Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 11:40, курсовая работа
Эдвин Хаббл родился 20 ноября 1889 года в небольшом городке Маршфилд в штате Миссури, США, в многодетной семье, где было 8 детей (Генри, Люси, Эдвин, Билл, Вирджиния, Элен, Эмма и Элизабет). Его отцом был Джон Пауэл Хаббл, адвокат, а позже страховой агент. Родители были строги и внимательны к детям, стремились их хорошо воспитать. В детстве Эдвин увлекался спортом, любил читать, увлекался научно-фантастическими романами Жюля Верна. Он рано и совсем не случайно заинтересовался астрономией: любителем астрономии был его дед Уильям Джеймс (отец матери), который сам построил телескоп и увлекал внука загадками Марса.
Эдвард Хаббл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Столкновение галактик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Классификация Хаббла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Камертон Хаббла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Два в одном . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Охота на темную материю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
В поисках пропавших кроликов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Одним из первых всерьез занялся их изучением Б.А. Воронцов-Вельяминов. С его легкой руки одна из самых необычных пар NGC 4676 получила название сначала Играющие Мышки, а потом и просто Мышки. Под таким прозвищем она и фигурирует теперь в серьезных научных статьях. Есть и другие интересные экземпляры пекулярных объектов, больше известные под своими «партийными кличками», чем под паспортными данными каталогов — Антенны (NGC 4038/39), Атом Мира (NGC 7252), Водоворот (M 51 или NGC 5194/95).
Как влияет гравитация на внешний вид галактик, легче всего понять на примере тех объектов, у которых есть хвосты и перемычки. Вспомним, как Луна заставляет «вспучиваться» земной океан с двух противоположных сторон. Из-за вращения планеты эти приливные волны бегут по земной поверхности. Точно так же у дисковой галактики при сближении с другой галактикой возникают приливные горбы, вытянутые как в направлении возмутителя спокойствия, так и в противоположном. Позже эти горбы закручиваются в длинные хвосты из звезд и газа из-за дифференциального вращения: периоды обращения звезд вокруг центра галактики растут с удалением от центра. Подобную картину удалось воспроизвести в компьютерных экспериментах, когда астрономы занялись численным моделированием гравитационного взаимодействия галактик.
Галактики
Мышки (NGC 4676). Одна из самых знаменитах
пар галактик.приливные силы вызвали у
низ образование длинных и тонких хвостов.
Первые модели были почти игрушечными. В них движение пробных частиц, распределенных на круговых орбитах вокруг массивной точки, возмущалось пролетающей мимо другой массивной точкой. На таких моделях в 1972 году братья Алар и Юри Тумре (Alar & Juri Toomre) всесторонне изучили, как зависит образование приливных структур от параметров столкновения галактик. Например, оказалось, что звездные мосты, соединяющие галактики, хорошо воспроизводятся при взаимодействии объекта с маломассивной галактикой, а хвосты — при столкновении дисковой системы с галактикой сравнимой массы. Другой интересный результат получался при пролете возмущающего тела мимо диска спиральной галактики в одном направлении с его вращением. Относительная скорость движения оказывалась небольшой, спиральной галактики последствиям. Братья Тумре построили модели ряда известных взаимодействующих систем, в том числе Мышек, Антенн и Водоворота, и высказали важнейшую мысль, что итогом столкновения галактик может быть полное слияние их звездных систем — мержинг.
Но игрушечные модели не могли даже проиллюстрировать эту идею, а эксперимент над галактиками не поставишь. Астрономы могут лишь наблюдать разные стадии их эволюции, постепенно восстанавливая из разрозненных звеньев всю цепочку событий, растянутую на сотни миллионов и даже миллиарды лет. Когда-то Гершель очень точно сформулировал эту особенность астрономии: «[Небо] мне представляется теперь чудесным садом, в котором размещено огромное количество самых разнообразных растений, высаженных на различные грядки и находящихся на разных стадиях развития; из такого состояния вещей мы можем извлечь, по крайней мере, одну пользу: наш опыт растянуть на огромные отрезки времени. Ведь не все ли равно, будем мы последовательно присутствовать при зарождении, цветении, одевании листьями, оплодотворении, увядании и, наконец, окончательной гибели растений или одновременно будем наблюдать много образцов, взятых на разных ступенях развития, через которые растение проходит в течение своей жизни?»
Алар Тумре сделал целую подборку из 11 необычных галактик-мержеров, которые, будучи выстроенными в определенную последовательность, отражали разные стадии взаимодействия — от первого близкого пролета и распускания хвостов до последующего слияния в единый объект с торчащими из него усами, петлями и клубами дыма.
Галактики
на разных стадиях слияния из последовательности
Тумре
Но настоящий прорыв в исследованиях обеспечил космический телескоп «Хаббл». Одна из реализованных на нем исследовательских программ состояла в длительном — до 10 суток подряд — наблюдении двух небольших участков неба в Северном и Южном полушариях неба. Эти снимки получили название Глубоких полей «Хаббла». На них видно огромное количество далеких галактик. До некоторых из них больше 10 миллиардов световых лет, а значит, они на столько же лет моложе ближайших соседей нашей Галактики. Результат исследований внешнего вида, или, как говорят, морфологии далеких галактик, оказался ошеломляющим. Если бы Хаббл имел под рукой только изображения галактик из Глубоких полей, вряд ли он построил бы свой знаменитый «камертон». Среди галактик с возрастом около половины возраста Вселенной почти 40% объектов не укладываются в стандартную классификацию. Значительно больше оказалась и доля галактик с явными следами гравитационного взаимодействия, а значит, нормальные галактики должны были в молодости пройти через стадию уродцев. В более плотной среде ранней Вселенной столкновения и слияния оказались важнейшим фактором эволюции галактик.
Но
для понимания этих процессов
было уже недостаточно первых игрушечных
моделей взаимодействия галактик. В первую
очередь потому, что они не воспроизводили
эффекты динамического трения звездных
систем, которые в конечном счете приводят
к потере энергии орбитального движения
и слиянию галактик. Требовалось научиться
полноценно рассчитывать поведение систем
из миллиардов притягивающих друг друга
звезд.
Классификация Хаббла.
Фотографические снимки показывают, что структура галактик крайне разнообразна, и все же большинство их можно объединить в несколько основных типов, т.е. создать классификацию галактик. Впервые такую классификацию предложил в 1925 г. Э. Хаббл. В последствии было разработано несколько классификации, но все они оказались сложными, так что до сих пор астрономы используют классификацию Э. Хаббла, несколько усовершенствованную им в 1936 г. По этой классификации галактики объединяются в пять основных типов:
эллиптические (Е);
линзообразные (SO);
обычные спиральные (S);
пересеченные спиральные (SB);
неправильные (1r).
Каждый тип галактик подразделяется на несколько подтипов, или подклассов. Так, эллиптические галактики, имеющие вид эллипсов различного сжатия, подразделены на 8 подклассов – от Е0 (шаровая форма, сжатие отсутствует) до Е7 (наибольшее сжатие). Размеры больших a и малых b осей эллиптических галактик измеряют по фотографиям и по ним определяют сжатие галактик
Эллиптические галактики сравнительно медленно вращаются, заметное вращение наблюдается только у галактик со значительным сжатием. Отсутствие в этих галактиках газа и пыли и голубовато белых массивных звезд указывает на то, что в них не идет процесс звездообразования.
Спиральные галактики имеют центральное сгущение и несколько спиральных ветвей, или рукавов. У обычных спиральных галактик типа S ветви отходят непосредственно от центрального сгущения, а у пересеченных спиральных галактик типа SB – от перемычки, пересекающей центральное сгущение. Отсюда возник символ SB, обозначающий спираль (S) и перемычку, или бар (B; англ. bar – полоса, перемычка). В зависимости от развития ветвей и их размеров относительно центрального сгущения галактики подразделяются на подклассы Sa, Sb, и Sc (соответственно, на Sba, на SBb и SBc). У галактик Sa и SBa основное число звезд сосредоточено в центральном сгущении, а спиральные ветви слабо выражены. У галактик Sb и SBb ветви достаточно развиты. В галактиках Sc и SBc основное число звезд содержится в сильно развитых и часто разбросанных ветвях, а центральное сгущение имеет небольшие размеры. Так, галактика М 31 в созвездии Андромеды принадлежит к типу Sb, а галактика М 33 в созвездии Треугольника – к типу Sc. Наша Галактика похожа на Туманность Андромеды и тоже относится к типу Sb.
Рукава спиральных галактик имеют голубоватый цвет, так как в них присутствует много молодых гигантских звезд. Эти звезды возбуждают свечение диффузных газовых туманностей, разбросанных вместе с пылевыми облаками вдоль спиральных ветвей. Цвет центральных сгущений – красновато-желтый, свидетельствующий о том, что они состоят в основном из звезд спектральных классов G, K и M. Все спиральные галактики вращаются со значительными скоростями, поэтому звезды, пыль и газы сосредоточены у них в узком диске. Обилие газовых и пылевых облаков и присутствие ярких голубых гигантов спектральных классов О и В говорит об активных процессах звездообразования, происходящих в спиральных рукавах этих галактик.
Промежуточными между Е-галактиками и S-галактиками являются линзообразные галактики типа S0. У них центральное сгущение сильно сжато и похоже на линзу, а ветви отсутствуют.
Неправильные галактики обозначение Ir от англ. irregular (неправильные, беспорядочные) за отсутствие правильной структуры. Характерными представителями таких галактик являются Большое Магелланово Облако и Малое Магелланово Облако. Они находятся в южном полушарии неба вблизи Млечного Пути, хорошо видны невооруженным глазом в виде туманных пятен размерами 6 и 30 соответственно. Впервые европейцы обнаружили их в 1519 г. во время кругосветного плавания Ф. Магеллана (1480 - 1521). Но даже в небольшой телескоп видно, что оба Облака состоят из множества звезд. В них также содержатся газ и пыль.
Классификацию галактик, предложенную Хабблом, часто называют камертонной, так как последовательность расположения в ней типов галактик напоминает вилку камертона.
Вся звездные системы – галактики настолько далеки, что их тригонометрические параллаксы ничтожно малы и не подаются измерениям. Поэтому для определения расстояния до галактик применяют другие способы, точность которых не очень велика.
Обозначив расстояние до галактики через r, линейный диаметр – D, угловой диаметр – d”, легко вывести следующую формулу для определения диаметра галактики:
,
где D и r выражены в парсеках, а d” – в секундах дуги.
Линейный
диаметр ближайшей к нам
Один из методов определения расстояния до галактики основан на определении видимых и абсолютных звездных величин цефеид, новых и сверхновых звезд, открываемых в других галактиках. По формуле можно вычислить расстояние до тех галактик, в которых обнаружены цефеиды, новые и сверхновые звезды.
Смещение спектральных линий, наблюдаемое в различных частях какой-нибудь близкой к нам галактики, свидетельствует о том, что галактики вращаются. Если область галактики, расположенная на окраине (на расстоянии R от ее центра), имеет линейную скорость вращения v, то центростремительное ускорение этой области будет . Приравниваем его к гравитационному ускорению, полу4чаемому из закона всемирного тяготения , где М – масса ядра галактики:
,
отсюда найдем массу ядра галактики: .
Масса
всей галактики на один-два порядка
больше массы ее ядра. Например, масса
ядра галактики в созвездии Андромеды
порядка 1040 кг (примерно 1010
масса Солнца), а всей галактики – примерно
в 100 раз больше (такова же примерно и масса
нашей Галактики).
|
Камертон Хаббла
Классификацию
галактик по их морфологии Эдвин Хаббл
предложил в 1936 году. На левом конце этой
последовательности расположены эллиптические
галактики — сфероидальные системы разной
степени сплюснутости. Далее она тянется
к плоским спиральным галактикам, выстроенным
в порядке уменьшения степени закрутки
их спиральных ветвей и массы их сферической
подсистемы — балджа. Отдельно стоят неправильные
галактики, вроде двух самых заметных
спутников Млечного Пути, видимых на небе
Южного полушария, — Большого и Малого
Магеллановых Облаков. При переходе к
спиральным галактикам хаббловская последовательность
раздваивается, давая начало самостоятельной
ветви спиральных галактик с перемычками,
или барами, — гигантскими звездными образованиями,
пересекающими ядро галактики, от концов
которых отходят спиральные ветви. Считается
даже, что это не просто самостоятельная
ветвь классификации, а чуть ли не основная,
так как барами обладают от половины до
двух третей спиральных галактик. По причине
раздвоенности эту классификацию часто
называют «камертоном Хаббла».
Результаты
проекта Millenium Simulation. Моделировалось
движение 10 млрд материальных точек на
протыжении 13 млрд лет. На верхнем кадре
яркое пятнышко соответствует галактике.
По
мере накопления наблюдательного материала
стало ясно, что внешний вид галактик
тесно связан с их внутренними свойствами
— массой, светимостью, структурой звездных
подсистем, типами населяющих галактику
звезд, количеством газа и пыли, скоростью
рождения звезд и др. Казалось, отсюда
всего полшага до разгадки происхождения
галактик различных типов — все дело в
начальных условиях. Если первоначальное
протогалактическое газовое облако практически
не вращалось, то в результате сферически-симметричного
сжатия под действием сил тяготения из
него образовывалась эллиптическая галактика.
В случае вращения сжатие в направлении,
перпендикулярном оси, останавливалось
благодаря тому, что тяготение уравновешивалось
возросшими центробежными силами. Это
приводило к формированию плоских систем
— спиральных галактик. Считалось, что
сформировавшиеся галактики в дальнейшем
не испытывают никаких глобальных потрясений,
в одиночестве производя на свет звезды
и неспешно старея и краснея по цвету за
счет их эволюции. В 50–60-х годах прошлого
века считалось, что в этом описанном сценарии
так называемого монолитного коллапса
остается уточнить лишь некоторые детали.
Но как только взаимодействие галактик
было признано двигателем их эволюции,
эта упрощенная картина стала неактуальной.