Система объективного идеализма Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2016 в 14:16, контрольная работа

Описание работы

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) создал концепцию, ставшую вершиной классического философствования. В его системе был сконцентрирован весь интеллектуальный опыт предшествующей философии. Наиболее важные принципы и проблемы были изложены в работах «Феноменология духа», «Наука логики» и др. Краткое описание системы в целом - в работе «Энциклопедия философских наук».

Файлы: 1 файл

Idealizm_gegelya_Gabdullin_22.docx

— 80.46 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный медицинский университет Минздрава РФ»

 

Фармацевтический факультет

 

Кафедра философии

Дисциплина «Философия»

 

Тема: «Система объективного идеализма Гегеля».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 22-фз

группы Габдуллин Т.И.

Проверил: к.п.н. Вялых В.В.

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург – 2016

 

Содержание

 

 

Введение

 

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) создал концепцию, ставшую вершиной классического философствования. В его системе был сконцентрирован весь интеллектуальный опыт предшествующей философии. Наиболее важные принципы и проблемы были изложены в работах «Феноменология духа», «Наука логики» и др. Краткое описание системы в целом - в работе «Энциклопедия философских наук».

Исходным пунктом философии Гегеля является тождество бытия и мышления. Одни и те же законы действуют в природе, обществе и человеческом мышлении. Гносеологический барьер между субъектом и «вещью в себе», обозначенный Кантом, снимается: познаваема сама сущность вещей, ибо формы мышления соответствуют законам объективного мира. Этот постулат кладет рациональность в основание любых явлений. Возникает своего рода «панлогизм», в рамках которого «все действительное разумно, все разумное - действительно».

Универсальная разумность выражена в понятии «Абсолютная идея», специфичном именно для гегелевского идеализма. В отличие от предшествующих вариантов объективного идеализма Платона идея не противопоставлена миру вещей, а воплощена в нем, составляет его стержень. Любое событие (например, чтение данного текста) - это проявление универсальной рациональности, форма, в которой Абсолютная идея осуществляется. Такое понимание действительности позволяет назвать философию Гегеля не только объективным идеализмом, но и идеализмом абсолютным. Идея не только объективна по отношению к субъекту, она воплощена в его сознании и деятельности, более того, она сама для себя является и объектом и субъектом самопознания. Очевидно, что здесь использованы предшествующие наработки Фихте и Шеллинга.

 

Второй особенностью философии Гегеля является его отношение к проблеме противоречия. В отличие от Канта, считавшего противоречия (антиномии) показателем несуверенности разума, его неспособности познать сущность вещей, Гегель трактует противоречие как источник развития знания, необходимый этап на пути движения к истине. На этой основе Гегель создал особый способ понимания действительности и метод мышления — диалектику.

1. Абсолютная идея

 

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел значительно дальше своих знаменитых предшественников.

Основной заслугой Гегеля является разработанные им:

- теория объективного  идеализма;

- всеобщий философский  метод – диалектика.

К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». «Философия права».

В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием: все разумное действительно, а все действительное разумно.

Г. Гегель выводит особое философское понятие – «абсолютную идею» (мировой дух). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способностью творить.

Человек в онтологии Г. Гегеля играет особую роль. Он носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Через человека мировой дух проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; познает себя через познавательную деятельность; творит – в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

· субъективный дух – душа, сознание отдельного человека;

· объективный дух – следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объективного духа является право, нравственность, гражданское общество, государство;

· абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением абсолютного духа являются: искусство, религия, философия.

Величайшая заслуга Г. Гегеля состоит в разработке диалектического метода. Диалектика, по Г. Гегелю, основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: существует определенный тезис, данному тезису всегда находится антитезис – его противоположность. В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития. Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз образуется тезис все более и более высокого уровня. По Г. Гегелю, противоречия являются движущей силой прогресса. Но процесс развития Г. Гегель понимает ограниченно; то есть развиваются идеи, мысли, а не предметы и явления материального мира, поэтому диалектика Г. Гегеля называется идеалистической.

Согласно философии Гегеля, саморазвитие духа (человеческого сознания) проходит три последовательных, прогрессивных этапа: субъективного духа, объективного духа и абсолютного духа.

Субъективный дух – это, по Гегелю, детство человечества, его дикая заря, когда самосознание уже налицо, но грубые и индивидуалистические людские инстинкты проявляются в самой своей эгоистичной форме, не сдерживаясь ни внешними учреждениями, ни даже простым уважением к достоинству и воле других людей.

Когда человек твёрдо усваивает себе, что окружающие его индивиды – столь же духовные существа, как и он, когда мысль об этом побуждает его признать их свободу и их права, наступает, согласно Гегелю, этап объективного духа. Личность приходит теперь к выводу, что самосознание не является её личным индивидуальным свойством, а представляет собой независимое от неё (объективное) начало, которое присуще всем ей подобным. Необходимый итог этого этапа духовного развития – возникновение права, семьи, гражданского общества и государства, а с ними и истории.

Но и этот этап не становится последним. Организованные институты позволяют людям преодолеть детский антиобщественный эгоизм периода дикости, однако они всё же являются принудительной силой, которая в определённой мере сковывают человеческую свободу, накладывает на неё внешнюю узду. Тяга к полной независимости побуждает дух дополнить найденную и созданную им вовне объективность возвратом внутрь себя, но уже не к первоначальным грубым инстинктам, а к более возвышенным чувствам красоты, добра и знания. Этот новый этап, как бы синтетически объединяющий два первых, но в то же время и преодолевающий их оба на большей высоте, и носит в философии Гегеля название абсолютного духа.

Рассмотрим условия возникновения абсолютного духа и его главные проявления – искусство, религию, философию – более подробно.

Великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Портрет работы Я. Шлезингера 

 

Созданное объективным духом моральное здание, которое называется государством, по мнению Гегеля, даже в наиболее совершенной форме, не представляет самой возвышенной сферы духовного движения. Как ни богата страстью и разумностью современная политическая жизнь, она не составляет последнего слова духовной деятельности. Дух стремится еще выше – он желает соединить субъективность и объективность, чтобы стать духом абсолютным.

Свобода, считает Гегель, есть сущность духа, независимость – его жизнь, элемент, без которого он не может обойтись. Дух и свобода – синонимы. Но, несмотря на все противные убеждения политического либерализма, даже самое совершенное государство неспособно дать духу той свободы, к которой он стремится, как птица в клетке. Государство, будь это республика, конституционная монархия или монархия абсолютная, аристократия или демократия, есть всегда государство – могущество внешнее, вооруженное, укрепленное, защищенное, род крепости, в которой дух индивида, отпрыск невидимого и бесконечного, чувствует себя лишенным своего жизненного элемента. Государство, даже самое совершенное, есть вещь земная, одной стороной еще материальная, неизбежная и роковая, как всё, подлежащее чувствам, а дух может подчиняться только духу. Свобода, к которой он стремится, не есть независимость от какой бы то ни было власти, но независимость от всего видимого, внешнего, материального. Не находя в политической жизни того высшего удовлетворения, которого он ищет, он поднимается над нею в свободные области искусства, религии, философии.

Значит ли это, что для того, чтобы подняться выше, чтобы достигнуть свободы и осуществиться во всей своей полноте, абсолютный дух должен разрушить те ступени, по которым он к ней взбирается, уничтожить государство, общество, семью? Гегель отрицает это безоговорочно. Создаваемые абсолютным духом произведения искусства, религиозные учреждения, философские и научные работы возможны только в крепко устроенном государстве и под покровом сильного и твердого правления. Художник, священник, философ так же мало могут обойтись без общества и государства, как царство растительное и царство животное не могут существовать без царства минерального. Притом руководящая мировым развитием Гегель подчёркивает, что абсолютная идея, работает ли она под формой природы или под формой духа, никогда не уничтожает своих созданий. Она их развивает, совершенствует, но даже в том случае, когда сохранение их кажется нам бесполезным, она не касается разрушительной рукой первенцев своей работы. Природа, в которой все кажется бесконечным разрушением и переворотом, отличается максимальным консерватизмом. Царство минеральное продолжает существовать рядом с царством растительным; в недрах животного царства самые элементарные типы, самые грубые опыты существуют наряду с типами самыми совершенными. Создание человека, по сравнению с которым все предыдущие создания имели значение опытов, не уничтожает низших образований. Природа сохраняет их и пользуется ими, как пьедесталом для возвеличивания своего шедевра. Высшие творения не только не влекут за собой гибели созданий предшествовавших, но могут возникать и существовать только в силу существования творений низших. Царство минеральное питает царство растительное, животное живет на счет царства растительного или на счёт низшего животного; наконец, растение и животное питают человека, который не может без них обойтись.

То же самое, полагает Гегель, мы видим относительно природы моральной, духа. Из глубины души встает потребность в свободе; из факта свободы, требуемой всеми, рождается право, собственность, уголовные законы. На прочном основании права зиждутся нравственные учреждения, семья, общество, государство. Все эти ступени развития тесно связаны между собою и существуют лишь одно посредством другого. Допустим невозможное: что кто-нибудь вынет один из фундаментальных камней. Тогда рухнет все здание вселенной. Верхние ярусы этого здания, искусства, науки, философия, религия, предполагают ярусы нижние и их абсолютную устойчивость.

Человек сначала был индивидом (субъективный дух), которого ограничивал прирожденный эгоизм. Затем, выходя из самого себя, узнавая себя в других людях, он вошел в общение с другими, и образовал общество, государство (объективный дух). Наконец (и это последняя стадия его развития) он возвращается в самого себя, он открывает в глубине своего существа тройной идеал прекрасного, божественного, истинного, и в обладании этим идеалом он находит ту высшую независимость, к которой он стремится, абсолютную свободу от видимого мира и его оков. Это – ступень абсолютного духа. Идеал прекрасного, божественного, истинного и выражают, по Гегелю, искусство, религия и философия.

Научившись понимать мир, человек на этапе абсолютного духа от него освобождается. Природа и её таинственные силы, социальный порядок, государство, все, что еще недавно являлось для него с характером неумолимого рока, начинает видеться ему совершенно в ином свете, лишь только он прозревает в них то, что они на самом деле. В природе и её эволюциях он узнает продукты духа; в социальных и политических учреждениях – дело духа. Из глубины духа, то есть из каждой индивидуальной души вышли и понятие о праве, и потребность в семейной жизни, и нравственные учреждения, основанием которым служит семья. Авторитет, который налагается на нас под формой Государства, авторитет, который кажется нам суровым, жестоким, неумолимым, когда мы еще не возвысились до понимания вещей, получает начало в индивидуальной жизни и её нуждах, т. е. в нас самих. Он – только внешнее воспроизведение, отражение того морального авторитета, который живет в нас самих. Закон, который управляет нами извне, есть, по Гегелю, лишь отголосок закона, написанного в нашем духе. Внешние власти, которые над нами господствуют, – только органы того могущества, которое царит в нас, органы сознания и разума, подобно тому как внешняя, материальная природа – только бесконечно увеличенный образ логики той духовной природы, которая лежит в нас. Перед лицом оригинала, пишет Гегель, мы чувствуем себя связанными, но не рабами, ибо то могущество, которое господствует над нами изнутри нас самих, как ни отлично оно от наших произвольных желаний, составляет нераздельную часть, бессмертную субстанцию нашего собственного существа. Лишь только абсолютный дух осознал, что природа, закон, право, государство – все это он сам, только под другой формой, что внешние границы – то же самое, что он находит в себе, как эти границы тотчас перестают быть границами; они как бы рушатся. Разум уже не знает иной границы, кроме самого себя, ибо в нас и вне нас все является разумным существом.

На ступени абсолютного духа Я и Вселенная сливаются в бесконечном объятии.

В искусстве, утверждает Гегель, абсолютный дух заранее торжествует победу над внешним миром, которую для него уготовляет наука. Во вдохновении художника мысль и её объект, человеческая душа и бесконечное образуют одно нераздельное целое. Художник отождествляется с объектом своих мыслей до такой степени, что приходит к самозабвению, самоуничтожению, живет лишь чисто объективной жизнью. Он более себе не принадлежит; для него исчезают бедствия и страдания существования, небо спускается в его душу, душа его улетает на небо. Гений искусства есть Божие дыхание, afflatus divinus.

Религия, вторая ступень восхождения абсолютного духа к Богу, согласно Гегелю, восстаёт против преждевременного пантеизма художественной жизни, показывая нам в Боге отличное от нас Существо – бесконечное, трансцендентное, сверхъестественное, которого человеческий гений не в состоянии достичь. Провозглашая дуализм идеального и реального, божественного и человеческого, бесконечного и конечного, религия является с виду как бы возвратом абсолютного духа под внешнее и материальное ярмо. Но в сущности, она – только необходимый кризис, борьба между духом конечным и духом бесконечным, подобная борьбе Иакова с Господом. В этой борьбе абсолютный дух развивает свои силы и, в итоге, возвышается к тому Богу, в объятиях которого он борется. Религия есть столь необходимый фазис в человеческом развитии, что в наиболее совершенной своей форме, христианстве, она сама в Иисусе Христе провозглашает единство, конечного и бесконечного, Бога и Человека, и, таким образом, сама приготовляет высшее развитие духа – философию, науку.

Информация о работе Система объективного идеализма Гегеля