Метапсихология Зигмунда Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 21:10, Не определен

Описание работы

Создав первоначально новый психотерапевтический метод лечения психонервных заболеваний – психоанализ. Профессор Зигмунд Фрейд (1856-1939) развил идеи этого метода в своих работах.
Основные идеи психоанализа – сознательное и бессознательное. Много работ посвящено бессознательному. Бессознательное - особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека. Получается что эту идею психоанализа должна изучать метапсихология. Однако сам термин не так прост.

Файлы: 1 файл

Метапсихология Зигмунда Фрейда.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

    Термин "метапсихология" иногда встречается  в письмах Фрейда В. Флиссу. Это  слово выражает своеобразие фрейдовской  попытки построения психологии, ведущей, в отличие от традиционных психологии сознания, "по ту сторону сознания". Нельзя не отметить аналогию между терминами "метапсихология" и "метафизика" - у Фрейда, по-видимому, преднамеренную. Ведь о своем философском призвании он писал: "Я надеюсь, что ты со вниманием отнесешься к некоторым метапсихологическим проблемам. В молодости я стремился лишь к философскому познанию, и теперь я могу, переходя от медицины к психологии, приблизиться к этой цели" [5]. Однако размышления Фрейда об отношениях между метафизикой и метапсихологией выходят за рамки простого сходства, поскольку метапсихология, например, определяется как научная попытка перестроить "метафизические" конструкции. Фрейд видел в этих конструкциях (подобно суевериям или паранояльному бреду) проекцию на внешний мир того, что на самом деле присуще бессознательному: "... большая часть мифологической картины мира, вплоть до самых современных религий, есть не что иное, как проекция психологии на внешний мир. Неясное осознание (или, иначе, эндопсихическое восприятие) психических факторов и бессознательных процессов отображается в построении сверхчувственной реальности, которую наука призвана преобразовать в психологию бессознательного. Можно было бы попытаться перестроить метафизику в метапсихологию". Впоследствии Фрейд вновь обратился к термину "метапсихология", стремясь дать ему точное определение: "Я называю метапсихологическим представлением описание психического процесса в его динамических, топических и экономических отношениях". Должны ли мы считать ме-тапсихологическими все теоретические исследования, где используются понятия и гипотезы, относящиеся к этим трем регистрам? Или, быть может, следует называть метапсихологическими те основополагающие тексты, в которых разрабатываются или объясняются главные гипотезы психоаналитической психологии - ее "принципы", "основные понятия", теоретические "модели" ? У Фрейда есть несколько метапсихологических текстов, которые вехами размечают все его творчество; прежде всего это "Набросок научной психологии" (Entwurf einer Psychologie, 1895), глава VII из "Толкования сновидений" (Die Traumdeutung, 1900), "О двух принципах функционирования психики" (Formulierungen ?ber die zwei Prinzipien des psychisches Geschehens, 1911), "По ту сторону принципа удовольствия" (Jenseits des Lustprinzips, 1920), "Я и Оно" (Das Ich und das Es, 1923), "Очерк психоанализа" (Abriss der Psychoanalyse, 1938). Наконец, в 1915 r. Фрейд задумал и отчасти написал "Подготовительные материалы к метапсихологии" (Zur Vorbereitung einer Metapsychologie), стремясь "...прояснить и углубить теоретические гипотезы, которые можно было бы положить в основу психоаналитической системы" 
 
 

    Метапсихология  как метанаука

 

    В буквальном смысле слова  термин метапсихология означает то, что  находится «за» психологией или «позади» нее, так же как термин «метафизика» означает то, что находится «за» физикой или «позади» нее. Эти два значения связаны между собой, но не идентичны. То, что находится «за» психологией, обычно относится к сфере систематизации или теоретического рассмотрения вопросов и проблем, которые, строго говоря, не принадлежат к области психологии, но релевантны ей. Обычно это проблемы и вопросы общетеоретического или филосовского характера, предполагаемые психологией [3].

    В этом смысле термин метапсихология наиболее часто используется в рамках психоанализа. З. Фрейд часто употреблял этот термин, вначале подразумевая, что психология, которой он занимался, имела дело с тем, что лежало за пределами сознательного опыта, а позднее — говоря об исходных посылках психоанализа.

    Вторая  трактовка термина Метапсихология — т. е., как того, что находится «позади» психологии, — появилась позднее и связана с развитием философии науки. С этой точки зрения Метапсихология — всего лишь одна из многочисленных научных специализаций, нацеленная на раскрытие максимально полной совокупности принципов, исходных предпосылок, понятий и принимаемых без доказательств способов объяснения или объяснительных факторов, которые делают конкретную науку понятной. Чтобы «метанаука» в этом смысле слова заявила о себе, сама наука должна просуществовать какое-то время; тогда вслед за ней может прийти и «метанаука».

    Разные  трактовки термина метапсихология использовал Ж. Политцер. Принимая на вооружение первую из рассмотренных выше трактовок, он обвинял «классическую психологию» в выходе за пределы ее собственного предмета — человеческого действия, — для введения в оборот таких ошибочных метапсихологических понятий, как «материя души» или «внутренняя жизнь». В этом смысле термины метапсихология и «метапсихологические» понятия (принципы и т. д.) имеют негативные, уничижительные коннотации, поскольку метапсихологические допущения понуждают психологию выходить за границы ее предмета и постулировать наличие таких фиктивных сущностей, как душа, ментальные процессы и факты сознания. 
 
 
 
 

    Метапсихология  – философия Фрейда

 

    На  основе своей метапсихологии Фрейд  создал своебразную философию культуры, в которой произведения искусства, религиозные представления или  социальные институты интерпретируются на основе методов, разработанных для толкования сновидений и симптомов пациентов-невротиков. Возвышенные ценности и идеалы Фрейд был склонен объяснять бессознательными и далеко не идеальными мотивами, проекциями наших вытесненных влечений. Подход Фрейда ко всем областям культуры является "разоблачительным". Подобно тому, как индивидуальная психика каждого есть театр масок, за которым скрываются неузнанные влечения, так и произведения культуры оказываются переодетыми продуктами бессознательной страсти. Психоанализ — это poд иконоборчества, причем не зависящего от того, верит ли тот или иной психоаналитик в Бога или нет, почитает искусство или остается профаном. По своему методу психоанализ представляет собой генеалогию или даже археологию, вычитывающую по симптомам архаичные первоистоки культуры[4]. От невротика художник отличается лишь даром cyблимации и воплощения тех же детских переживаний и образов сновидений. Художник "играет" своими способностями, он уподобляется "ребенку", живущему по принципу удовольствия и замещающего вытесненные запретные представления миром сублимированных образов или идей. Сновидения — это язык, на котором говорит наше бессознательное, они оперируют особой символикой, общей для всех людей. Этот язык прасимволов является родовым наследием всего человечества, он записан в бессознательном каждого индивида, по нему мы можем восстановить многие черты погребенных историей культур и даже первобытное "детство человечества". Настоящие произведения: искусства отличаются от поделок тем, что художник обращается к универсальным символам, выражающим мир человеческих страстей. Миф есть коллективное сновидение народов, произведение искусства оказывается индивидуальным сновидчеством. Вся культура рассматривается по образу и подобию "работы сновидения", превращающей запретное влечение в образ, способный обмануть "цензора".

    Фрейду  часто приписывается гедонизм, но в действительности он рассматривал человеческую жизнь, скорее, как юдоль  страдания. Мир устроен не так, чтобы  удовлетворять наши заветные желания. Наслаждения кратковременны и мимолетны, страдания, напротив, постоянны, поскольку наша плоть подвержена болезни и смерти, сталкивается с враждебным миром. Помимо неумолимой природы, нам приходится страдать и от организации общества, от других людей. Рассмотрев в работе "Недовольство культурой" все формы человеческой борьбы за счастье, Фрейд приходит к неутешительному выводу: со страданиями нужно смириться. Ни бегство от мира, ни религия не дают нам спасения от страданий. Самым лучшим средством он считал научное познание и труд на благо самому себе и другим людям. Он рекомендовал следовать мудрому совету Вольтера: "Возделывать свой сад", ибо труд, как говорится в "Кандиде", "гонит от нас три несчастья: скуку, порок и нужду". Но и этими средствами преобразования природы и общества не отменить старости, болезни, смерти. К тому же, большая часть людей никогда не станет рассматривать труд иначе, как проклятие, а научное познание остается уделом незначительного меньшинства. Тем не менее для Фрейда, рационалиста и просветителя, познание необходимости и сознательное ей следование составляют человеческую свободу. Мы свободны, когда преодолеваем детский нарциссизм, отказываемся от иллюзии. В отличие от религии, которая для Фрейда служит лишь увековечению таких иллюзий, искусство помогает человеку хотя бы на время отрешиться от страданий и создает мир образов, игра которых на какое то время освобождает нас от бремени бессознательных страстей. Но на вершине всех форм деятельности человеческого духа стоит наука: "Там, где было Оно, должно стать Я", познание делает нас свободными. Вслед за просветителями Фрейд верил в то, что свобода есть осознанная необходимость, а Логос — высшее божество.

    Философию Фрейда сравнивают то с учениями Шопенгауэра  и Ницше, то с воззрениями  рационалистов и просветителей XVII-XVIII вв. С первыми его роднит и пессимизм, и истолкование культуры как порождения неосознаваемых влечений; со вторыми - вера в разум и в окончательную победу "научного мировоззрения". Свои открытия Фрейд сравнивал с открытиями Коперника и Дарвина, нанесшими удар по самомнению людей, которое ставило человека в центр мира и на вершину бытия. Наука показала, что человечество населяет одну из планет в безмерном космосе и ведет свой род от животных. К этому психоанализ добавил то, что даже в своем "собственном доме", в своей душе, человек не является "хозяином". Haшe Я совсем нестоль "прозрачно", как полагали философы, — это лишь одна из психических инстанций, развивающаяся под определяющим влиянием бессознательных влечении. Разумеется, далеко не все философы вслед за Декартом делали сознание самоочевидным исходным пунктом (о бессознательном психическом писал уже Лейбниц), однако учение Фрейда сыграло немаловажную роль в трансформации философии XX в. Многие мыслители заняты "разоблачением" духа и культуры как иллюзорных образований, а то и как злонамеренного обмана, как отчужденной от человека и враждебной ему части его собственной деятельности. Вместе с Марксом и Ницше Фрейд стал классиком "эры подозрения", т.е. мировоззрением для тех, кто ищет за всеми идеалами и ценностями экономический интерес, волю к власти или инстинкт. Следы такого влияния психоанализа очевидны не только во "фрейдомарксизме", но также в трудах многих представителей нынешних "пост-структуралистов" или "постмодернистов". Сам Фрейд подобным "критиком культуры" не был, хотя смотрел на нее без характерной для многих его современников "культуронабожности". Культура была для него частью биологической эволюции, подчиненной общим для всего живого законам. Как и повсюду, в общественной жизни действуют данные природой влечения и Ананке — нужда, необходимость. Ей мы обязаны всеми успехами культуры, от которых нам вовсе не следует отказываться. Похвальное слово достижениям цивилизации у Фрейда чуть ли не дословно совпадает со стихами Лукреция, а его представления об общественном развитии напоминают теорию "общественного договора" Гоббса, тогда как критика религии в "Будущем одной иллюзии" служит дополнением к "Сущности религии" Фейербаха, полное собрание сочинений которого он внимательно прочитал еще в юности. Иначе говоря, по своим воззрениям Фрейд ближе всего стоял к материалистической традиции и крайне негативно относился к попыткам соединения психоанализа с религиозным мировоззрением и с "грязной ямой оккультизма" — именно это стало основной причиной разрыва с К.Г. Юнгом, который первым попытался вывести психоанализ за пределы натурализма и естественнонаучных теорий прошлого века.

    Таинственные  явления и мистика. Как это связано с метапсихологией

 

    Сначала рассмотрим некоторые события.

  1. Преподобный Сергий трапезовал с братией монастыря. Вдруг он поднялся из-за стола, сделал поклон на запад и сказал: "Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и благословение Господне да будет с тобой".Братия с удивлением спросили: "Кому говоришь ты, отче святый?" Преподобный ответил: "Сейчас против нашего монастыря в восьми верстах остановился епископ Пермский Стефан, едущий в Москву. Он сотворил поклон Святой Троице и сказал: "Мир тебе, духовный брат". Вот я и ответил ему". Некоторые из монахов поспешили к тому месту и догнали святителя Стефана. Он подтвердил сказанное преподобным Сергием.
 
    
  1. Инженер К. Перл, убежденный материалист, расстался  со своим другом К., уехавшим в Москву, и жил в Ташкенте с другим инженером. Однажды в три часа ночи он проснулся  от громкого зова: "Карл Иванович!" Карл Иванович зажег свечу, разбудил своего сожителя вместе с ним осмотрел всю квартиру, но никого не нашел. В крайнем изумлении он записал дату этого странного события и через неделю получил сообщение о самоубийстве своего друга К. в ту ночь и час, когда он услышал таинственный зов. Полный тоски и любви предсмертный зов самоубийцы мгновенно преодолел расстояние 3300 км и был воспринят мозгом спящего К. И. Перла.
 

    В мире много непонятных и таинственных  явлений. Эти явления находятся не в области наук, а как бы за ними. Т.е. эти явления изучаются с помощью метанаук,  одна из которых метапсихология.

    Метапсихология  ставит своей целью изучение всеми  способами научного исследования области  непонятных и таинственных психических  явлений, отвергаемой официальной психологией как суеверие и сказки.

    Но  предвзято могут отвергать их только те, кто не знаком с ними и  не изучал их с такой глубокой научной  объективностью, как Ш. Рише, Оливер Лодок и др. крупные ученые, создавшие  уже большую литературу по метапсихологии. 
 
 

    Современное положение метапсихологии

 

    Метапсихология  считается основой классического  психоанализа и многими современными школами психоанализа (например, школой объектных отношений) не используется. Часто метапсихология подвергается критике из-за умозрительности, отдаленности от клинической практики, внутренних противоречиях. Тем не менее, рядом аналитиков метапсихология рассматривается как необходимая, полезная и гибкая теоретическая система. Новые концептуальные подходы в метапсихологическом ракурсе предложены в сводной формально-логической модели теории влечений Либидо и Лета (Корделия Шмидт-Хеллерау) и в монистической тифоаналитической концепции влечения к смерти (Юрий Вагин) [6].

    В современном психоанализе метапсихология понимается и трактуется преимущественно как минимальное количество допущений на которых основывается система психоаналитической теории (Д. Рапопорт и др.) или как совокупность различных точек зрения и походов, комплексное и корректное использование которых позволяет понимать психические события и импульсы, инициировавшие их (Р. Гринсон и др.).

    Джон  Килстром в своей статье «Фрейд все  еще жив? Вообще говоря, нет» полагает, что влияние психоанализа в настоящее  время сошло на нет, и большее  влияние Фрейд оказал на культуру, нежели на развитие психологии. Однако точка зрения Килстрома остаётся спорной.

 

Заключение

 

    С греческого meta означает после, за, через, над поэтому в буквальном и наименее распространенном значении - теория (или система), предметом исследования которой является теория психологии (и/или системы и понятия психологии).

    В метапсихологии Фрейд пытался создать  основы своей психологии основанное на бессознательном. Часто в источниках пишутэто понятие, которым Фрейд на протяжении ряда лет именовал свою психоаналитическую теорию.

    В наиболее распространенном смысле - термин Фрейда для обозначения психоаналитической психологии, описывающей психические  процессы в динамическом, топическом (топографическом) и экономическом (энергетическом) отношениях.

    В современное время метапсихология используется как система теорий, с помощью которых пытаются объяснить мистические и таинственные явления.

 

Список литературы

 
  1. Фрейд 3. Введение в психоанализ.
  2. Фрейд 3. Применение толкования сновидений при психоанализе.
  3. http://dic.academic.ru (словари и энциклопедии)
  4. http://historic.ru/books (книги по истории, философии)
  5. http://mirslovarei.com/psy_A/ (психологическая энциклопедия)
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki
  7. http://www.psystatus.ru/

Информация о работе Метапсихология Зигмунда Фрейда