Современные финансовые макротехнологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:13, реферат

Описание работы

Для обеспечения устойчивости финансового рынка необходимо развитие реальной экономики, в данной работе рассмотрены возможные специфичные для России ключевые макротехнологии, которые в сочетание с малым и средним бизнесом способны стать локомотивами экономического развития российской экономики на ближайшие годы и десятилетия.
Ставка на макротехнологии позволит сформировать ядро эффективной и конкурентной промышленности, возродит социальный спрос на науку и образование, заинтересованность в фундаментальных и прикладных исследованиях. Будут обеспечены технологическая независимость и оборонная безопасность России.

Содержание работы

Введение 2
1. Современные финансовые макротехнологии 2
2. Анализ финансовых макротехнологий 7
Заключение 14
Список используемой литературы: 16

Файлы: 1 файл

макротехнологии.docx

— 45.21 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

1. Современные финансовые макротехнологии 2

2. Анализ финансовых макротехнологий 7

Заключение 14

Список  используемой литературы: 16

Введение

Для обеспечения устойчивости финансового рынка необходимо развитие реальной экономики, в данной работе рассмотрены возможные специфичные для России ключевые макротехнологии, которые в сочетание с малым и средним бизнесом способны стать локомотивами экономического развития российской экономики на ближайшие годы и десятилетия.

Ставка на макротехнологии  позволит сформировать ядро эффективной  и конкурентной промышленности, возродит социальный спрос на науку и образование, заинтересованность в фундаментальных  и прикладных исследованиях. Будут  обеспечены технологическая независимость  и оборонная безопасность России. При этом, четкая ориентация не просто на конечный результат, а на конкурентную продукцию должна привлечь как российские банки и финансовые группы, так  и западных инвесторов. И подход должен быть один: надо идти туда, где  есть и будет платежеспособный спрос. Сегодня ситуация такова, что благополучие России и всех нас зависит от того, как быстро мы научимся зарабатывать. Не на дешевых сырьевых ресурсах, а  на дорогой наукоемкой продукции. Только макротехнологии в состоянии  вывезти экономику России.

 

  1. Современные финансовые макротехнологии

Большинство стран мира строит свою экономику на рыночной основе. Но лишь семь из них по ВВП, объемам внешней торговли, финансовому капиталу отнесены к числу промышленно развитых. Что же предопределило успех «семерки» в мировой практике последних лет? Это — макротехнологии или так называемые высокие технологии, позволяющие выпускать наукоемкую продукцию. Макротехнология — это совокупность всех технологических процессов по созданию определенного вида продукции с заданными параметрами.1 Например, макротехнологии в авиации — это комплекс около 600 технологий.

На мировом рынке продукция, произведенная с помощью высоких технологий, оставила далеко позади сырьевые и энергетические ресурсы: ее годовой объем сегодня достиг 2 трлн. 300 млрд. долл.

Лидерство прочно удерживает автомобилестроение, на долю которого приходится около 450 млрд. долл. в год. За ним идут электроника — примерно 200 млрд., информационные технологии и телекоммуникации — порядка 160 млрд., авиация и космос — 142 млрд., вооружение — около 106 млрд. долл. в год.

На эти и другие виды наукоемкой продукции в мире существует устойчивый, быстрорастущий спрос. Судя по прогнозам, ее объем к 2015 г. обещает  достичь 4 трлн. долл. в год.

Если не будут приняты  экстренные меры, то в лучшем случае Россия сможет сохранить за собой те 0,3% от мирового объема наукоемкой продукции, которая приходится на нашу долю сегодня.  
Такое положение явно не соответствует промышленному потенциалу России, уровню развития ее науки и образования. И свидетельствует об отсутствии целенаправленной научно-технической политики, недооценки процессов, происходящих в мире.2

Производство наукоемкой продукции обеспечивают всего около 50 макротехнологий. Причем приоритет  по большинству из них, как и 80% наукоемкой продукции, принадлежит все тем же семи промышленно развитым странам. На долю США приходится примерно 22 макротехнологии, Германии — 11, Японии — 8, Англии и Франции — по 3—4. А весь остальной мир может претендовать на авторство лишь по 2—3 макротехнологиям.

Следует отметить, что, несмотря на растущий экспорт, Россия обладает лишь 2—3 макротехнологиями, конкурентными на мировом рынке наукоемкой продукции. Однако, по оценкам российских ученых, при целенаправленной политике уже в начале ХХI в. Россия может иметь таких макротехнологий по меньшей мере 10—12. Основанием для такого прогноза служат не только наши былые успехи, но пока еще существующий потенциал на таких направлениях, как авиакосмическая техника, атомная энергетика, вооружение и ряд других.

Учитывая, что в России платежеспособный спрос на наукоемкую продукцию пока весьма ограничен, эти 10—12 макротехнологий должны ориентировать  значительную часть нашего научного и производственного потенциала на те страны, где такой спрос существует. Это позволит России претендовать на 10—15% мирового рынка этой продукции, доведя объем ее экспорта в начале века до 120—180 млрд., а к 2015 г. — до 150—220 млрд. долл. в год.

В экономике одним из способов повышения  конкурентоспособности является концентрация производства, позволяющая за счет масштабного эффекта снизить  затраты на единицу производимой продукции.3

Безусловно, важнейшей предпосылкой создания "прорывных" технологий является финансирование науки с  особым упором на информационные и  другие высокие технологии. В этом отношении ситуация в России далеко не благоприятная.

Экономическое «чудо» Сингапура, Тайваня, Гонконга произошло в первую очередь из-за того, что в них  имплантировали по 1-2 макротехнологии. Так, в частности, Сингапур владеет  всего лишь одной макротехнологией — микроэлектроникой — и получает от нее оборот около 7 млрд. долларов в год.

Целесообразно совместить концентрацию производства со свойствами территории России, то есть, другими словами, найти  такие макротехнологии или их комплекс, которые естественным образом  были бы привязаны к географическим особенностям России, предполагали эффективное  вложение капитала именно в нашей  стране, а не его перемещение за рубеж.

В более отдаленной перспективе, когда значительная часть легкодоступных энергоресурсов будет исчерпана, для воспроизводства ресурсов России необходимо применять конкурентные макротехнологии. Начинать их развивать нужно уже сегодня. Представляется, что у России потенциально имеется, по крайней мере, 6 конкурентных преимуществ, каждое из которых может стать основой соответствующей конкурентной макротехнологии (в разделе 4.4 «Стратегии-2020» они названы локомотивами экономики).4 

1. Транспортные коридоры «Восток-Запад» и «Юг-Север», основанные на применении железнодорожного, автомобильного, речного и воздушного видов транспорта (актуальность создания транспортных коридоров обусловлена резким увеличением объемов товарообмена между государствами, регионами и континентами. 

2. Комплекс технологий решения водно-энергетических проблем Сибири и Центрально-азиатского региона (вода становится более важным стратегическим ресурсом, чем нефть и газ: тонна чистой воды в аридном климате (сухой климат с высокими температурами воздуха, испытывающими большие суточные колебания, и малым количеством атмосферных осадков (100—150 мм/год) или полным их отсутствием) уже сейчас дороже тонны нефти);

3. Производственные мощности по хранению и утилизации отходов ядерных производств;

4. Технологии создания новых типов ядерных и ядерно-термоядерных источников энергии. 

5. Создание современного лесопромышленного комплекса (ЛПК); 

6. Производственные мощности по созданию энергоемких накопителей (аккумуляторов) электрической энергии и электродвигательных транспортных систем. 

Следует также отметить одно важное обстоятельство. В силу ряда объективных и субъективных причин Россия проигрывает по конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке. Поэтому целесообразно сделать так, чтобы российские предприятия не конкурировали между собой на внешнем рынке, а выступали, как единое целое. Т.е. поступить по схеме «Газпрома» и «Рособоронэкспорта». В этом случае в финансовой системе образуется биржевой холдинг, выполняющий роль своеобразного шлюза между внешней и внутренней экономической средой. При этом обеспечивается развитие конкуренции внутри страны, а на мировом рынке все компании выступают, как единое целое. Предполагается, что такая схема взаимодействия с мировым рынком может значительно повысить  конкурентоспособность российской продукции.

Не следует представлять дело так, что только макротехнологии  смогут обеспечить развитие экономики  страны. Например, для России в ближайшем  будущем ключевым направлением является развитие малого и среднего бизнеса. Однако макротехнологии могут существенно  ускорить экономическое развитие, создав дополнительные стимулы и для  развития малого и среднего бизнеса.  

Указанные макротехнологии  привязаны к российским условиям, что повышает потенциальный уровень  их конкурентоспособности. К этому  можно добавить космос, медицину, информационные технологии и т.д. Но они носят скорее общечеловеческий характер, поэтому конкурентные преимущества России в них будут менее заметны.

 

 

 

  1. Анализ финансовых макротехнологий

Каждая из указанных макротехнологий  требует подробного анализа для  оценки основных ограничений, эффективности  и затрат.            

1. Одной из таких макротехнологий  могут стать транспортные коридоры  «Запад – Восток» и «Север  – Юг», позволяющие предложить  транспортные услуги по перемещению  грузов из быстроразвивающейся  Азии в Европу и, возможно, в  США.5  По оценкам мировой ВВП составляет около $60 трлн., причем около 60% ($36 трлн.) его производится в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.  Если считать, что половина этой продукции ($18 трлн.) предназначена и требует транспортировки для продажи, а цена транспортировки составляет 10-15% от стоимости продукции, то транспортные затраты могут составлять $1,8 – 2,7 трлн. Даже если российская доля в транспортных услугах будет составлять 50%, то полученный доход будет сравним с современным российским ВВП. Не говоря уже о подъеме экономики всей Сибири и Дальнего Востока, которые в настоящее время уже практически оторвались от европейской части страны.

Идея транспортных коридоров  допускает развитие. В нее органично  вписываются продуктовые магистрали (те же нефтепроводы и газопроводы), которые пока рассматриваются отдельно. Перспективным может также оказаться  транспорт воды в страны Центральной  Азии. Помимо экономической выгоды на этом направлении может оказаться  большая политическая выгода – возможность  вовлечения соседних стран в экономические и политические союзы, решение проблем русскоязычного населения в центрально-азиатских странах. 

Функционирование транспортных коридоров потребует создания регионального  финансового центра или нескольких центров, модернизации инфраструктуры финансового и фондового рынка. Ключевым является вопрос о первоначальных затратах на реализацию этого проекта. Уже проведены совещания, на которых озвучена цифра в $3 трлн. Конечно, все зависит от конкретного наполнения проекта.

2. Существует еще один  важнейший аспект развития продуктовых  транспортных систем, который, к  сожалению, часто выпадает из  рассмотрения. Имеется в виду  транспортировка воды, как важнейшего  фактора развития экономики Сибири  и стран Центрально-азиатского региона. 

Известно, что в настоящее  время в Центрально-Азиатским  регионе сформировался комплекс проблем обеспечения ресурсами (водой, электроэнергией, газом, углем), ключевым элементом которых является вода. 

Основной источник воды в  регионе – реки Сырдарья и Амударья, формирующиеся в горах Памира и Тянь-Шаня. Сырдарья течет из Киргизии через Таджикистан в Узбекистан (через густонаселенную Ферганскую долину) и Казахстан. Амударья –  из Таджикистана в Туркмению и  Узбекистан. Поэтому Кыргызстан и  Таджикистан фактически контролируют водные ресурсы других государств Центральной  Азии, формируют график расхода воды в низовьях рек. 

Кыргызстан и Таджикистан, в которых находятся верховья рек, рассматривают воду как стратегический товар, поскольку они бедны другими ресурсами и используют воду для производства собственной электроэнергии.

Кроме наземных в Центрально-Азиатском  регионе имеется большой объем  подземных вод. Их ресурс только в  Казахстане составляет около 7 тыс. км3 вековых запасов  воды, что по объёму равно 65 озёрам Балхаш и 25 Азовским морям.

В СССР проблема перераспределения  ресурсов между республиками Средней Азии и Казахстаном решалась административными методами: устанавливались объемы необходимых поставок и соответствующие тарифы на ресурсы. Естественно, что при этом никто не применял рыночные инструменты, не было речи о справедливых ценах на энергоносители (вода вообще считалась бесплатной), но, тем не менее, проблема решалась, исходя из необходимости поддержания и повышения общего жизненного уровня в республиках.

После распада СССР республики получили политическую и экономическую  самостоятельность, стали преследовать свои собственные экономические  интересы, часто за счет соседей.  В итоге Узбекистан, Казахстан  и Туркменистан стали  паразитировать за счет Таджикистана и Кыргызстана, пользуясь тем фактором, что вода в регионе остается бесплатной.

Создалась парадоксальная ситуация: страны, на территории которых формируются  водные ресурсы, оказываются в проигрыше. Основная причина этого – бесплатность воды. И это продолжается уже более 16 лет. По существу проблема не решается на уровне президентов и правительств стран региона (т.е. форумов, конференций, симпозиумов, круглых столов – много, а реального результата нет). 

От некоторых политиков, ученых и экономистов можно слышать, что выходом из создавшегося тупика является введение рыночных механизмов ценообразования на основные ресурсы  региона, в том числе – воду. Но для того, чтобы эти механизмы  реально заработали, необходимо существование  альтернативных возможностей использования ресурсов, в первую очередь – воды и электроэнергии. Например,  Узбекистан, Казахстан и Туркменистан должны быть поставлены перед фактом: если они не будут платить за воду и электроэнергию, эти ресурсы не пропадут, им найдется другое применение. Например, воду можно закачать в водохранилища и использовать зимой, а выработанную электроэнергию использовать для развития энергоемких производств, например, на Яванском электрохимическом и Вахшском азотно-туковом заводе, для выплавки алюминия в режиме толлинга. Но для развития энергоемких производств и создания водохранилищ (их общий минимальный объем оценивается около 2 км3) потребуются крупные капиталовложения, которые Таджикистан и Кыргызстан сами произвести не в состоянии. Поэтому для развития рыночных механизмов в Центрально-Азиатском регионе необходимо привлечение стороннего, достаточно сильного участника. Таким участником могла бы стать Россия, имеющая возможность инвестирования не только больших финансовых средств, но и обеспечения стран региона своими водными ресурсами, а также располагающая влиянием на русскоязычное население в Центрально-Азиатском регионе. 

Информация о работе Современные финансовые макротехнологии