Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 20:40, контрольная работа
Единоборство в широком смысле (т.е. в том, который выходит за рамки понятий «честной» схватке один на один) является неким способом, позволяющим уцелеть в бою, достигнуть поставленных целей – по обороне или нападению. Боевое искусство же предполагает реализацию через систему боя высших ценностей, самосовершенствование скорее духовное, чем чисто физическое.
Ведение…………….……………………………………………….……......3
. Оркестрика…………………….………………………………….………….4
. Палестрика…………………….…………………………………….………..5
. Пятиборье…………………………………..………..…………….…………6
. Кулачный бой…….…….………………………………………..….………..8
. Панкратион…………………………………………………………….…….11
. Заключение…………………………………………………………………...16
. Список литературы…………………….....
Милон,
одержав первую победу
в не очень молодом
возрасте, становился
периодоником шесть
раз подряд!
Судьба Милона Кротонского в добавок служит иллюстрацией того, что физическое и умственное совершенство не разделимо: он был одним из лучших учеников философа Пифагора! Да Пифагор ведь и сам успешно занимался палестрикой…Борец и философ, сливались в одной личности, давали неожиданный результат. А может быть, наоборот – вполне ожидаемый?
Впрочем, активное долголетие отличает многих греков, и не только борцов.
Воинскую
службу эллины традиционно
должны были нести до
шестидесяти лет, причём
даже старший « призывной
возраст» сражался в
одних шеренгах с молодежью.
Кулачный
бой
Наиболее знаменитым представителем этого вида греческого единоборства является Феаген, получивший за свою жизнь свыше 1400 лавровых венков победителя, полный срок его карьеры намного длиннее, чем у любого из современных боксёров.
Кулачный бой узаконен на Олимпийских играх позже борьбы, но он тоже весьма древен. Впечатление от него двойственное. С одной стороны, сами греки расточали ему похвалы, а на тренировках применялись такие прогрессивные методы, как бой с тенью, тренировка с боксёрской грушей и спарринг-партнёрами.
Для кулачного боя характерны: очень высокая стойка(подбородок не прижат к груди ), широкие замахи, ограниченный набор ударов и ещё более бедная защита. А главное – бой не на дальней, а на сверх дальней дистанции: боксёры едва доставали друг другу до рук , не то чтобы до головы или корпуса! Чтобы нанести удар, боец внезапно подскакивал к противнику и тут же отпрыгивал на безопасное расстояние.
Греки классического периода наносили удары только в голову ( а по правилам некоторых локальных состязаний – даже только в лицевую часть). Это
– дорийская особенность: если эгейские боксёры даже на соревнованиях надевали шлем, то дорийцы не носили шлем даже в бою. Во всяком случае – шлем, защищавший лицо. При наличии щита и панцыря голова (лицо) являлась единственной уязвимой частью тела.
Во времена олимпиад на боксёрах уже не был надет панцырь да и вообще ничего не было надето. Но правило, фиксирующее древний обычай, сохранилось.
В скором времени от него осталась только форма, а не суть, потому что голову бойцов стали защищать шлемом! Он делался из кожи или бронзы и закрывал череп от верхней части лба до ушей ( на лицо – на щёки или скулы – защита, в отличии от Крита, никогда не распространялась), темя и затылок.
Правда,
на самых популярных
соревнованиях – (Олимпийские,
Панафинейские и
прочие игры) – шлемы
разрешалось применять
только во время предварительных
тренировок, но не соревнований.
Избранная
боксёрами цель была
столь мала и легко
защитима, что это
объясняет дистанцию
боя, и его «танцующий»
стиль.
Уходя
в глухую защиту,
боксёр фактически становился
неуязвим: по корпусу
бить запрещалось. Правда,
тут его мог ударить
уже не противник, а
судья (у которого вместо
судейского свистка,
была гибкая палка) –
специально, чтобы не
злоупотреблял статической
позицией.
В некоторых случаях, кагда бойцы уж очень долго не могли достать друг друга, судья назначал им «пенальти», во время которого нужно было, не защищаясь выдержать по одному удару противника. Впрочем, «не защищаясь»- чересчур сильно сказано. Отбивать удар противника как раз разрешалось – запрещено было уклоняться и отскакивать. Последнее важнее всего: у греков не было аналога «ринга» - огороженного пространства; бойцы имели в своём распоряжении всё пространство стадиона. Это тоже облегчало манёвр (так как нельзя было загнать противника в угол), провоцировало дальнюю дистанцию поединка – и, следовательно, его продолжительность.
Били греки фронтальной частью сжатого кулака. Изредка наносились рубящме удару сверху вниз – тоже кулаком, а не ребром ладони. Обычно они были направлены в темя, но иногда, вроде бы случайно, попадали в плечо.
Но, пожалуй, главное, что определяло особенности греческого кулачного боя, - это защита рук, не зависимая от собранности кисти. Голыми кулаками эллины не сражались никогда. Само название их школ (разные варианты транскрипции – пудж, пугне, пугил) как раз и указывают на защиту кулака, прежде всего именной обмоткой.
Кулаки эллины сперва обматывали мягким, пропитанным оливковым маслом, тонким ремнём. Этот ремень (та самая цеста или кестос) [1]достигал в длину
3
метра. Правильная
обмотка была весьма
сложным делом:
сперва делали
петлю, охватывающую
руку перед большим
пальцем, потом обматывали
одним витком каждый
палец, начиная с мизинца,
затем следовала многослойная
обмотка самого кулака,
под конец ремнём закрывали
большой палец и пускали
несколько последних
витков на запястье.
Тиакой «боевой» ремень, сохраняя гибкость, делался более твёрдым.
Постепенно в этом же направлении стала развиваться спортивная цеста. Но она всё ещё оставалась обмоточным ремнём, который пусть и не смягчал удар
(скорее
берёг кулак), но
хоть не делал
его жестче…
Стойки бойцов в древних цестах иногда довольно похожи на позиции современных боксёров. Да и блоки их не столь уж однообразны. Аполлоний
Родосский защитную технику умелого кулачного бойца охарактеризовал так:
«…Всюду всегда свои руки с его сочетал он руками,
Словно как брусья ладьи, что гвоздям противятся острым».
Однако, где-то с 4 века до н.э. бойцы предпочитают легкие, но очень твёрдые руковицы из плетёной кожи, закрывающие пальцы до второго сустава и снабжённые острыми выступами (иногда даже металлическими бляхами).
Поединок, следовательно, напоминал схватку хулиганов с кастетами на обеих руках. Этим тоже объясняются стойки и дистанции.
Хорошо разработаны также уходы, манёвры корпусом. Вообще это характерно для всех античных бойцов (как в спорте, так и на войне, с оружием): не столько отбивать удар, как уклоняться от него.
Перчатки позднегреческого бокса бывали разными. Иногда, кроме продольных ремней, руку перехватывало несколько толстых кожаных валиков (часто закрепляемых медными скобками). Эта конструкция называлась сфайрай; была она не рассекающей, а дробящей.
Боевая же руковица, сплетённая из множества ремней, сохраняла навзвание цесты. Но она далеко ушла от прежней обмотки, превратившись в «костет», усиленный на стыках ремней металлическими бляхами и заклёпками.
Все разновидности поздних перчаток делали опасным любой поединок – даже тренировочный. Не намного облегчало проведение тренировок и применение перчаток уменьшённой жесткости (мейлихрай): они тоже были достаточно травматичны. Но возврат к ременной обмотке был не возможен – у неё иная биомеханика и тренировка с защитой кулака мягким ремнём формировало бы
«устаревшие» навыки, уже не пригодные начиная с 4 века до н.э.
И всё же выход нашёлся: поверх сфайрайев стали надевать эписфайрумы – смягчающие чехлы – предохранители.
Несмотря на попытки уменьшить травматизм в не слишком ответственных боях, на официальных состязаниях он возрастает. Тут же и перчатка – цеста была сочтена недостаточной. Постепенно ей на смену приходит мурмексес –
«перчатка – челюстелом», по-видимому, имевшая усиленные грани кастетного типа не только над костяшками кулака, но и над средними фалангами пальцев.
При попадание «челюстелом» напрочь сносил нос или щёку, даже если челюсть оставалась цела. Перчатки такого типа позволяли демонстрировать для восхищённых зрителей и работу по твёрдым предметам: перешибание прямым ударом досок и даже плит песчаника.
В
эпоху мурмексесов
начали появляться бойцы,
которые совсем не
получали ударов противника:
они успевали вовремя
отскочить, сманеврировать
и в конце концов нанести
удар с опережением,
а «дать сдачу» противник
оказывался уже не в
состоянии. Но когда
сходились двое таких
мастеров, бой заходил
в тупик.
Боксёры эпохи плетёных перчаток уклонились в сторону силового единоборства в гораздо большей степени, чем это было в эпоху ремня-цесты.
Но именно кастетное оформление перчатки не позволяло полагаться исключительно на силу, игнорируя точность и маневренность.
Несмотря на эти предосторожности, греческий бокс был кровавым зрелищем.
Но перчатка делала то, что должен делать кулак: без неё греки не обладали
«вырубающим»
ударом.
Панкратион
Первые сведения о панкратионе относятся к Олимпиаде-648 до н.э. в отличие от бокса он тогда был действительно изобретен, а не просто узаконен.
«Панкратион»
переводится как
«всеборье» и этим
всё сказано. Разрешались
любые приемы, кроме
укусов и выдавливания
глаз. Помимо боксёрских
ударов – менее
осторожных, так как
не было перчаток –
панкратионисты били
локтем, ладонью, а также
ногами (обычно прямой
удар не выше уровня
груди) в стойке, в прыжке
и даже в падении. Прыжком
они компенсировали
недостаточную растяжку
– иначе ногой и до грудей
противника не дотянуться.
Панкратион, как и кулачный бой, мог применяться и во время драк
(невооруженных).
Это его прикладная
разновидность называлась
«бой ногами о
бедра», что указывает
на уровень и
направление удара:
в бедро или
в подколенный
сгиб, даже не в
живот, как это
бывало на соревнованиях!
Цель ясна: вывести
из равновесия. Как не
странно, ударов в голень
и само колено панкратион
избегал. Очень, похоже,
что постановка ударов
ногами аналогично таковой
же для рук: не обладая
«вырубающей» силой,
греки не решались работать
босой ступней в кость.
Зато широко применялся упор ногой в живот противника, проводимый одновременно с захватом – после чего следовало опрокидывание на спину с перебросом противника через себя.
Возник
панкратион скорее из
борьбы, чем из кулачного
боя. Но к ней были
добавлены, кроме
ударов, еще и некоторые
приёмы, не применяющиеся
даже профессиональными
борцами, а не только
пятиборцами.
Обменявшись несколькими ударами, борцы, как правило, схватывались вплотную. Тот, кто сделал ставку исключительно на ближний бой, превратится в мешок с костями гораздо раньше, чем доберется до соперника.
Кроме того, такая установка на ближнюю сцепку с противником исключает успешное действие одного против нескольких. Понятно, от чего «бой ногами о бедра» избегал длительного соприкосновения на дистанции схватки вплотную.
Но только в этих условиях могла проявиться сущность панкратиона.
В панкратионе удары не являлись самостоятельными приёмами: они должны были «подготовить почву» для лучшего проведения приёмов борьбы.
Тем
не менее, панкратион
– единственное единоборство,
знавшее принцип нанесения
ударов сериями! Кулачным
бойцам серии были почти
недоступны из- за запрета
бить по корпусу. А панкратиаст,
таким запретом не связанный
и – опять – таки в отличие
от греческого боксёра
– жаждущий загнать
противника в глухую
защиту, мог в начале
боя обрушить на него
шквал безостановочных
ударов.
Все соревнования в греческой палестрике проводились на площадках, посыпанных сухим песком. Только для панкратмона приходилось готовить специальную площадку, называемую «мальфо» - «мягкое поле». На неё насыпали очень толстый слой мелкого песка, поверхность которого увлажняли водой.
Созданный таким образом аналог борцовского ковра несколько снижал травматизм при бросках на землю.
Поединок на мальфо проходил в таких условиях, что заметить поднятый палец было просто не возможно. Сдаваясь, панкратиаст похлопывал победителя ладонью по телу. Если же никто из безнадёжно сцепивщихся в ближней схватке бойцов не мог провести решающий прём, то судья мог подсказать кому-либо из них, как следует осуществить болевой захват(или, наоборот: как освободиться от него).
Не говорит в пользу панкратиона и отсутствие весовых категорий. Их, впрочем,не было и в кулачном бое(как и временных ограничений, либо отсчета очков). Но лишь в панкратионе это привело к полному исчезновению легковесов