Особенности социализации молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2017 в 23:21, реферат

Описание работы

В отношении процесса социализации, молодёжь нельзя рассматривать как пассивное отражение действительности, своеобразное зеркало социальных условий и взаимодействий. Такое понимание роли молодёжи было бы примитивным, так как задача сводилась бы к выработке механизмов адаптации, конформизма, исполнительского послушания, повторения в каждом новом поколении одних и тех же свойств. Это исключало бы прогресс, движение вперёд, поэтому столь важно развивать в молодом человеке чувство нового, инициативу, творчество.

Файлы: 1 файл

esse_Bauer.docx

— 28.80 Кб (Скачать файл)

Особенности социализации молодежи

В отношении процесса социализации, молодёжь нельзя рассматривать как пассивное отражение действительности, своеобразное зеркало социальных условий и взаимодействий. Такое понимание роли молодёжи было бы примитивным, так как задача сводилась бы к выработке механизмов адаптации, конформизма, исполнительского послушания, повторения в каждом новом поколении одних и тех же свойств. Это исключало бы прогресс, движение вперёд, поэтому столь важно развивать в молодом человеке чувство нового, инициативу, творчество. Исходя из этого, следует охарактеризовать некоторые особенности социализации молодёжи, которые обусловлены её переходным статусом.                                                                 Основная особенность социализации молодых людей состоит в том, что на этапе молодости завершается первичная и начинается вторичная социализация. Индивид начинает осваивать нормы и ценности социального окружения с учетом того, что он успел воспринять на этапе первичной социализации. Молодой человек ориентируется уже не столько на конкретных «других», сколько на обобщенного «другого», либо отождествляя себя с ним, либо противопоставляя себя ему. На этом этапе часто возникает проблема согласованности между первоначальными социальными адаптациями и интернализациями, поскольку в ранней юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность. Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе.

К особенностям социализации молодежи относится также большая значимость так называемых барьеров перехода – границ между различными этапами жизни или жизненными ситуациями. Преодолевать такого рода барьеры помогают так называемые ритуалы перехода (термин, введенный А. ван Геннепом) – институционализированная и формализованная система коллективных действий, принятая в данной культуре. Ван Геннеп сконструировал универсальную модель таких ритуалов, которая состоит из трех этапов: фаза отделения от группы, пограничная фаза и фаза реинтеграции. Выражением таких ритуалов в традиционных обществах являются обряды инициации, которые в той или иной степени существуют и в современных обществах.

Существенным отличием социализации молодежи от социализации ребенка является то, что на этом этапе более существенную роль играют так называемые агенты вторичной социализации.

Рассматривая социализацию молодежи, как сложный и многосторонний процесс, А.И. Ковалева предлагает несколько критериев для ее классификации. Во-первых, по критерию, отражающему условия осуществления социализационного процесса, можно выделить его следующие типы: естественный, примитивный, сословный, единообразный, регламентированный, патерналистский, конформистский, гуманистический, моносоциокультурный, полисоциокультурный. Во-вторых, содержание социализационного процесса, позволяющее различить следующие его типы: познавательный, профессиональный, правовой, политический, трудовой, экономический и др., фактически, соответствующие основным типам человеческой деятельности. В-третьих, критерий, связанный с результативностью социализации дает возможность выделить успешную, кризисную, отклоняющуюся, принудительную, реабилитационную, преждевременную, ускоренную, запаздывающую социализацию.

К основным факторам социализации молодежи, определяющим ее ход и результативность, следует отнести:

- характер и особенности  социального контроля в обществе  и группе. На характер социального  контроля влияют: соотношение формальных  и неформальных регуляторов, обязательность  или необязательность следования социальным (в том числе, правовым) нормам, неотвратимость санкций за их нарушение, плотность социального контроля и т.д.;

- степень согласования  или рассогласования между микрогрупповыми и макрогрупповыми ценностями и нормами, степень гетерогенности, субкультурности общества и окружения индивида;

- особенности системы  образования, сосредоточенность ее  только на обучении или на  воспитании, в том числе идеологическом, индивида;

- особенности семейно-демографической  ситуации в обществе, наличие  конфликта поколений либо относительно  сбалансированное взаимодействие  различных когорт; наличие в обществе  эйджизма;

- дискретность, прерывность  линейного развития общества, кризисы  в его развитии;

- экономическая ситуация  в обществе, востребованность молодежи  на рынке труда;

- политическая ситуация  в обществе, распространение экстремистских  настроений и практик;

- информационная политика  государства и характер деятельности  СМИ, их сосредоточенность на  определенных темах; степень многообразия  источников информации и др. Значимость  СМИ в процессе социализации  обусловлена тем, что они являются  не только каналами распространения  норм и ценностей. Они также  способны уводить массовое сознание  от реальных проблем, замещая  их ложными, концентрировать внимание  массовой аудитории на определенном  круге явлений, навязывать оценки  и установки и др;

- характер референтных групп – тех, которые являются для молодежи образцом для подражания.


 

Военно- политическая безопасность

Опасность как способ существования социальной системы, обычно становится основанием для разрушения целостности, устойчивости и жизнеспособности общества. Интегральность категории социальной безопасности предполагает учет всего многообразия видов безопасности и угроз, формирующихся в различных сферах общественной жизни и подрывающих основы стабильного и безопасного функционирования общества.

Здесь  мы рассматриваем военно-политическая безопасность, актуальность которой в свете украинских событий и сформировавшейся международной ситуации в их ключе для России представляется, безусловно, высокой.

Поскольку военная безопасность обеспечивается, прежде всего, политикой безопасности государства, механизмами политического контроля и политической воли, отражаясь в уровне обороноспособности страны (отсюда и распространенный ранее в науке термин оборонная безопасность), а также выступает фундаментом стабильности сложившейся политической системы, мы считаем    оправданным  употреблять      термин «военно-политическая»

безопасность как значительно расширяющий и углубляющий возможности научной рефлексии в области обеспечения стабильности и функциональности социально-политической системы. Эффект синергии военного и политического, заложенный в данном понятии, позволяет выйти за пределы сугубо политологического или военного анализа проблемы безопасности и на уровне социологической рефлексии создать комплексное представление о месте военно-политической безопасности в системе обеспечения социальной безопасности государства и общества.

С.А. Проскурин пишет, что сама по себе военная безопасность не является самодостаточной характеристикой и критерием, позволяющим дать однозначное заключение об уровне безопасности страны, и без учета интересов безопасности личности и общества она вырождается в фикцию и, в конечном итоге, может превратиться в собственную противоположность [4]. Этот ученый, опираясь на опыт нашей страны, на протяжении десятилетий направляющей колоссальные усилия на укрепление военной безопасности за счет населения, его экономического благосостояния, полагает, что военная безопасность должна рассматриваться не как цель, а лишь как средство. Рассматривая военную безопасность как элемент национальной безопасности, С.А. Проскурин считает, что военная безопасность характеризует способность страны и ее вооруженных сил противодействовать или препятствовать нанесению ущерба ее национальной безопасности средствами вооруженного насилия, и в этом заключается ее основная специфика [5].

Ключевым инструментом обеспечения военной безопасности выступают военные ресурсы, военная сила, даже с учетом необязательности применениях этих ресурсов. Само наличие военных ресурсов, военной силы составляет уровень военной безопасности государства, но, с другой стороны, это можно расценивать и как уровень военной опасности общества, которое для обеспечения своей безопасности вынуждено наращивать военную мощь, хотя могло бы направлять ресурсы, выделяемые на развитие военной сферы, на развитие социальной сферы. Однако концепция развития человеческой цивилизации, незначительно меняющаяся на протяжении веков, не позволяет обществам и государствам отказаться от необходимости обеспечивать свою военную безопасность, которая в рамках современной          логики цивилизационного развития и грядущих цивилизационных столкновений начинает приобретать значение гарантирующей национальную безопасность общества и государства.

Таким образом, важнейшим фактором обеспечения национальных интересов, а также регулирования международных отношений (как и внутригосударственных) в современную эпоху, как и ранее, приобретает военная сила как основа военной безопасности общества и государства. И в теоретическом, и в практическом плане военная безопасность основывается на политических механизмах государственного управления, на доктринальных и концептуальных установках того или иного государства. На этом основании военная безопасность, как никакая другая, связана с политикой, что позволяет, на наш взгляд, использовать концепт «военно-политическая безопасность» как наиболее     адекватно     отражающий     сущность     международных     отношений и противостояния интересов государств и народов, аккумулирующихся, прежде всего, на уровне международной политической коммуникации.

В мире, не научившемся выживать и развиваться в формате мирных отношений как базовой идеологии, не предполагающей скрытое или открытое наращивание военных ресурсов, гарантом военно-политической стабильности и безопасности выступает система военно-политических союзов, организаций, играющих роль политического сдерживания или регулирования военно-политических конфликтов, но события последних десятилетий, в том числе и украинские, демонстрируют кризис такой системы обеспечения военно-политической безопасности мирового сообщества, поскольку нарушаются основные принципы, некогда заложенные по окончании Второй мировой войны в систему обеспечения международной безопасности. Системность этих нарушений и некритическое восприятие такой ситуации со стороны определяющей фон международных отношений коалиции государств становится основанием для актуализации проблемы военной безопасности во всех странах и, соответственно, поводом для наращивания военной силы.

Это само по себе следует расценивать как угрозу социальной безопасности как безопасности функционирования социальной системы, как на глобальном, т.е. цивилизационном уровне, так и локальном, региональном, когда речь идет об отдельных государствах и обществах, чьи национальные интересы подвергаются, прежде всего, внешним угрозам, хотя внутренние военно-политические риски порой могут стать более угрожающими для стабильности общества, обрекающего себя на самоуничтожение в результате применения военных ресурсов против своих же сограждан. Гражданская война на долгие и долгие века сохраняется в исторической памяти народа и не может быть оправдана никакими благими целями и идеями. В этой связи доминантной целью военно-политической безопасности, которая структурно подразделяется на внешнюю и внутреннюю, должно выступать недопущение появления и развития внутренних военных конфликтов.

Итак, в завершение подчеркнем, что задача обеспечения безопасности становится ключевой во многих программных проектах развития государств, мирового сообщества. Сама идеология безопасности предполагает осознание важности общественного осознания опасностей и угроз, их восприятия индивидами, социальными группами, без которой безопасное общественное воспроизводство немыслимо.

Идеология безопасности должна стать ориентиром для всего мирового сообщества, чтобы выйти на иной уровень социокультурного развития, преодолев кризисные явления чувственной культурной системы, с который П.А. Сорокин связывал кризис европейского общества [8], распространение идеологии и практики насилия, жестокости, торжества потребления над созиданием, бездушия над духовностью, обосновывая необходимость перехода к идеалистической культурной суперсистеме как цивилизационной перспективе человечества на пути к качественному обновлению и выходу из глубочайшего духовного кризиса, который, как становится очевидным, поразил и российское общество [9].

 


Информация о работе Особенности социализации молодежи