Метафизика Богочеловечества Владимира Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2010 в 12:53, Не определен

Описание работы

Богочеловечество – это вершина всего мира, тотально устремленного к Богу, где София раскрывается с наибольшей полнотой. Когда мир победит в себе своеволие окончательно или Божественное начало мира раскроется в нем до конца, Бог восстановит всех в изначальной святости и вступит с ними в живое и непосредственное общение. Но победит ли мир в себе своеволие? Остается главным вопросом и хочется верить в это.

Файлы: 1 файл

моя статья.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

         В этом диалектическом подходе к действительности В.С.Соловьев осмысливает познание на основе Идеи как формы существования цельной  мысли. Это дает возможность сбалансировать необходимость логической мысли конкретного индивида (да и всего человечества) – “необходимый момент” в природной жизни человека “отвлеченные знания” - с принципом богооткровенности христианского вероучения. А оно предполагает Абсолют и его волю. Но В.С.Соловьев критически относится к Абсолюту. Разделяя общехристианский взгляд на природу как творение божье, не признает его совершенство. Он говорит, что мир это не только творение Бога, но и творение связующего звена – Софии–Мудрости – основы и сущего, осуществляющей общность Бога, мира, человека.

         Механизм их сближения  раскрывается в философском учении В.С.Соловьева через концепцию  богочеловечества. Реальный мир –  это тело божье, воплощение абсолютно  сущего, материя божества, субстанция премудрости Бога, проникнутая началом  божественного единства. Человек же “центр всеобщего сознания природы” и мессианское призвание его по отношению к природе от Бога заложено в его сознании как форма всеединства. Отсюда историзм мировой цели – Единства Бога и вне божественного мира, возглавляемого человеком.

         Производное единство, осуществленная идея (София) – это  идеальный человек вечно заключенный  в Христе (вечный духовный центр  вселенского организма) есть второй Адам. Если Первый Адам заключает в  себе все природное человечество, то Второй Адам – это индивидуальное существо, но вместе с тем и универсальное, врожденное, духовное человечество, родившийся для реального спасения человечества, для избавления его от власти злой силы. Положительная сила это божественное начало и в пользу его человек отказывается от воли и эгоизма. Он становится Человеком Богом. Но так может быть только в безусловной целости

человека, т.е. человечества в целом, то человек-бог  есть Вселенская Церковь.

         Проблема любви  во все времена и у всех народов  была в центре философской мысли. В России глубокое теоретическое осмысление “любви” было сделано именно В.С.Соловьевым. Он возвел Любовь в ранг универсального вселенского Начала. “Без любви нет ни жизни, ни смысла существования, ни Бога, ни Человека”.

         Арсений Гулыга в  предисловии к первому переизданию трудов В.Соловьева назвал “миросозерцание Соловьева философией Любви”. Стихи Соловьева подтверждают это:

         Смерть и Время  царят на земле, -

         Ты владыками их не зови;

         Все, кружась, исчезает во мгле,

               Не подвижно лишь солнце любви.

В.Соловьев решил грандиозную философскую задачу – всестороннее обоснование космической сущности любви. Труд его “Смысл любви” - изложение сути учения философа: в предписанных высшими космическими законами требуется такое сочетание двух данных органических существ, которое создало бы одну абсолютно идеальную личность, способную в своей абсолютной целостности преодолевать эгоизм, от природы присущий всему живому, особенно человеку. Это “пафос любви”. Он ничего не имеет общего с продолжением рода, особенно когда удовлетворяется эгоистичная потребность личного чувственного наслаждения. И не имеющие никакого отношения к продолжению рода Любовь Данте к Беатриче и Петрарки к Лауре ( эпоха возрождения) являющимися образцами “пафоса любви”. Примеры породившие в жизни человечества подвиги возвышенного, интеллектуального, личностного. Отталкиваясь от “пафоса любви” Соловьев дает всестороннее обоснование космической сущности любви. Человеку только кажется, что он источник “Эроса”, на самом деле он имеет вселенско космическое происхождение. “Эрос” (сексуальная энергия) рассеяна в “…звездно-вакуумном и информационно-энергетическом мире, взаимодействуя в прямом смысле со вселенной . Конкретные индивиды – мужчины и женщины – лишь временно аккумулируют и ретранслируют то, что в природе существует извечно”.

         Космизированный  образ любви получает у Соловьева  образ “вечной женственности”, символе Софии – Премудрости  Божьей, которая лучезарным светом разливается по всей вселенной. В  отличие от философского “всеединства”  София-Премудрость доступна только исключительным в чувственном восприятии людям и только в момент экстаза. Соловьев трижды  за свою жизнь соприкоснулся с ней: в юности 9-ти летним отроком, в Британском музее, откуда по ее зову сорвался в Египет, и в пустыне, чуть не погибнув от бедуинов. Он увидел яркий свет, сливавшийся с зарей, неподвижные, полные огня очи и их сияние, как первые лучи зари идущего дня.

         Софийность как  символ любви к Богу, Миру, Человеку всегда была знаменем русского народа. Слиться с образом Богородицы – Пречистой Девы Марии, избравшей Россию своим домом, она и сейчас обогревает сердца русских, вселяет надежду на защиту. Софийские соборы – главные храмы в главных городах древней Руси – Киеве и Новгороде – навечно закрепили своей и рукотворной и “…нерукотворной красотой покровительство и сбережение со стороны высших космических начал, воплощенных в Софии-Премудрости6”.

         Абсолютное начало – Бог – как всеединство  придает миру характер завершенной  органической системы. Та же самая внутренняя связь существующая богом и миром имеет место во всех других положительных проявлениях существования. Цельное познание реальности в целом приводит не только к религиозному, но и христианскому мировоззрению, которое зиждется на учении о богочеловечестве, т.е. о божестве и человеке, воплощенных во Христе. История такого воплощения  «естественно завершается личным соединением живого Бога со всем существом человека – с разумной душой и материальным телом».

         Соловьев считал, что абсолют является всеединством, которое есть, а мир всеединство в состоянии становления. Мир содержит в себе божественный элемент (всеединство) в потенции как идею. Однако он содержит также небожественное – естественный, материальный элемент, в силу которого частное не есть всеединое. Однако частное стремится к всеединству и постепенно достигает этой цели, объединяя себя с богом. Этот процесс установления всеединства является процессом развития мира.

          Установление в мире тесного единения мира с богом и достижение совершенной гармонии возможны лишь на основе взаимной любви бога и существ. Существа способны к свободному союзу с богом, а, следовательно, свободны, разумны, преисполнены к совершенству.  Существо (человек), во-первых, «добровольно покоряется действию Божию как верховной власти, затем оно сознательно принимает это действие Божие как истинный авторитет, и, наконец, оно самостоятельно участвует в действии Божием или входит в живой совет с Богом».

         По Соловьеву, все  народы и расы суть органы в организме  богочеловечества. Каждый народ по-своему служит задаче христианской религии – «объединить весь мир в одно живое тело, в совершенный организм богочеловечества».

         Итак, богочеловечество – это вершина всего мира, тотально устремленного к Богу, где София раскрывается с наибольшей полнотой. Когда мир победит в себе своеволие окончательно или Божественное начало мира раскроется в нем до конца, Бог восстановит всех в изначальной святости и вступит с ними в живое и непосредственное общение. Но победит ли мир в себе своеволие? Остается главным вопросом и хочется верить в это.

  

Список  используемой литературы

  1. Гайденко Г.П. Владимир Соловьев и философия серебряного века – М., 2001., 472с.
  2. А.Ф. Лосев «Владимир Соловьев и его время» - М., 2000., 613с.
  3. Соловьев В.С. Россия и Вселенская Церковь - Мн, 1999.,1600с.
  4. Соловьев В.С. Сочинения: в 2 т.- М., 1988, т.2, 314с.
  5. Соловьев В.С. Сочинения: в 2т. -  М., 1989. т.2.,136с.
  6. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве-СПб, 2000., 384с.

Информация о работе Метафизика Богочеловечества Владимира Соловьева