Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:47, контрольная работа
Существует несколько точек зрения на происхождение философии.
Основные:
Мифогенная
Гносеогенная
Мифогносеогенная.
Контрольная работа
на тему «Становление философии как науки»
Существует несколько точек зрения на происхождение философии.
Основные:
Мифогенная концепция – пытается «вывести» философию из мифологии, из мифа. В мифах с помощью воображения и фантазии рисуется картина происхождения всего того, что окружало древнего человека, в том числе и появление его самого. Но миф не следует считать сказкой или чистой фантазией. Наши далекие предки не рассказывали их с целью развлечения, они верили в них, жили мифом и в мифе, эмоционально переживая его события. Поэтому мифы не просто рассказывали, а думали тем самым придать им большую силу, помогая якобы осуществлению передаваемых рассказов, сливаясь с ними в ритуальных действиях во время празднеств. «Один из догматов мифопоэтической логики, - отмечают американский историки, - заключается в том, что сходство и тождественность сливаются; «быть похожим» это тоже, что просто «быть кем-то». Поэтому будучи похожим, исполняя роль силы природы, или бола, человек, отправляя культ, сливался с ним, с личностью богов, и своими действиями после такого отожествления мог заставить соответствующие силы действовать так, как ему нужно». В это доисторическое время боги были явлениями природы, а не человекоподобными правителями государств, такими они стали позже, и которых человек мог только просить и умолять, будучи их рабом.
Известно, что древние
египтяне свое «переселение на небеса»
осуществляли без непосредственных
контактов с богиней неба. Они
просто рисовали ее фигуру в полный
пост внутри гроба и клали в
её объятия покойника. В этот момент
считалось, что он уже на небесах,
поскольку, по их мнению, рисунок богини
и есть сама богиня. Знаки, символы
древние люди так же не могли отделить
от того, что они обозначают. Египтяне
писали на глиняных чашах имена
своих врагов, а потом разбивали
эти чаши, думая и чувствуя, что
тем самым они причиняют
Мифологическое мировоззрениене структурирует мир, не различает в нем качественно различные уровни. В нем все сливается в единое целое, в "одномерный", одноплоскостный, "очеловеченный" универсум – живой, волевой, эмоциональный. Например, житель древней Месопотамии мог обращаться к соли или к зерну как к дружественным существам. Известно, что египетский фараон ежегодно приносил дары Нилу, когда он должен был
разливаться. Причем к этим
дарам был приложен документ, где
в форме
Итак, говоря современным языком, мифологическое мышление не отличало объективного от субъективного.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что в мифологическом мировоззрении мышление, мысль как таковая еще не получила полной автономии от чувств и эмоций. Это мышление еще слишком образно, "чувственно", конкретно, а не абстрактно, не понятийно, без чего невозможно философское мировоззрение. Поэтому философия не могла вырасти непосредственно из мифа, хотя и зарождалась в лоне последнего, пытаясь дать ответы, по сути, на те же вопросы, что и мифология. Только способы этих ответов были существенно иными. Философия исторически возникает как рационально-критическое преодоление мифологии, как торжество разума над вымыслом, как переход "от Мифа к Логосу". (логос - наука). Однако заметим, что при таком "переходе" мифология не преодолевается полностью, а вплетается в ткань возникающих философем. Более того, первые философы, критикуя, например, гомеровскую мифологию, создают собственную, если можно так сказать, "философскую мифологию".
Таким образом, мифология и философия (по крайней мере, на этапе становления последней) не только отличаются друг от друга, но генетически
связаны друг с другом: "Философия, хотя и строится на принципах доказательности и обоснования, преодолевая тем самым миф, тем не менее, сохраняет с ним изначальное родство.
Гносеогенная концепция связывает рождение философии с накоплением различного рада знаний, полученных людьми в процессе их жизни и исторической практики. Конечно все богатство накопленных эмпитических знаний влияло на возникновение - философии, но не прямо, а опосредованно. Ведь из опыта, практики непосредственно нельзя вывести умозрительные представления первых философов. Из них могла вырасти наука, а не философия. Но должны были пройти еще века, пока из астрологии возникла астрономия, из алхимии– химия, из лечебной магии– медицина и то не прямо, а опосредованно. Накопленные знания требовали определенного способа их осмысления. Таким рационально-теоретиеским способом как раз и стала зарождающаяся античная философия. Ее установка на поиск первооснов и первопричин всего сущего, на выявление "последних", основополагающих, умозрительных истин побуждало и науку искать такие основы, аксиомы, то есть, в конечном счете, то, что теперь мы называем законами природы. Так, согласно Пифагору, научная геометрия, как и философия, должна исходить из своих собственных первоначал, почерпнутых не из эмпирической области, а полученных чисто дедуктивным путем, умозрительно. Поэтому можно сказать, что в определенном смысле начало философии и начало науки совпадают и что есть основания говорить "не о двух, а о едином и единственном начале - начале теоретической формы мысли вообще, представленной фундаментальным знанием" .
Проще говоря, философия и наука
генетически были как бы двумя сторонами
одной и той же медали, образуя неразрывное,
взаимооплодотворяющее единство.
Характерно, что великий Платон считал философию не продуктом человеческой деятельности, а подарком смертным от богов.