Место монадологии в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 01:32, реферат

Описание работы

С точки зрения Лейбница, основа мира - Бог и созданный им разум. Материя получает свое содержание и источник развития от разума Бога. Мир состоит из мельчайших элементов - монад, особых простых субстанций, которые входят в состав сложных субстанций. Монады не имеют протяжения фигуры, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Лейбниц наделяет монады принципом силы, активности. Но активность их объясняется телеологически (с точки зрения всеобщей подчиненности конечной цели) и теологически. Бог не только породил Вселенною, но постоянно направляет ее ко все более совершенным и богатым формам.
В учении о монаде как частице, связанной единством с бесконечным миром. Лейбниц сформулировал диалектическую идею, т.к. в природе все связано со всем, т.к. монада представляет собой Вселенную. В этом проявляется связь индивидуальной субстанции со всем миром.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие монадологии…………………………………………………………..4
2 Философские и методологические основы учения Лейбница……………….7
3 Основные положения монадологии…………………………………………..10
4 Место монадологии в философии…………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат-философия.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Понятие монадологии…………………………………………………………..4

2 Философские и методологические основы учения Лейбница……………….7

3 Основные положения монадологии…………………………………………..10

4 Место монадологии  в философии…………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современному этапу  развития любого государства характерны политические, экономические, социальные, нравственные кризисы. В этой связи актуальным и интересным является обращение к истории философии, в частности, к трудам Лейбница1.

Диалектика как учение о развитии, постоянном движении и  изменении развивалась философами-идеалистами. Большой вклад в нее внес Г.В. Лейбниц (1646-1716), выдающийся немецкий философ и ученый.

С точки зрения Лейбница, основа мира - Бог и созданный  им разум. Материя получает свое содержание и источник развития от разума Бога. Мир состоит из мельчайших элементов - монад, особых простых субстанций, которые входят в состав сложных субстанций. Монады не имеют протяжения фигуры, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Лейбниц наделяет монады принципом силы, активности. Но активность их объясняется телеологически (с точки зрения всеобщей подчиненности конечной цели) и теологически. Бог не только породил Вселенною, но постоянно направляет ее ко все более совершенным и богатым формам.

В учении о монаде как  частице, связанной единством с  бесконечным миром. Лейбниц сформулировал  диалектическую идею, т.к. в природе все связано со всем, т.к. монада представляет собой Вселенную. В этом проявляется связь индивидуальной субстанции со всем миром.

На основании вышесказанного можно судить об актуальности темы представленной работы.

 

 

 

 

1 Понятие монадологии

 

Монадология Лейбница это  своеобразная система рациональной метафизики, которая в отличие  от спинозовского пантеизма основана на принципе индивидуальности.

Свое учение Лейбниц назвал монадологией. Понятие монады2 - ключевое. Кроме монад, ничего нет, каждая монада - субстанциальная единица. Картина мира плюралистическая, в отличие от Спинозы3.

Главные характеристики монад.

1) Монада характеризуется  двумя взаимоисключающими характеристиками, она абсолютно проста и бесконечно  сложна. Интересен сам выбор этих понятий - простота и сложность. Лейбниц усилил это противоречие простоты и сложности, говоря, что простота абсолютна, а сложность бесконечна. Как возможно сочетание взаимоисключающих характеристик в одной и той же сущности? Монада - не физический атом, не материальная точка, это - духовная сущность. Пример монады - человеческая душа, проста в смысле неделимости, поэтому бессмертна. Душевный мир любого человека бесконечно богат, поэтому монада бесконечно сложна. В мире есть только духовные сущности, телесных нет в принципе. Декартовская протяженность - всего лишь видимость. Материальность - эпифеномен, видимость, придание значения чего-то реально существующего.

2) Монада - самодеятельная субстанция. Mv-квадрат - характеристика движения, потому что это выражение указывает на наличие той силы, которая меняет скорость. Если скорость постоянна, возникает инерция. Монада - центр деятельной силы, поскольку это духовная сущность. Отсяда следует критика механистической картины мира. Все те свойства мира, которые воспринимаются нами как телесный мир и изучаются механикой, связаны с существованием духовных сущностей. Монады - деятельные силы, отсюда вытекают наши представления о внешнем мире. Сила не может быть материальной, поэтому монада не материальна.

3) Монады индивидуальны. Каждая монада индивидуальна настолько, что отличается от всех других монад. Принцип неразличимости тождества, или принцип тождества неразличимых. Если существуют нумерически два объекта, значит эти объекты в чем-то различны. Прогуливаясь по саду с дамами, он разъяснял этот принцип. Одна из дам сказала: «Сколько листьев» Лейбниц предложил ей найти два одинаковых. Неразличимые объекты тождественны. Каждый объект индивидуален. Отсюда несовместимость плюрализма и абсолютизации количественных параметров и необходимость качественного подхода к миру, важность аристотелевской формы.

Из этого же принципа вытекает необходимость введения принципа постепенности всех переходов от одного объекта к другому, т.е. закона непрерывности. Аллюзии к дифференциальному исчислению очевидны. Поэтому же Лейбниц подчеркивал значение бессознательного в нашей духовной жизни. Все изменения наших восприятий происходят непрерывно, бесконечно малыми приращениями. Следовательно, есть явления, которые происходят бессознательно.

Позиция Локка: то, что  не осознается, не существует для сознания. Лейбниц: изменения в духовной жизни  непрерывны, мы не можем их осознавать. Говорит о бессознательном.

4) Абсолютная замкнутость  монады самой на себя. Каждая  монада замкнута в себе так,  что в ней нет окон и дверей. Нет каналов, по которым что-либо может поступать в монаду и выходить из нее. Человеческая душа тоже монада. Полное одиночество, аналогия с Богом в монотеистической религии. Нет возможности вступать в контакт.

5) Монада - живое зеркало вселенной. Всеобщая связь всего со всем. Мельчайшие изменения в картине универсума вызывают последствия в остальных частях. Как совместимы принципы 4 и 5? Лейбниц приходит к выводу, что существует предустановленная гармония. Содержание понятия монады - есть абсолютно простое единство бесконечного богатства содержания, что репрезентирует принцип органицизма. Монада - живой организм.

«Представление» можно  понимать в двух смыслах: представление  чего-то, кого-то (посол представляет страну) и содержание нашей психической жизни (представляем себе стол, окно).

Представление - форма  духовной жизни. Составляет природу  и является содержанием любой  монады. Монады отличаются друг от друга  только отчетливостью и ясностью представлений. Камень - тоже монада, но ее представления очень смутные; у растений содержание монады - менее смутные представления. Кошка - более совершенная монада по степени отчетливости представлений. Гармония предустановлена творцом монад. Есть монада монад - Бог (форма форм - всего лишь разумная душа), который сотворил мир и все монады. Творение очень мудро, Бог - столь совершенная монада, что прежде чем сотворить мир, он обозрел всю бесконечную палитру возможных миров, выбрал из них единственный, наилучший, и реализовал его. Поэтому мы живем в лучшем из возможных миров. В мире ничего, кроме монад, нет. Монады обладают способностью саморазвития. Каждая монада развивается, причем по определенной программе. Бог-творец заложил в каждую монаду такую программу развития, что каждая монада развивается несмотря на замкнутость. Программы развития всех монад настолько согласованы, что то, что происходит на Альфа Центавра, согласуется с тем, что происходит с континентом на земле. Неприятные следствия - фатализм.

 

 

 

 

 

 

 

2 Философские и методологические основы учения Лейбница

 

Г.В. Лейбниц родился  в 1646 г. в Ганновере. Изучал курс философии  в Лейпцигском университете; математику и алгебру - в университете в Йене. Защитил диссертацию на степень  доктора права (1666). Был знаком и  общался с Ньютоном, Спинозой, Мальбраншем и другими известными европейскими учеными. В 1700 г. избран членом Парижской академии наук. Был инициатором создания Берлинской академии наук. Лейбниц являлся тайным советником русского царя Петра 1, оказав ему огромную помощь в разработке проекта создания Санкт-Петербургской академии наук. Умер в 1716 г.

Лейбниц - создатель дифференциального  и интегрального исчисления, автор  трудов в области истории, юриспруденции, физики, философии, психологии и т.д.

Главные философские  труды Лейбница – «Рассуждение о метафизике» (1686); «Новая система природы» (1695); «Монадология» (1714); «Теодицея» (1710); «Новые опыты о человеческом разумении» (1700-1705).

Лейбниц мечтал о создании единой науки, охватывающей разные области  знания. Он пытался осуществить синтез античного и нового знаний, восстановить отвергнутые механистической методологией понятия «цель», «субстанция», представляющие, по его мнению, непреходящую научную ценность («вечную философию»). Доказывал значение античной философии и пытался переосмыслить ее в контексте новой науки, придав ей тем самым новый смысл. Особенно высоко оценивал учение Аристотеля, указывал, что по ряду моментов оно превосходит научные воззрения Декарта. Наиболее ценными ему представлялись идеи Аристотеля о материи, «субстанциональной форме», природе, времени, движении. Из Аристотеля он выводит важное для развития его собственного подхода положение об отличии субстанции одного тела от субстанции другого тела.

В основу своих философских  рассуждений Лейбниц кладет идею «финализма», т.е. конечной цели, считая недостаточным ограничиваться в исследовании только учетом «действующих причин», как это делается в механистических концепциях. Надо объединить эти два подхода в науке. Лейбниц утверждает, что хотя мир напоминает огромный механизм и все отдельные организмы являются механизмами, но в целом все существующее реализует конечную цель, намеченную Богом.

Серьезную ошибку современной  ему философии он видит также  в отказе от понятий «субстанциональных форм» и «субстанций». Только на их основе можно, по его мнению, дать полное и глубокое объяснение действительности, преодолеть механистический редукционизм. И если в частных науках (физике) можно обойтись без использования этого понятия, то в философии и теологии оно должно быть сохранено в качестве основополагающего. Тем самым он, по сути, дифференцирует сферы знания о природе на 2 типа: философское знание, исследующее общие принципы, и научное знание, доступное опытному изучению и математической обработке.

Лейбниц использует понятие  «энтелехия», или субстанция, как содержащее в себе собственную детерминацию и сущностное совершенство, внутреннюю цель. Критический анализ современных ему научных подходов наносил серьезный удар по механицизму.

Пытаясь преодолеть дуализм  духа и материи, психического и физического, восстановить их единство, он выдвигает учение, согласно которому, многообразие мира объясняется исходя из единой по своей природе, но разнокачественной по своим состояниям, субстанциальной основы.

Он подчеркивает единство мира, его гармонию и совершенство, утверждает, что Бог создал «лучший из возможных миров».

В работе «Новый опыт о человеческом разуме»4 Лейбниц критикует теорию Дж. Локка, отвергающего врожденные идеи и уподобляющего сознание человека «чистой доске». Он не разделяет в то же время и Декартову концепцию врожденных идей. Ученый пытается определить свой, средний путь в решении этого вопроса.

Он соглашается с  Локком в оценке роли чувств как  необходимого условия познания, но считает чувственное знание неточным и ошибочным. Истинное знание, по Лейбницу, достижимо только на основе разума и интуиции. Он критически оценивает односторонний эмпирический подход Локка, его вывод, что «нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувстве» и видоизменяет его: «Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувстве, кроме самого разума». Это означает, что душа «врождена сама себе», что интеллект и его деятельность предшествуют опыту. Лейбниц считает, что душа заключает в себе «бытие, единство, тождество, причину, восприятие, рассуждение» и другие понятия, не выводимые из чувств. То есть им признается наличие априорных идей. Но, в отличие от Декарта, он считает, что идеи находятся в разуме в зародышевом состоянии, они «врожденны» как наклонности, естественные природные способности. Пытаясь установить связь эмпирического и рационального, Лейбниц отказывается от индуктивной стратегии и отталкивается от рационального как основы развития чувственного опыта. Соответственно, в самом разуме он видит причину много ошибок познания.

Идеи Лейбница оказали воздействие на И. Канта, И. Гербарта, стали предметом серьезных обсуждений в научной мысли XVIII в. Продуктивными были его идеи об активности и изменчивости состояний сознания, о разных уровнях восприятия, о наличии, наряду с осознанными также бессознательных психических явлений

 

3 Основные положения монадологии

 

Изучив теории Декарта5 и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве.

Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, - на высшую - Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой - всех сотворенных - на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).

Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, так как разделил все модусы (единичные вещи - прояв­ления субстанции) на два класса - протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.

Информация о работе Место монадологии в философии