Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 14:39, курсовая работа
Используя экономические показатели, политики и экономисты ранжируют страны по степени их «прогрессивности», начисто отметая такие неотъемлемые характеристики человеческого бытия как нравственность самобытность культуры, или обуславливая их экономическим и политическим развитием. По сути, все что не вписывается в «прокрустово ложе» менталитета среднего европейского (или американского) потребителя, объясняется «дикостью» народов 3-го мира, до которых, к сожалению, не дошел еще свет западной культуры. Но как можно всю неповторимость и многообразие различных культур сводить к двум-трем числовым показателям типа валового национального продукта на душу населения?
Введение.
1. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера.
2. Идея цивилизации как доминанты исторического процесса А. Тойнби.
3. Понятие цивилизации. «Формационный» и «цивилизационный» подходы в понимании исторического процесса.
Заключение.
Список использованной литературы.
• Именно цивилизации должны рассматриваться историками;
• Цивилизации сопоставимы друг с другом;
• Ни одна из цивилизаций не охватывает всего человечества;
• Преемственность в развитии цивилизаций гораздо меньше, чем преемственность между фазами развития одной цивилизации.
Проводя анализ истории, Тойнби выделяет двацать одну цивилизацию, когда-либо существовавшую на Земле (данная цифра меняется по ходу книги). На данный момент их осталось пять (не считая две реликтовые): западная христианская, православная христианская, исламская, дальневосточная, индуистская.
Между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственные отношения, например, западная христианская и православная христианская, находящиеся друг с другом в «сестринских» отношениях, происходят из эллинской цивилизации. Цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга. Такая точка зрения в корне противоречит точке зрения Шпенглера, согласно которой цивилизации являются замкнутыми в себе сущностями, не способными понять друг друга и не проистекающими одна из другой.
Рассматривая цивилизации как «динамические образования эволюционного типа», Тойнби выделяет в каждой цивилизации основные фазы исторического существования: возникновение, рост, надлом, упадок и разложение. Стадия возникновения - генезис. Цивилизация может возникнуть либо в результате мутации примитивного общества либо на развалинах «материнской» цивилизации. За стадией генезиса следует стадия роста, на которой цивилизация из зародыша развивается в полноценную социальную структуру. Во время роста цивилизацию постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома, которая, как правило (но не обязательно!) сменяется стадией распада. Распавшись, цивилизация либо исчезает с лица Земли (египетская цивилизация, цивилизация Инков) либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство). Следует сразу отметить, что в этом жизненном цикле нет той фатальной предопределенности развития, которая присутствует в цикле цивилизации Шпенглера. Если у Шпенглера цивилизация - это живой организм, который с необходимостью растет, созревает, увядает и, наконец, умирает, то Тойнби отходит от трактования цивилизации, как некой неделимой сущности, считая что общество не является и не может быть ничем иным, кроме как посредником, с помощью которого отдельные люди взаимодействуют между собой. Личности, а не общества создают человеческую историю. Такая интерпретация общества позволяет ответить на вопрос о предопределенности развития: если все индивидуумы, составляющие данное общество, смогут преодолеть надлом в душе, то и общество в целом может выбраться из стадии надлома. «Надломы цивилизаций не могут быть результатом повторяющихся или поступательных действий сил, находящихся вне человеческого контроля»2. Отсюда следует, что Тойнби отвергает судьбу в вопросах развития цивилизации, считая, что последнее слово всегда остается за человеком.
Выделив основные стадии
Как уже упоминалось, система Тойнби антропоцентрична
в том смысле, что в ней обществу отводится
место поля действия, а не носителя созидательной
силы. Поэтому и вызовы предназначаются,
прежде всего, людям. Здесь Тойнби стоит
на позиции французского философа Анри
Бергсона: «Мы не верим в «бессознательный»
фактор Истории, так называемые «великие
подземные течения мысли», на которые
так часто ссылаются, возможно, лишь потому,
что большие массы людей оказались увлеченными
кем-то одним, личностью, выдвинутой из
общего числа. Нет надобности повторять
что социальный прогресс обусловливается,
прежде всего, духовной средой общества.
Скачок совершается тогда, когда общество
решается на эксперимент; это означает,
что общество или поддалось убеждению,
или было протрясено кем-то, но именно
кем-то»3. Однако большинство
членов общества инертно и пассивно и
неспособно дать достойный ответ на удары
судьбы. Чтобы общество смогло ответить
на вызов, в нем необходимо наличие личностей,
сверхлюдей. Именно они способны дать
ответ, именно они способны повести за
собой всех остальных. Кто они - эти сверхлюди?
Тойнби указывает, что ими могут быть как
отдельные люди (Иисус, Мухаммед, Будда)
так и социальные группы (английские нонконформисты).
В любом случае общество раскалывается
на две взаимодействующие части: на творческое,
несущее в себе потенциал меньшинство
и основную инертную массу.
3. Понятие цивилизации. «Формационный» и «цивилизационный» подходы в понимании исторического
пр
Существует несколько трактовок понятия «цивилизация». Цивилизация – это уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация), ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс), в некоторых социальных теориях – эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры (О. Шпенглер, Н.А. Бердяев и другие).
Многовариантность подходов к созданию смысла и направленности истории не исключает существование в философской мысли других теорий, которые переносят акцент рассмотрения в область познания логики всемирной истории, тенденций и законов ее развития. Одной из них является марксистская теория, рассматривающая развитие истории как естественно – исторический процесс. В качестве определяющих категорий Карл Маркс выделяет категории «общественно – экономическая формация», «общественные отношения», «историческая закономерность». С помощью этих категорий он пытается проследить логику всемирной истории как последовательную смену определенных ступеней исторического развития.
Определяющими факторами смены этих исторических ступеней (общественно – экономических формаций) выступают диалектическая взаимосвязь производительных сил и производственных отношений, а также все возрастающая роль субъективного фактора – сознательной деятельности народных масс, классов, партий, личностей.
Предложенный марксизмом формационный подход в рассмотрении исторического процесса позволил выделить в сложной сети общественных отношений ведущие – экономические, которые закрепляют основные структуры общения социальных групп. С анализом типов собственности тесно связана проблема преемственности и единства исторического процесса, поставленная марксизмом с материалистических позиций. В отличие от экзистенциального подхода, объясняющего это единство эволюцией представлений и идей, марксистская теория усматривает его не в сознании людей, а в общественном бытии, развитие которого подчинено определенным социальным законам.
То, что в культурологических концепциях предстает как цель и смысл истории, марксизм объясняет действием социальных закономерностей, характеризующих необходимые, существенные и повторяющиеся причинные зависимости между способом производства и духовной жизнью общества и выступающих как определенные тенденции общественного развития.
В качестве ступени, знаменующей завершение предыстории человечества и начало ее подлинной истории, в марксистской теории выступает коммунистическая формация, утверждающая подлинный реальный гуманизм и всестороннее развитие человеческих способностей.
Марксисты
противопоставляли «
В
конце XIX - начале XX вв. формируется
«цивилизационный» подход к пониманию
хода истории, представляемого в концепциях
Данилевского, Шпенглера, Тойнби, Сорокина.
Наиболее общие и характерные черты цивилизационного
подхода: неприятие жесткой европоцентрической
однолинейной схемы общественного прогресса;
утверждение существования множественности
культур и цивилизаций, их локальности
и разнокачественности; внедрение биологизаторских,
антропологизаторских и других схем в
объяснение истории становления и развития
культур.
Заключение
В чём же различия между культурой и цивилизацией? Очень хорошо различия между ними сформулировал Н. Бердяев, основную мысль из работы которого вывел профессор И.Я. Левяш: “Он был солидарен с О. Шпенглером, который “признал цивилизацию роком всякой культуры. Культура не развивается бесконечно. Она несёт в себе семя смерти. В ней заключены начала, которые неотвратимо влекут её к цивилизации. Цивилизация - есть смерть духа культуры, динамичное движение внутри культуры с её кристаллизованными формами неотвратимо влечёт к выходу за пределы культуры. На этих путях свершается переход культуры к цивилизации”. Чем объяснить такую глубокую метаморфозу? “Культура, - отмечал мыслитель, - есть творческая деятельность человека. В культуре творчество человека получает свою объективацию”. Цивилизация же “есть переход от культуры, от созерцания, от творчества ценностей к самой жизни”. И, наконец: “Культура - религиозна по своей основе, цивилизация – безрелигиозна. Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможна без священных преданий. Цивилизация есть воля к могуществу, к устроению поверхности земли. Культура - национальна. Цивилизация - интернациональна. Культура - органична. Цивилизация - механична. Культура основана на неравенстве, на качествах. Цивилизация проникнута стремлением к равенству, она хочет обосноваться на количествах. Культура - аристократична. Цивилизация - демократична”.
Различия между культурой и цивилизацией
вызваны “... во многом потребностью расширить
перспективы исторического видения, включить
в объект теоретического исследования
сферы материальной жизни, которая не
укладывалась, в традиционные рамки анализа
философии культуры и игнорирование которой
в связи с научно-техническим развитием
означало бы дискредитацию социально-философских
построений”.
Список
использованной литературы
1. «Антология культурологической мысли» - Авт.-сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов – Москва: Изд-во РОУ, 2000 год.
2. Арнольд Тойнби «Постижение Истории». Москва «Прогресс», 1990.
3. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002
4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1998.
5. «Культурология» - уч. пособие – П.С. Гуревич – Москва: «Знание», 1996 год.
6. Тойнби А. Постижение истории. – М.: Прогресс, 1991. С. 80, 214, 469
7. Философия / под редакц. В.Н. Лавриненко и В.П. Ратникова. - М. «Юнити», 2002.
8. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия «Золотой фонд российских учебников»). С. 548-564.
9.
Шпенглер О. Закат Европы: Очерки мифологии
мировой истории. Мн.: ООО «Попурри», 1999.
– 720 с.
Информация о работе Социальная философия о смысле о направленности исторического процесса