Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2010 в 19:12, Не определен
(на примере идентичности казанских татар)
В настоящее время мировое пространство в силу трансформации общественно-политической жизни, изменений, вызванных научно-техническим прогрессом, находится в статусе глобализирующегося. Вслед за У. Беком, мы рассматриваем глобализацию как унификацию мира, а сопровождаются превращением мира в «глобальную деревню», стиранием этнических различий, потерей этнокультурной специфичности. Наша страна, с одной стороны, включаясь в эти процессы, испытывает на себе унифицирующее влияние глобализации. С другой стороны, историческое наследство СССР, с проводившейся политикой формирования нации «советских людей», и последовавший за ним крах режима, приведший к системному кризису, привносит свою специфику. Первые постсоветские годы сопровождались ростом этнического самосознания бывших граждан советской империи. Этнические группы, с одной стороны, освободившись от гнета идеологии, а, с другой, в условиях кризисной ситуации, связанной с потерей прежних идентичностей во весь голос смогли говорить о своей этнической специфичности. Многие исследователи постсоветского периода отмечают актуализацию региональной самоидентификации граждан России.
Национальный язык как инструмент реконструкции этнической идентичности (на примере идентичности казанских татар)
В настоящее время мировое пространство в силу трансформации общественно-политической жизни, изменений, вызванных научно-техническим прогрессом, находится в статусе глобализирующегося. Вслед за У. Беком, мы рассматриваем глобализацию как унификацию мира, а сопровождаются превращением мира в «глобальную деревню», стиранием этнических различий, потерей этнокультурной специфичности. Наша страна, с одной стороны, включаясь в эти процессы, испытывает на себе унифицирующее влияние глобализации. С другой стороны, историческое наследство СССР, с проводившейся политикой формирования нации «советских людей», и последовавший за ним крах режима, приведший к системному кризису, привносит свою специфику. Первые постсоветские годы сопровождались ростом этнического самосознания бывших граждан советской империи. Этнические группы, с одной стороны, освободившись от гнета идеологии, а, с другой, в условиях кризисной ситуации, связанной с потерей прежних идентичностей во весь голос смогли говорить о своей этнической специфичности. Многие исследователи постсоветского периода отмечают актуализацию региональной самоидентификации граждан России. Этот процесс, наметившийся в условиях кризиса общероссийской идентичности 1990-х, происходит за счет ревитализации традиционных и формирования новых региональных мифов. Значимой характеристикой данного процесса, по мнению Б,В,Грызлова, был его этнический характер. Регионализация пионерами которой стали крупные национальные республики РФ – Татарстан и Башкортостан, на взгляд исследователя, носила неконтролируемый характер, и стала «важным фактором усиления неоднородности, фрагментированности российского политического пространства».
На данный момент, наша страна,
оправившись от социальных
Согласно подобным идеям, как
этнос, так и нация – есть
сообщество, основное на действиях
людей, направленных на его
социальное воспроизводство,
Рассуждая о роли языка и
традиций в воспроизводстве
В означенном контексте мы
предлагаем рассматривать
Значимым символом, не только конструирующим идентичность, но и очерчивающим круг этнических своих, является татарский язык, на котором идут фильмы. Это основной способ выделения смысловой аудитории, и одновременно, конструирования нации, осуществляемый посредством фильмов. Именно так происходит популяризация национального языка в широких слоях общественности. Все фильмы, несмотря на репрезентацию разного художественного времени, рассказывают историю татар, используя при этом одинаковые образы. Так, фильм «Зулеха» историчен, воспроизводя традиции татар, детально прорисованные в достаточно длинных эпизодах, он одновременно создает визуальную историю народа, репрезентируя его «коллективную память», связанную с завоеванием Казани и ассимиляцией татар. «Куктау» - художественный образ этнической родины, созданный благодаря демонстрации судеб отдельных людей. Фильм «Курбан» носит религиозный подтекст, демонстрируя суть праздника, подробно иллюстрируя возможный пути обращения к религии, знакомя аудиторию с мусульманскими обрядами. Все три фильма воспроизводят похожий социальный порядок бытия, выраженный посредством демонстрации уважения к хазрату/имаму, почитания старших и мужа (для женщин). Четко разделены сферы мужского, как сферы публичного, и женского – приватного. Во всех фильмах жена изображена как человек, заботящийся о детях, хозяйстве, доме. Общим моментом является воспроизводство татарскости посредством неотрадиционного обращения к корням, умышленной фольклоризации, работающей на формирование представления об общем историческом прошлом, а в итоге на фабрикацию национальной идентичности.
Таким образом, национальный
Данный опыт представляется
Литература:
Бек У. «Что такое глобализация?» - М.: Прогресс – Традиция, 2001. С.87.
Сурова Е. «Глобальная эпоха: полифония идентичностей» - СПБ.: «Осипов», 2005.С.3
Марк-Люэн М. «Понимание медиа» - М.: «Кучково поле», 2003.
Грызлов Б. В. Национальное единство как условие успешного перехода к демократии // философские науки, №1, 2007. С. 5-19.
Бауман З. Мыслить социологически. М.: аспект-пресс. 1996. С. 179.
Подробнее об историко-мифологическом конструировании нации см. например: Ильхамов А. Постсоветская этнография, мифотворчество и власть // Ab Imperio, №4, 2005. С. 327-336.
О роли этнографии и этнографических музеев в конструировании нации на примере СССР см. Hirsch F. Getting to Know “The peoples of the USSR”: Ethnographic Exhibits as Soviet Virtual Tourism, 1923-1934// Slavic Review vol. 62, num. 4, winter 2003. P. 683-709.
Шнирельман В. А. Этногенез и идентичность: националистические мифологии современной России // ЭО 2003, №4. С. 3-14
Малахов В. Символическое производство этничности и конфликт // Язык и этнический конфликт / под. ред. М. Брилл Олкотт и И. Семенова. М.: Гендальф, 2001.
Дробижева Л. Возможность либерального этнонационализма // Реальность этнических мифов вып. 3. / под. ред. М.Брилл Олкотт и И. Семенова. М.: Гендальф, 2000. С. 77-94.
Алишина Х. Как нам сохранить язык сибирских татар? // дост. по: http:// files/ alishina-92. htm (13.04.08)
Информация о работе Национальный язык как инструмент реконструкции этнической идентичности