Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:49, курсовая работа
Становление собственной греческой философии происходит в 7 в до н.э. Это столетие ознаменовано важными революционными процессами, переменами. В это время появляются выдающиеся мыслители, законодатели, художники, которые в своей деятельности выражали интересы нового общества. К ионийской философии относят Милетская школу, а вернее трёх философов: Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, близких друг к другу не только происхождением из одного города, но и тематикой своих изысканий, оставляя в стороне их идейных последователей, развивавших их мысли в более позднее время на уже более значительном уровне развития философии.
Вступление. Зарождение философии.
Милетская школа.
Фалес.
Анаксимандр.
Анаксимен.
Заключение.
Федеральное
государственное
Высшего профессионального образования
«Северо-Западная
академия государственной службы»
кафедра
философии
КУРСОВАЯ
РАБОТА
студента
3 курса
специальность «Юриспруденция»
Натурфилософия.
Милетская школа философии
Преподаватель
Санкт-Петебург
2010
год
Содержание
План………………………………………………………
План
Философия, как и наука, начинается тогда, когда люди начинают задавать себе общие вопросы. Первыми людьми, проявившими такой вид любопытства, были греки. Философия и наука, какими мы знаем их сейчас, — изобретение греков. Расцвет греческой цивилизации, которая породила этот взрыв интеллектуальной активности, — одно из самых захватывающих событий в истории. Ничего подобного не происходило ни до, ни после этого. За короткий отрезок времени — в два века — в области искусства, литературы, науки и философии греки явили на свет изумляющий поток шедевров, которые установили основные стандарты для западной цивилизации.
Первая
школа ученых-философов
Становление
собственной греческой
Вместе
со стихийным материализмом в
мышлении этих философов проявляется
и “наивная” диалектика, с помощью
понятийных средств которой они стремятся
постичь мир в динамике его развития и
перемен. На основной вопрос предшествующей
космогонии о первопричине мира они давали,
в отличие от всех мифологических концепций,
вполне материалистический ответ, хотя
еще и наивный.
Милетская школа важна не своими достижениями, а своими исканиями. Эта шкала была вызвана к существованию благодаря контакту греческого духа с Вавилонией и Египтом. Милет был богатым торговым городом; благодаря сношениям Милета со многими народами первобытные предрассудки и суеверия в этом городе были ослаблены. До того как Иония была в начале пятого века до нашей эры покорена Дарием, она в культурном отношении являлась важнейшей частью эллинского мира. Религиозное движение, связанное с Вакхом и Орфеем, почти не затронуло её; её религия была олимпийской, но она, по-видимому, не принималась всерьез. Философские построения Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена следует рассматривать как научны е гипотезы, и они редко испытывают на себе какие-либо неуместные влияния тропоморфных стремлений и нравственных идей. Поставленные ими вопросы заслуживали внимания, и их смелость воодушевила последующих исследователей.
Первый из милетских философов был Фалес из Милета. Он жил приблизительно в 640-562 гг. до н.э. Происходил из богатой семьи и помимо теоретических исследований занимался торговлей и политической деятельностью. Приобрел огромные знания и множество сведений в различных теоретических и практических областях человеческой деятельности. Это стало возможным благодаря развитию Милета. Сам Фалес много путешествовал и собирал все доступные сведения и знания.
Фалес, занимавшийся, помимо философских размышлений, астрономией и геометрией, гидроинженер и толковый политик, считался одним из умнейших людей Древней Греции. Его имя неизменно упоминалось в списке семи величайших мудрецов древности, он был замечательным человеком, получившим заслуженное признание среди своих современников и потомков, имя которого не затерялось в толще веков и известно до наших дней. С него начинается история древнегреческой и европейской философии.
Фалес не отрицал принятую систему религиозных верований, происхождения богов, он попросту их почти не касался в своих исследованиях. Его интересовал другой, более конкретный и приземлённый вопрос – из чего сделаны и состоят все существующие предметы. Не противореча теологам, он занялся исследованиями в совершенно другой области – изучением не богов, а природы. Поэтому Аристотель дал Фалесу и его последователям определение «фисиологов», исследователей природы. На смену еретикам приходят учёные, которые пытаются изменить не религиозную, а научную картину мира. Стремление осмыслить окружающий мир, дать всему разумное объяснение становится началом конца мифологического сознания. Такова была первая причина рождения философии.
Плутарх приводит следующие оригинальные высказывания Фалеса: "Что прекраснее всего? - Мир, ибо все, что прекрасно устроено, является его частью. Что мудрее всего? - Время, оно породило одно и породит другое. Что обще всем? - Надежда: ее имеют и те, у кого нет ничего другого. Что полезнее всего? - Добродетель, ибо благодаря ей все иное может найти применение и стать полезным. Что самое вредное? - Порок, ибо в его присутствии портится почти все. Что сильнее всего? - Необходимость, ибо она непреодолима. Что самое легкое? - То, что соответствует природе, ибо даже наслаждения часто утомляют"2.
Итак, оставив мир богов на рассмотрение «теологам», Фалес первым из греческих мыслителей обратился к миру природы. Он первым задал вопрос «что есть всё?», стоявший в центре изысканий философов милетской школы и которому уделяли большое внимание и позднейшие исследователи. Изучая природу, философы из Милета выдвинули две основополагающие идеи, лёгшие в основу их учений. А именно: из чего всё произошло и что составляет сущность бытия.
Кроме воды Фалес признавал, по-видимому, еще иной принцип, который, однако, по всей вероятности, отождествлял с водой. Фалес говорил, что Бог есть разум мира, что всё одушевлено и преисполнено демонов. Божественная сила проникает через первичную влажность, приводя её в движение. Этот мировой разум Фалес называл также необходимостью, которая правит всем. На душу Фалес смотрел как на начало вечно движущееся и самодвижущееся. Душу Фалес приписывал и магниту, так как он притягивает железо. Фалеса обыкновенно называют гилозоистом — и действительно, нельзя отвергать положительного указания Аристотеля о том, что первые «физиологи» отожествляли материю с движущим началом. Поэтому милетский философ был причислен Аристотелем к тем, кто видел "в материи единое начало всего"3. Отсюда следует заключить, что мировой разум или необходимость есть начало, не отличающееся от воды. По всей вероятности, Фалес придерживался тех общих воззрений, которые встречаются у первых ионийских философов, а именно, что мир периодически возникает из первоначала и вновь в него возвращается; но указаний относительно пути, которым, по его мнению, совершается это мирообразование, мы не имеем. Интерес философии Фалеса заключается в том, что в ней мы имеем зачатки философской рефлексии о физическом мире; трудность её изучения состоит в том, что легко приписать Фалесу мысли, свойственные вообще первому периоду греческой и в особенности ионийской философии.
Фалес был близко знаком с египетской астрономией, из которой и заимствовал все свои астрономические знания, представлявшие ему систему мира в следующем виде. В середине шарообразного космоса, или вселенной, находится также имеющая шарообразный вид земля, около которой движутся солнце, луна и звезды, совершая полные обороты в течение суток. Из этих светил первые два делают на небесном своде ещё и особенные обороты: солнце в течение года, состоящего из 365 суток, а луна в течение месяца. Представляемый годовым оборотом путь солнца на небесном своде, или эклиптика, пересекает экватор под острым углом и касается обоих поворотных кругов. Периоды времени движения солнца от одной точки поворота до другой неравны. На небесном своде существуют пять кругов, или поясов: первый — всегда видимый северный, или арктический круг, второй — летний поворотный круг, третий — равноденственный круг, четвертый — зимний поворотный круг, пятый — всегда невидимый антарктический круг. Луна, имеющая одинаковую природу с землёй, освещается солнцем. Затмения солнца происходят тогда, когда луна проходит прямо перед солнцем; а затмение луны тогда, когда она входит в тень земли. Хорошо ознакомившийся во время своих путешествий в Египет с финикийским мореплаванием, Фалес заимствовал из него введённое им затем в греческое мореплавание пользование при определении северного направления созведием Малой Медведицы вместо употребляемого ранее для той же цели созвездия Большой Медведицы. Фалесу приписывается составление двух астрономических сочинений, написанных по обычаям эпохи в стихотворной форме. Из них одним, по свидетельству Диогена Лаерция, было «О поворотах солнца и равноденствии», а другим, по Суидасу, трактат о небесных явлениях вообще.
Большое
значение имеет то обстоятельство,
что положения Фалеса не превратились
в догму, в которую можно верить или
не верить, а послужили началом дискуссии
о первооснове мира. Критическое отношение
к чужим мнениям, желание пропустить их
через призму собственного сознания –
большое достижение греческой философии.
Первым спорщиком стал ученик и друг Фалеса
Анаксимандр. Многие положения его учителя
не могли его устроить, он их переосмыслил
и первым.
Этот выдающийся и влиятельный мыслитель был соотечественником Фалеса, и воззрения последнего не могли остаться ему неизвестными, даже если Фалес и не был его учителем в узком смысле слова. Он родился в 610/09 г. до н.э. и умер вскоре после 547/46 г. Выдаваясь среди своих соплеменников своими математическими и географическими знаниями, он продолжил в самостоятельных исследованиях начатые Фалесом космологические изыскания; свои выводы он изложил в самостоятельном, уже рано потерянном сочинении, и он является древнейшим греческим прозаиком и первым философским писателем.
Информация о работе Натурфилософия. Милетская школа философии