Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 13:09, реферат
Эволюция теории познания деятельности человека
Формы познания. Чувственное, рациональное и интуитивное познание
Философское учение об истине
Специфика познания в различных сферах бытия
Практика и её роль в познании
Вместе с тем мышление есть функция мозга. Об этом речь пойдет в главе, посвященной проблеме сознания.
Сложная природа мыслительного процесса сделала мышление объектом изучения многих дисциплин – от психологии и физиологии высшей нервной деятельности до логики и теории познания. В последние десятилетия мышление вызывает особый интерес со стороны информатики и кибернетики. Появилось немало исследований, обсуждающих проблему возможности создания искусственного интеллекта. Несомненные достижения в области моделирования и разработки новых типов компьютеров подкрепляли оптимизм сторонников расширения границ интеллектуальной сферы. Однако имеющиеся результаты в создании компьютерных систем новейших поколений не всегда оправдывают надежды. Конструкторам «искусственного интеллекта» не удается преодолеть барьер, отделяющий природные, естественные мыслительные структуры от искусственных. Пока даже с помощью мощнейшего логического аппарата, при наличии, казалось бы, совершеннейших технических средств не удается проникнуть в сокровенные механизмы деятельности мозга, его структуру, чтобы до конца уяснить уникальную специфику человеческого мышления. Без решения этой задачи создание искусственного интеллекта невозможно.
Успехи в раскрытии природы познания, уточнение представлений о его чувственной и рациональной формах привели на определенном этапе к их абсолютизации, вылившейся в противоречие эмпиризма и рационализма.
Эмпиризм (от греческого слова empeiria – опыт) – такое философское направление, сторонники которого чувственный опыт считают единственным источником знания. Возникновение эмпиризма своими корнями уходит в эпоху философии Нового времени. Особенно широкое распространение эмпиризм получил в учениях философов-идеалистов в XIX веке. Именно тогда он был положен в основу теории познания многих философских течений и прежде всего позитивизма и родственных ему направлений.
Противоположное
эмпиризму направление – рацион
Рационализм подразделяется на онтологический и гносеологический. Онтологический рационализм утверждает разумность бытия, наличие в бытии некоего разумного начала. Гносеологический – объявляет разум главной формой познания. В противовес чувственному созерцанию эмпириков рационалисты (Декарт, Лейбниц, Спиноза) выдвинули идею сверхчувственного. Издержки подобного подхода сказались в абсолютизации понятия «интеллектуальная интуиция», посредством которой разум, без опоры на опыт и минуя чувственные данные, приходит к непосредственному постижению сущности бытия.
Противостояние эмпиризма и рационализма оставило заметный след в истории философии. И хотя понимание действительных причин имевшего место заблуждения позволило преодолеть его, последствия односторонней трактовки не устранены окончательно.
Сегодня выделяют эмпирический и теоретический уровни знания. Их различие проводится по разным основаниям: по объекту исследования, уровню отражения объективного мира и характеру связи с практикой, по логическим приемам познания и т. п.
Эмпирическое – это такой уровень знания, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент). На этом уровне знание фиксирует качества и свойства изучаемого предмета, доступные чувственному созерцанию. Данные наблюдений и экспериментов образуют эмпирическую основу теоретического исследования. Необходимость в такого рода сведениях подчас выступает причиной разделения наук на экспериментальные и теоретические, хотя, конечно, на практике нельзя добиться положения, когда из экспериментальных дисциплин начисто будет устранена теория, а из теоретических изъято всякое упоминание об эксперименте.
Теоретический уровень знания опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия.
Анализируя
проблемы научного познания, необходимо
исходить из факта существования сложных
и противоречивых связей между эмпирическим
и теоретическим уровнями научного знания.
Ориентация на какое-либо одно из этих
гносеологических направлений не приведет
к пониманию сути этих связей. Ибо гносеология
эмпиризма ограничивается суммированием,
сопоставлением и обобщением данных эмпирии,
а односторонность всеохватного теоретизма
– своеобразной реакции на узкий эмпиризм
– игнорирует наличие эмпирии как самостоятельного
элемента познания. Разрешение проблемы
теоретического и эмпирического в научном
познании носит методологический характер.
3. Философское учение об истине
Проблема познавательного действия
заключается в том, что объект как он существует
сам по себе, и познавательный образ этого
объекта, получаемый в результате познания,
должны быть тождественными. Наличие тождества
означает, что знание является истинным,
а отсутствие - что оно ложно. Поэтому основной
гносеологический вопрос и формулируется
как вопрос о возможности тождества мышления
и бытия. Истина является желанной целью
любого познания, но наиболее надежные
гарантии в достижении этой цели может
дать только наука.
Истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, независимо от человека. Долгое время, от Аристотеля до Гегеля, в философии господствовала так называемая «корреспондентская» теория истины, в соответствие с которой истина трактовалась как соответствие знание об объекте самому этому объекту. Считалось, что истина находится в самом объекте и её нужно просто «перенести» из объекта в субъект, не прибавляя ничего своего, субъективного. Аристотель проиллюстрировал такое понимание истины следующим высказыванием: «Не потому ты бледен, что мы считаем тебя бледным, а, напротив, мы считаем тебя бледным, потому что ты бледен». У Платона, Августина и других философов-идеалистов истина трактовалась как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов, которое должно быть открыто в процессе познания. Признание абсолютности истины в указанном выше смысле чаще всего приводит к агностицизму, поскольку познание такой истины не представляется возможным из-за ограниченности познавательных и практических возможностей человека. Если же абсолютная истина отрицается, это влечет за собой релятивизм, то есть признание истины чем-то относительным, временным, ситуационным: сегодня и здесь это истина, а завтра и в другом месте - уже нет.
С Гегеля в философии утверждается диалектический подход к пониманию истины, в соответствии с которым истина трактуется не как нечто неизменное, а как процесс развития знания, в котором возможны моменты соответствия знания объекту. Основной характеристикой истины признается её объективность, то есть, независимость от человека и его сознания. Мир, в силу своей бесконечности не может быть сразу и в полном объеме познан людьми, но в любой момент времени существует возможность получения истинного знания. Это происходит из-за того, что уровень развития науки, техники и индивидуальных интеллектуальных способностей человека всегда позволяет иметь о вещах, явлениях и процессах окружающего мира максимум возможного для данного времени и места знания. Данное знание является исчерпывающим и абсолютным в том смысле, что существующие возможности не позволяют иметь большего знания. Однако история показывает, что постоянно увеличивающиеся возможности познания и практики приводят к расширению и углублению наших знаний о мире: то, что еще вчера было исчерпывающе истинным, сегодня оказывается неполным и недостаточным. Любая истина, таким образом, является относительной, поскольку она рано или поздно сменяется более полной истиной. Такая относительная истина обладает объективным содержанием, соответствует уровню развития науки и удовлетворяет практические потребности человека.
Абсолютной истины как такого знания, которое полностью исчерпывает предмет и не может в дальнейшем быть опровергнуто, не существует. Происходит постоянное приращение совокупного знания о мире, и этот процесс бесконечен. Моменты абсолютного и относительного в истине сбалансированы и выражаются в принципе конкретности истины. Он требует подходить к познанию с учетом потребностей практики, особенностей современного этапа развития теоретического знания и социокультурных условий. Главным критерием истины является практика.
Иногда, в качестве примера абсолютных, «вечных» истин называют географические координаты объектов, даты рождения известных людей, физические константы. К примеру, высказывание: «Географические координаты Санкт-Петербурга - 59°57' северной широты и 30°19' восточной долготы» представляется как пример такой абсолютной истины. На самом деле, это вовсе не так. Во-первых, географические координаты могут меняться, поскольку с течением времени меняются полюса, а, во-вторых, название города, ныне носящего это имя, уже изменялось два раза и не исключено, что подобное случится вновь.
Знание,
которое не получило теоретического
обоснования и не подтверждено практикой,
называется неистинным знанием, или заблуждением.
В истории науки на один успешный исследовательский
проект, закончившийся получением истины,
приходится множество безуспешных попыток.
Причины заблуждений различны: к ним может
привести ошибка в ходе эксперимента или
теоретического расчета, несовершенство
методов исследования, отсутствие надлежащей
лабораторно-экспериментальной базы.
В социальном познании к ошибке может
привести желание применить методологию,
оказавшуюся успешной в отношении определенных
объектов, к исследованию других объектов.
Примером может служить так называемый
«натурализм», господствовавший в общественных
науках во второй половине XIX столетия
и заключавшийся в переносе методов физики
(«механицизм») и биологии («социал-дарвинизм»)
на почву обществознания. Эти попытки
закончились неудачей из-за отсутствия
аналогии между природными и социальными
структурами.
В философии науки, для проверки истинности
научных утверждений, предлагаются процедуры
верификации и фальсификации.
Верификация (от лат. verificatio - доказательство,
подтверждение) требует считать истинными
только такие научные результаты, которые
непосредственно подтверждаются данными
наблюдений или экспериментов (прямая
верификация) или которые находятся в
логических отношениях с непосредственно
верифицируемыми результатами (косвенная
верификация). Принцип верификации был
предложен в 30-е годы ХХ века австрийским
логиком Рудольфом Карнапом.
Фальсификация (от лат. falsus - ложный и facio - делаю) - это научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории посредством экспериментальной или теоретической проверки. Если верификация считала знание истинным только в том случае, если оно соответствующим образом обосновано и подтверждено, то фальсификация считает любое знание истинным до тех пор, пока не будет доказана его ложность.
3.1 Специфика познания
в различных сферах
бытия
Реальность, в зависимости от специфики
составляющих её предметов, явлений и
процессов, может быть разделена на три
сферы: природную, социальную и сферу внутреннего
мира человека. Каждая из них имеет особенности,
оказывающие влияние на процесс познания.
Природа является объектом познания естественнонаучных
дисциплин и представляет собой мир чистой
объективности, лишенный субъективным
включений. Все в ней происходит по жестким,
объективным и необходимым законам, а
вещи, явления и процессы связаны между
собой причинно-следственными связями.
Основной целью научного познания природы
считается объяснение, то есть, раскрытие
сущности, изучаемого объекта. Объяснение
заключается в постижении закона, которому
подчиняется данный объект, или же в установлении
связей и отношений, которые определяют
его существенные черты. Объяснению предшествует
наблюдение за объектом, описание его
состояния и установления факта, который
далее и подлежит теоретическому анализу.
Процедура объяснения представляет собой
осмысление исследуемого объекта в системе
существующего теоретического знания,
с использованием имеющегося категориального
аппарата.
Объяснение, таким образом, применимо к объектам, подчиненным принципу причинности. Объяснить - значит найти причину события, указать причинно-следственные связи между объектами исследуемой системы. Эти причины и связи должны быть доступны наблюдению, калькуляции, подлежать экспериментальной проверке, укладываться в схемы рационального мышления. Природные объекты полностью отвечают этим требованиям. Что же касается социальных явлений и процессов, то для их познания недостаточно одного объяснения. Это обусловлено природой социальных объектов, их неразрывной связью с человеческой субъективностью.
События,
явления и процессы социальной жизни представляют
собой человеческие действия, в основе
которых лежат разнообразные мотивы, интересы,
ценностные предпочтения людей. В обществе
действует особый тип причинности - свободная
воля человека, которая лишь отчасти может
быть познана посредством рационализации
человеческих поступков, сведения их к
стереотипным схемам. Социальные объекты
обладают смысловым содержанием, для постижения
которого выработана такая процедура,
как понимание. Закон природы нельзя понять,
его можно только объяснить. Понять можно
только другого человека, и то, лишь опосредованно,
через его поступки и сделанные им вещи.
Понимание - это реконструкция смысла,
то есть восстановление замысла, которым
руководствовался человек, совершая то
или иное действие. Если речь идет о произведении
искусства, то понимание означает проникновения
в духовный мир автора, выяснение особенностей
его индивидуального художественного
стиля и влияний, которые он испытывал.
Кроме того, необходимо исследование личности
художника, деталей его персональной биографии,
знание социального и культурного контекста,
в котором проходило его творчество. Изучение
событий политической жизни предполагает,
среди прочего, выявление мотивов, которыми
руководствуются политики при принятии
решений. Этими мотивами далеко не всегда
являются экономические интересы и жажда
обладания власти. Часто, даже такие циничные
люди, как политики, пытаются «сделать
мир лучше», преследуют благородные и
идеальные цели.