Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:57, доклад
Эти причины не физической природы, т.е. умопостигаемая реальность, были определены Платоном терминами Идея, Эйдос, или Форма. Платоновские идеи, стало быть, не есть просто понятия, т.е. чисто умственные представления (это позже термин принял такой смысл), это, скорее, целостность, сущность. Идеи - не мысли, а то, по поводу чего мысль думает, когда она свободна от чувственного, это подлинное бытие, бытие в превосходной степени. Идеи - сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, что она есть. Платон употребляет термин "парадигма", указывая, что идеи образуют перманентную модель каждой вещи (чем она должна быть).
Итак, демиург создал творение наипрекраснейшее из возможных, одухотворенное и пронизанное желанием добра: зло и все негативное маргинальны, явления "хаотической распыленности" (чувственной материи) сведены к интеллигибельному, иррациональное - к рациональному.
Из вышесказанного ясно, что Платон видит мир наделенным жизненной силой и пониманием, а это фактически означает, что, по его мнению, быть живым и понимающим есть состояние более совершенное, чем быть не-живым и не-понимающим. Именно поэтому Демиург наделил этот мир совершенным телом, а сверх того, душой совершенной и пониманием возможно более полным. Так была создана душа мира (с использованием трех принципов: сущности, тождества и различия), а внутри души - тело мира. Мир выступает как некий "видимый Бог", и звезды, светила суть ничто иное как "видимые Боги". Так, сконструированный мир не подвержен коррупции, порче; мир рожден, но не исчезнет вовек.
Обозначим еще один момент. Интеллигибельный мир пребывает под знаком вечности, что надо понимать как неподвижную "естьность", вне категорий "было" или же "будет". Мир чувственный, напротив, протяжен во времени. А что же такое - время? Ответ Платона изящен: время - это "движущееся подобие вечности", своеобразное мелькание, просвет "естьности" сквозь "было" и "будет". Структурно это мерцание влечет за собой движение и порождение. Время, в таком понимании, рождено "одновременно с небесами", т.е. с возникновением космоса, это значит, что "раньше" рождения мира не было времени, оно началось с миром.
Чувственный мир выступает у Платона как космос, восхитительный порядок, символизирующий триумф логосного начала над слепой необходимостью материи, побежденной Демиургом. "Бог, скомпоновав все части всех вещей с тщанием и точностью, насколько позволила природа необходимости (т.е. материи), спонтанная и ускользающая, повсюду придал им согласованные пропорции и гармонию". Древняя пифагорова концепция "космоса" нашла у Платона свою торжественную каденцию.
Дж. РЕАЛЕ, Д. АНТИСЕРИ. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. - ТОО ТК "Петрополис", 1994.
Главным стержнем философии Платона является его теория идей (или форм), которую он продолжал развивать всю свою жизнь. Это означает, что теория Платона дошла до нас в нескольких отличных друг от друга версиях, дав тем самым философам достаточно материала для споров на целые века. (Ни одна философская теория не может претендовать на завершенность, пока есть место для споров о том, как ее следует интерпретировать.)
Лучшим объяснением теории идей Платона является его собственное (что не всегда так и в философии, и в других науках). К несчастью, Платон дает свое объяснение в форме метафоры, что делает его скорее литературным, чем философским. Согласно Платону, большинство людей живет так, как если бы они находились в темной пещере. Они связаны и, как он говорит, смотрят на белую стену, освещенную фонарем, что расположен позади них. Они видят лишь колышущиеся на стене тени, принимая их за реальность. Только если они догадаются отвернуться от стены и теней и сбежать из пещеры, они могут надеяться увидеть свет подлинной реальности.
Используя язык философии, можно сказать следующее: Платон верит в то, что все воспринимаемое нами — корабли и обувь, короли и капуста, все вещи повседневного опыта, — есть просто видимость. Подлинной реальностью обладает только мир идей или форм, порождающий эту видимость. Таким образом, можно сказать, что определенная черная лошадь получает свой облик от универсальной формы лошади и от идеи черноты. Воспринимаемый нами с помощью чувств физический мир находится в постоянном изменении. Универсальный мир идей, воспринимаемый умом, напротив, неизменен и вечен. Каждая форма — например круглого, человека, цвета, красоты и так далее — является образцом для многочисленных предметов мира. Но отдельные объекты есть лишь несовершенные, постоянно меняющиеся копии этих универсальных идей. Используя рационально свой ум, мы можем вспомнить свое знание этих универсальных идей и начать чувствовать их лучше. Таким способом мы можем постигнуть подлинную реальность дневного света, которая находится за пределами темной пещеры нашего повседневного мира.
Эта область идей организована иерархически, начиная от меньших форм и заканчивая более общими абстрактными идеями, высшей из которых является идея блага. Когда мы учимся отстраняться от мира постоянно меняющихся вещей и концентрироваться на вневременной реальности идей, наше понимание начинает подниматься по этой иерархической лестнице к завершающему мистическому постижению идей Прекрасного, Истины и, наконец, Божественного.
В диалоге «Тимей» Платон вкладывает в уста рассказчику следующие выводы из признания неподвижного бытия истинным объектом познания. Следует признать наличие трех родов сущего — вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства, в котором существуют вещи: «Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно»[8].
Среди исследователей существуют противоречивые суждения насчёт того статуса, который Платон приписывает идеям. Очевидно, что под идеями Платон понимает не просто понятие о вещи, но причину и цель её существования. В диалоге «Парменид» Платон критикует кардинальное противопоставление «мира идей» и «мира вещей». В этом диалоге персонаж, призванный изображать исторически существовавшего философа Парменида берётся доказать нелепость утверждения о том, что идеи существуют отдельно от вещей. Во многих моментах проводимая Платоном критика дуализма вещей и идей повторяется в более поздних сочинениях Аристотеля.
Итог «Парменида» свидетельствует о том, что вопрос о существовании идеи есть вопрос о существовании единого вообще. Если единое существует, оно не может оставаться единым в строгом смысле этого слова. Исследователь Платона Татьяна Вадимовна Васильева говорит об этой проблеме следующее: «единое может оставаться единым, и только единым, одним-единственным единым, лишь до тех пор, пока оно не существует. Как только единое становится существующим единым, оно перестает быть только единым и становится многим. Здесь есть противоречие, но это противоречие самого бытия. Отвергает ли этот вывод отдельное существование идей? При монистической системе отвергает, при дуалистической нет»[9].
В диалоге «Государства» даётся концепция об идее блага как высшем объекте познания. Само слово «благо» (τὸ ἀγαθόν) означает не просто нечто, оцениваемое этически положительно, но и онтологическое совершенство, например добротность конкретной вещи, её полезность и высокое качество. Благо нельзя определять как удовольствие, потому что приходится признать, что бывают дурные удовольствия. Благом нельзя назвать то, что только приносит нам пользу, потому что это же самое может нанести вред другому. Благо Платона — это «благо само по себе» (αὐτὸ ἀγαθόν).
Платон уподобляет идею блага Солнцу. В видимом мире Солнце является необходимым условием как того, что объекты становятся доступными зрению, так и того, что человек получает способность видеть предметы. Ровно так же в сфере чистого познания идея блага становится необходимым условием как познаваемости самих идей, так и способности человека познавать идеи. Как это резюмируется Сократом в диалоге «Государство»: «что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага — причиной знания и познаваемости истины» (википедия).
Идеализм Платоновского или дуа
2. Идеализм Платона.
К IV в. до н.э. было накоплено достаточно
понятийных средств и сформулирован ряд
проблем, который позволил Платону синтезировать
достижения предыдущих философов в целостную
систему. Идеализм Платона охватил широкий
круг вопросов: о познании, об общественно
- политическом строе, о языке, о воспитании,
об искусстве и так далее.
Центральным понятием идеализма Платона
была идея. Платон вносит принципиальную
перемену в применении термина «идея».
У него слово «идея» и близкое к нему слово
«эйдос» («вид») также применяется для
обозначения сущности предмета равно
как и для обозначения «формы», «фигуры»,
«облика», «вида». Эйдос - это сущность,
образец. Идеи Платона, как и идеи Демокрита,
постигаются не чувствами, а умом. Однако
если в материалистическом учении атомы-идеи
недоступны чувствам из - за малой величины,
то у Платона идеи-формы недоступны чувствам
потому, что сама природа их не та, что
природа вещей чувственного мира. Демокритовские
идеи-формы телесны, платоновские идеи-формы
- бестелесны.
В целостной идеалистической системе
Платона центральное место занимает учение
о двух видах бытия - об умопостигаемом
мире идей (эйдосов) и о чувственно воспринимаемом
многообразии конкретных вещей. Первый
мир - это вечный и неизменный мир идей,
которые представляют собой подлинные
сущности. Это истинное бытие, первичный
мир, существующий объективно, независимо
от материального мира.
Платон также выделяет мир чувственных
вещей - второй вид бытия. Этот мир не есть
ни область «идей», ни область - «материи».
Он есть нечто среднее между этими мирами.
Идеи существуют сами по себе, независимо
от вещей, а вещи являются несовершенными
копиями идей, их тенями. Чувственный мир
является порождением мира идей и материи.
Платон не развивает свое учение об идеях
в полном, систематическом виде. Представление
о мире идей мы можем почерпнуть из целого
ряда его произведений: «Гипий Больший»,
«Пир», «Федон», «Государство» и др. Из
них мы заключаем, что идеи представляют
собой упорядоченное множество. Идеи делятся
на высшие и низшие. Мир идей можно уподобить
пирамиде. На вершине её царит высшая идея
Блага, от которой зависят другие, более
частные, подчиненные ей идеи. Благо - своего
рода Солнце мира идей. Платон убежден,
что его надо ставить выше всего, выше
всех идей. Так, Знание и Истина - высокие
идеи, но они все же располагаются ниже
Блага. Подобно тому, как свет и зрение
солнце подобны, но самим солнцем не являются,
так Знание может быть «благовидным»,
но оно еще не само Благо. Благо выше пределов
сущности: оно придает познаваемым предметам
способность быть познаваемыми и способность
существовать. Благо особенно ясно символизирует
то, что мир идей есть мир бытия как такового,
подлинного, вечного, неизменного.
Рассуждение Платона о Благе строятся
в связи с анализом вполне человеческих
проблем, когда сами эти проблемы поднимаются
до высоты «чистых» идеалов и образцов,
устремлений людей к совершенству. Идея
Блага сообразуется с человеческими поступками
и устремлениями. В повседневной жизни
люди считают благом те удовольствия,
которые они испытывают. Соответственно,
злом считается то, что связано с неудовольствием.
Для Платона неприемлемо связывать Благо
с переходящими, субъективными и относительными
удовольствиями. Все, что смертно, множественно,
не может именоваться Благом.
Наряду с идеей Блага к высшим по ценности
категориям бытия принадлежат и идеи Истины,
Прекрасного, Справедливого. Следующий
класс идей составляют идеи чисел и геометрических
объектов. Далее в иерархии идей располагаются
идеи единичных вещей, создаваемых естественным,
природным образом (например, идея лошади,
идея человека и т.д.) В диалогах сократического
периода к миру идей отнесены также идеи
вещей, создаваемых человеком (например,
идея стола, идея кубка и т.д.). В более поздних
диалогах Платон, однако, не считает, что
идеи присущи вещам, создаваемым в результате
практически - творческой деятельности
человека.
Все идеи обладают свойствами, противоположными
свойствам чувственных вещей. Можно выделить
некоторые характеристики чувственных
вещей - они состоят из физических частей
и разложимы на составляющие; постоянно
изменяются, образуя мир становления;
они смертны и уничтожаемы; исследуются
посредством органов чувств; допускают
сравнения; имеют причину в чем-то другом
и близки человеку и его жизни. Идеи же,
напротив, находятся вне физического пространства;
близки божественному, не составляются
из частей и не разложимы, всегда неизменны,
неуничтожаемы, бессмертны, постижимы
только умом и размышлением, не имеют отношения
к полезности, не допускают сравнения
и всегда прекрасны, не перерождаясь во
что-то противоположное.
Важно отметить связь между идеями и вещами.
Она проявляется в том, что идеи являются,
во - первых, причиной и источником бытия
вещей, их свойств и отношений; во - вторых,
- образцом для вещей; в - третьих, целью,
к которой как к верховному Благу стремиться
все существующее.
Учение Платона об идее Блага как высшей
идее, стягивающей все другие идеи в некоторое
единство, чрезвычайно существенно для
всей системы его мировоззрения. Оно придает
философии Платона «характер не просто
объективного идеализма, но вместе с тем
идеализма телеологического». Телеология
Платона, как учение об объективной целесообразности
(все направляется к благой цели), тесно
связано с его теологией - учением о богах.
Дело в том, что с точки зрения Платона,
существование бога необходимо для познания
идей. Бог есть само Благо и, направляя
все к благой цели, он создает мир по собственному
подобию. Бог есть и начало всех вещей,
и их середина, и конец. Он - начало, т.к.
от него все происходит; середина - потому
что он является сущностью всего; и он
- конец, т.к. все к нему стремиться как
к своей цели.
Человек может познать Благо, познать
идеи, но познать лишь с помощью ума, души.
Так Платон создает теорию воспоминания.
По Платону душа, до воссоединения с человеческим
телом, пребывала в мире идей. Она бестелесна
и по своей природе родственна идеям. Оказавшись
в теле человека, душа «забывает» то, что
созерцала в другом мире. Познание же сводится
к воспоминанию душой имеющихся у нее
знаний о мире эйдосов, а чувственное восприятие
помогает ей в этом. Успешность припоминания
зависит от того, насколько полно идея
Блага открылась данной душе. Так, чем
больше ей открылась идея Блага, тем успешнее
идет припоминание, которое способствует
как благим, добродетельным и справедливым
поступкам, так и познанию самого Блага.
По Платону существует некая иерархия
душ, обуславливающая общественное неравенство
людей. Так, люди, чьим душам идея Блага
открылась в большей мере, находятся на
вершине социальной лестницы идеального
государства - это философы. Ступенькой
ниже располагается группа воинов, охраняющих
государство; затем - ремесленники и земледельцы.
Вообще же философию Платон определяется
как путь к познанию Блага, и именно философы,
управляющие государством, более других
людей приобщены к нему. Человеку, однако,
недоступно полное постижение Блага, но
если бы оно было возможно, то с точки зрения
мыслителя, спасло бы человечество от
зла, бед и конфликтов. Но в целом, именно
Благом всё в действительности связывается
и удерживается.
Таким образом, платоновский идеальный
мир создан как предельная абстракция
от всех земных несовершенств. Платон
вычленяет общие и всеобщие понятия в
особую сферу и решает выяснить, как, они,
эти понятия, действительно существуют.
Бытие и сущность идеального - стержневая
тема философии Платона, вопрос о существовании
идей - это вопрос о том, как они даны, есть:
где и как их в качестве идей можно обнаружить.
Проблема бытия идей - это изучение того,
что общего и специфического у идей с другими
формами существующего - природой, человеком,
обществом.(асмус?)
Натурфилософия и космология
Платона
* Космос есть творение Бога - Демиурга,
овеществленного в материи.
* Космос у Платона - это живое тело, наделенное
душой.
* Физический космос состоит из 4-х стихий:
земли, огня, воздуха и воды.
* Космос один, он конечен, представляет
собой шар, в центре которого Земля, а вокруг
Земли вращаются планеты, приводимые в
движение их душами.
* Мир чувственно воспринимаемого космоса
развивается целесообразно, а в качестве
цели выступает идея.
Учение Платона об идеях
Философские источники учения
об идеях
* Учение Сократа о всеобщем как основе
этики.
* Учение элеатов об истинном, едином и
неподвижном бытии.
* Пифагорейское учение о числах как истинных
сущностях вещей.
Сущность учения об идеях
* Идеи есть абсолютные, всеобщие духовные
сущности вещей.
* Каждой чувственной вещи или родам вещей
соответствует своя идея.
* Идеи объединены в мир идей, который образует
истинное бытие.
* Вторичным, производным от мира идей,
является мир чувственных вещей.
* Мир идей иерархичен, на вершине его Платон
поместил идею Блага .
* Отношения между миром идей и миром чувственных
вещей строятся по принципу того, что вещи
подражают идеям, или идеи присутствуют
в вещах.
Диалектики Платона
|