изгнанные с мест крестьяне, которых не могли принять маломощные ремесленно-мануфактурные производства.