Пантеизм Джордано Бруно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:15, реферат

Описание работы

Заслуга Джордано Бруно состоит в развитии философского аспекта теории Коперника. Он отказывается от позиции своего предшественника, согласно которой Солнце представляет собой абсолютный центр Вселенной. Такого центра, по мнению Бруно, вообще нет. Любая планета (и даже любое космическое тело) может быть истолкована наблюдателем, находящимся на ней, как центр Вселенной. Солнце лишь относительный центр, т. е. центр нашей планетной системы. То, что раньше представлялось Аристотелю, Птолемею, Копернику и схоластам последней замыкающей сферой неподвижных звезд, является солнцами других, удаленных от нас на колоссальные расстояния миров.

Файлы: 1 файл

НИУ.docx

— 44.06 Кб (Скачать файл)

3. "...земля  изменит со временем центр  тяжести и положение свое к  полюсу".

4. Неподвижные  звезды суть также солнца.

5. Вокруг  этих звезд вращаются, описывая  правильные круги или эллипсы,  бесчисленные планеты, для нас,  конечно, невидимые вследствие  большого расстояния.

6. Кометы  представляют лишь особый род  планет.

7. Миры  и даже системы их постоянно  изменяются и, как таковые,  они имеют начало и конец;  вечной пребудет лишь лежащая  в основе их творческая энергия,  вечной останется только присущая  каждому атому внутренняя сила, сочетание же их постоянно  изменяется.

 

В 1584 году он публикует диалог «Изгнание торжествующего зверя», в котором проповедуется  скорое пришествие или точнее, возрождение  магической религии египтян.

Цитату: «Вот, значит, никогда не обоготворялись сами по себе крокодилы, петухи, лук, репа, но боги и божество в крокодилах, петухах и прочем; божество, которое с течением времени, от места к месту, постепенно, то тут то там, проявлялось, проявляется и будет проявляться в различных предметах, хотя бы они и были смертны: египтяне смотрели на божество, как на близкое и дружественное им, а не как на высшее, заключённое в себе самом, не пребывающее в сотворённых вещах. Смотри же, как простое божество, которое находится во всех вещах, плодоносная природа, мать хранительница вселенной сообразно различным своим проявлениям отображается в различных предметах и принимает различные имена. Смотри, как к ней единой, различным образом должно восходить, приобщаясь к различным дарам: иначе напрасно будешь черпать воду сетями и ловить рыбу лопатой.

Для всего  этого, конечно, необходимы та мудрость и суждение, то искусство, деятельность и пользование духовным светом, каковые  духовное солнце открывает миру в  иные времена больше, в иные –  меньше. Вот этот обряд и называется Магией, и поскольку занимается сверхъестественными  началами, она – божественна, а  поскольку наблюдением природы, доискиваясь до её тайн, она –  естественна, срединной и математической называется, поскольку исследует  силы и способности души…»

Здесь Бруно, отбрасывая попытки Фичино примирить христианство и магию, безоговорочно возвращается к её языческим истокам. И далее он уповает на то, что великолепная магическая религия египтян вернётся, их нравственные установления придут на смену хаоса нынешнего века, пророчества исполнятся.

Для правильного понимания творчества Бруно и роли в нем идеи множественности  миров важно учитывать то, что  Бруно не был ученым, хотя и затрагивал в своих сочинениях научные проблемы. Он плохо разбирался в астрономии и математике, а как философ-логик  значительно уступал своему учителю - Николаю Кузанскому. Тем не менее, Бруно лучше многих современников  чувствовал динамизм своей эпохи, ее устремленность к радикально новому, ее, по словам Гегеля, "одержимость  бесконечностью". Свое ощущение эпохи Бруно попытался выразить в философско-религиозном учении, которое он называл "героическим энтузиазмом", "философией рассвета" и т. п. Это учение должно было, по-видимому, прийти на смену христианству, чтобы способствовать преодолению разногласия между протестантами и католиками, а также, чтобы включить в себя идеи коперниканство, бесконечности Вселенной и, самое главное, нового человека, способного рассекать ограничивающий его волю и разум "кристалл небес".

Бруно допускал, что душа может  свободно перемещаться из одного мира в другой. Такое предположение  радикально противоречило христианской догматике, отводившей для души особое, внемировое пространство "того света", но зато оно было необходимо Бруно для установления принципиально возможной связи с иными мирами, отделенными, по Бруно, от нашего только пространственным барьером. Таким образом, бруновское учение о множественности миров затрагивало святая святых христианской веры, и именно поэтому следователи настойчиво предлагали Бруно отказаться от еретических взглядов, будто душа человека подобна не аристотелевской форме (неотделимой телесным образом от материи), а кормчему на корабле. Бруно отказался это сделать, потому что именно такая душа была необходима ему для связи с иными мирами, образующими, по мысли философа, некоторую целостность, аналогичную организму. В число важнейших составляющих философии Бруно входил гилозоизм - учение, отождествляющее "живое" и "сущее" и, в частности, рассматривающее Космос как живой организм. Понятно, что такой душе уже не нужна прежняя церковь (как посредник между принципиально различными земным и небесным мирами), однако самой церкви вряд ли могла понравиться перспектива лишиться человеческих душ, а вместе с ними и прихожан. Гораздо проще было навсегда расстаться с одним из них.

Фундаментальная новация Бруно  состояла во введении в религию идеи прогресса, т. е. представления о  том, что с ходом времени происходит не деградация некоего "золотого века", истинной мудрости, подлинной святости и т. п., а наоборот, приумножение и совершенствование знаний, включая  знание о Боге. "Современная мудрость превосходит мудрость древних", - писал Бруно в книге "Пир  на пепле". Тем самым он обнаруживал  в истории необратимое развитие и экстраполировал его на иные миры, многие из которых могли уйти в своей эволюции дальше Земли.

 

 

    1. Заключение

Единство и бесконечность мира, его несотворимость и неуничтожимость – таковы исходные посылки философии итальянского мыслителя Джордано Бруно. На этом базируется его космологическое представление. Развивая идеи Кузанского, Бруно доказывал, что любое небесное светило можно рассматривать в качестве центра мироздания потому, что он находится повсюду и - нигде, то есть обосновывал идею бесконечности Вселенной.

Бруно открыто порывает с теоцентрической  концепцией устройства мироздания. По его мнению, движущаяся вокруг своей  оси и вокруг Солнца Земля –  лишь ничтожная пылинка в беспредельном  мироздании. Земля не может быть центром Космоса, потому, что в  мире вообще нет ни центра, ни границы. Понятие «вверх», «низ» и им подобные применимы лишь к отдельным, ограниченным и временным системам, но не к  Космосу, вечному и бесконечному.

« В безмерном лоне бесконечной  Вселенной возникают, развиваются, уничтожаются и снова рождаются  бесчисленные миры. Наша Солнечная система – лишь одна из бесчисленного множества других, подобных систем.» «Существуют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц, подобно тому, как наши семь планет кружатся вокруг Солнца» - писал Джордано Бруно в книге « О бесконечности, вселенных и мирах.» Так идеи Джордано Бруно и его предшественников Николая Кузанского и Коперника заложили основы для развития философии и естествознания Нового времени.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.Чанышев А.Н. курс лекций  по древней и средневековой  философии

2.Философия под редакцией  Кохановского

3.Канке В.А. Философия

4. http://aspirantura.ws/Panteizm-Kuzanskogo-i-Bruno.htm

5. http://intencia.ru/Pages-view-312.html


Информация о работе Пантеизм Джордано Бруно