Философия Владимира Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Стремление Владимира Соловьева сгладить противоречия между верой и знанием, между религией и наукой делают его взгляды весьма своеобразными. Сводя воедино все знания человека, веру, религию, философию и науку, Соловьев открыл пути к пониманию человека, не только как существа «познающего», но и как существа, наделенного верой, способностью к целеполаганию и свободе действовать. Сам Соловьев видел свою задачу в том, чтобы отстаивать чистоту и истину христианства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________________3

1.Биография_______________________________________________________4
2.Теоретическая философия Соловьева________________________________8
3.Триединство в философии В. Соловьева_____________________________11
4.Учение о Богочеловечестве________________________________________13
5.Космология Владимира Соловьева__________________________________15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________________18

СЛОВАРЬ___________________________________________________________19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ______________________________________________20

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 153.37 Кб (Скачать файл)
 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________________3 

  1. Биография_______________________________________________________4  
  1. Теоретическая философия Соловьева________________________________8 
  1. Триединство в философии В. Соловьева_____________________________11
  2. Учение о Богочеловечестве________________________________________13
  3. Космология Владимира Соловьева__________________________________15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________________18

СЛОВАРЬ___________________________________________________________19

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ______________________________________________20   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Значительную  роль и влияние на развитие мировой  философии на рубеже XIX - XX в.в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова,         Д. Мережковского, Н. Бердяева, Владимира Соловьева, С.Булгакова и др. Русской религиозной философии этого периода современные философы отводят совершенно уникальную роль, т.к. в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России.

    Владимир  Соловьев был одним из основателей  классической русской философии, в  нем сочетались достаточно противоречивые жизненные принципы, философские  мысли, гармоническое единство слова  и дела, духа учения и жизненной  практики. Его философия проникнута добром, любовью и человечностью, несмотря на изломы и муки затянувшихся преобразований в России.

    Философ и поэт, положивший основание целому направлению в русской поэзии конца XIX – начала XX вв., Соловьев был необыкновенным человеком в полном смысле этого слова. Современников поражала и его внешность, и его ум.

    На  взгляды Владимира Соловьева  большое влияние оказала христианская литература, а также идеи неоплатонизма, теософии и других религиозно-философских  систем. Многое он заимствовал у  немецких философов и у славянофилов.

    Стремление  Владимира Соловьева сгладить противоречия между верой и знанием, между  религией и наукой делают его взгляды  весьма своеобразными. Сводя воедино  все знания человека, веру, религию, философию и науку, Соловьев открыл пути к пониманию человека, не только как существа «познающего», но и как существа, наделенного верой, способностью к целеполаганию и свободе действовать. Сам Соловьев видел свою задачу в том, чтобы отстаивать чистоту и истину христианства.

СОЛОВЬЕВ  ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ

                                                   (1853-1900)

Выдающийся  русский религиозный  философ, прозаик, поэт, публицист, один из самых оригинальных и глубоких мыслителей конца XIX в. 

    Владимир  Сергеевич Соловьев родился в  семье знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева, автора монументальной "Истории России с древнейших времен", 16 января 1853 года.

    В юные годы ничто не выдавало во Владимире  Соловьеве будущего религиозного мыслителя. Скорее, ему можно было предсказать  естественнонаучную карьеру. "Это  был типический нигилист 60-х годов", - свидетельствует его приятель. Да и сам философ признавался, что не верил в божественность Христа, "стал деистом, а потом атеистом и материалистом". Среднее образование получил в 5-й московской гимназии, окончив ее с золотой медалью. Затем по настоянию отца он поступил сначала на историко-филологический факультет, но быстро перешел на физико-математический. Здесь и началось преображение.

    "...Наука не может быть последнею целью жизни, - пишет он своей кузине Кате Романовой. - Высшая истинная цель жизни другая - нравственная (или религиозная), для которой наука служит одним из средств". Свою жизненную задачу он видит в том, чтобы реформировать христианство, выявить его подлинную, гуманную сущность, облечь в современную форму, сделать всеобщим достоянием.

    Он  покидает естественные науки, экстерном  сдает на историко-филологический факультет и, получив диплом, поступает вольным слушателем в Духовную академию. Его "первою любовью в области философии" был Спиноза. Второе, более значительное увлечение - Шопенгауэр. Но главные философские симпатии, которые он пронесет через всю жизнь, принадлежали Шеллингу. Отталкиваясь от Шеллинга, используя его терминологию, вдумываясь в поставленные им проблемы, он и будет строить собственную систему взглядов.

    Отличительной чертой Соловьева как мыслителя  была высокая историко-философская  культура. Это проявилось уже в  его магистерской диссертации "Кризис западной философии (против позитивистов)", которую он защитил в возрасте двадцати одного года. Здесь впервые Соловьев сформулировал свою любимую идею всеединства-синтеза, слияния культур. Эту идею он пронесет через всю жизнь.

    Вскоре  после защиты юный магистр уже  стоял на кафедре Московского университета и читал вступительную лекцию к курсу истории новейшей философии. Его покровитель профессор П.Д.Юркевич скончался, и, согласно воле покойного, Соловьев стал его преемником. В эти же годы обнаруживается поэтический дар философа.

    Для пополнения образования и исследовательской  работы молодого приват-доцента отправляют в Англию... Он прилежно работает в Британском музее. Но потом с ним происходит что-то сверхординарное. Если верить тому, что позднее он описал в стихотворении "Три свидания", ему (увлекавшемуся спиритизмом) явилась сама Божественная премудрость-София и повелела отправиться в Египет. Там он снова узрел ее - в пустыне, где чуть было не погиб от рук бедуинов, принявших его за нечистого.  В Каире, где Соловьев провел зиму, он начал писать диалог "София". Это первая попытка изложить свои взгляды.

    Вернувшись  в Россию, Соловьев приступает к  систематизации своих идей. В Московском университете читает он курс логики и истории философии, работает над докторской диссертацией, которую защищает в возрасте двадцати семи лет. Диссертация называется "Критика отвлеченных начал". В начале 1878 года Соловьев читает цикл публичных лекций по философии религии, которые опубликует под названием "Чтения о богочеловечестве". Лекции имели шумный успех, вся образованная столица съезжалась "на Соловьева". В "Чтениях..." Соловьев уже одинаково критически смотрит и на западное, и на восточное христианство, признавая одновременно и заслуги каждой религии. Запад выпестовал идею индивидуальности, воплотившуюся в образе "богочеловека". Восток создал идею "человекобога", олицетворение универсализма. Задача состоит в том, чтобы свести воедино оба христианских принципа. Идея синтеза владеет умом Соловьева, раньше он отстаивал ее в философии, теперь переносит на религиозные дела, которые в скором будущем поглотят его целиком. На его идее Богочеловечества я остановлюсь чуть позже.

    Несмотря  на все свои труды, профессором он так и не стал. Петербургский университет  держал его по-прежнему в приват-доцентах, вскоре он сам отказался от преподавательской деятельности. Соловьеву не сиделось на одном месте, он всегда вел неустроенную жизнь странника.

    В творчестве Соловьева начинается новый  этап. Он отодвигает (на время) философские  изыскания и обращается целиком к проблемам религии. Объединение церквей - православной и католической - такова, по его мнению, насущная задача. Вчерашний славянофил, он убеждает своих соотечественников в благости латинства, а католикам доказывает правоту православия. Но достается ему и от тех, и от других.

    "Критика  отвлеченных начал" содержала  изложение двух первых частей  его системы - этики и теории  познания. Теперь он начинает  работать над третьей частью - эстетикой. Последнее десятилетие  жизни Соловьева - наиболее плодотворное. Дарование Соловьева достигло вершины. В эти годы возникают вдохновенные статьи о поэзии Тютчева и Пушкина, "Смысл любви" - философский гимн высокому чувству, "Три разговора", где ирония и пародия пополам с апокалипсисом, и главный труд философа - "Оправдание добра".

    Но  силы подорваны. Отправившись в очередное  странствие, Соловьев заболевает. Его привозят в подмосковное имение князей Трубецких Узкое. Здесь его настигает смерть. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Теоретическая философия Соловьева

    Преодоление кризиса, в котором оказались  философский теизм и славянофильство, стало главным делом религиозного философа Владимира Соловьева. Его система явилась новым этапом в эволюции религиозной философии, последователи которой попытались сделать ее идеологически активной уже в начале столетия. В основе деятельности Соловьева лежали следующие кардинальные устремления: осуществить под знаком «всеединства» «гармонический синтез религии, науки и философии»; объединить рациональный, эмпирический и мистический виды познания; представить историю как процесс «богочеловеческий»; указать пути социального обновления и активизации.

    Свое  философское мировоззрение Владимир Соловьев изложил в трактате «Философские начала цельного знания», который может считаться по нынешним определениям наилучшим образцом философской классики, как учение о сущем, бытии и идее.  Именно свое учение о развитии он уже применил к человечеству в целом. Категорию развития надо применить и ко всему миру, и к бытию в целом. Организм есть единство и цельность. Следовательно, и все бытие тоже есть единство и цельность. Для Соловьева гораздо более полноценной философией является философия мистическая, но и она слишком часто оказывается связанной то с натурализмом, то с идеализмом. Поэтому и она, по Соловьеву, требует совершенно новой разработки.

    Очень важно отдать себе отчет в том, что Соловьев понимает под мистицизмом. «Предмет мистической философии есть не мир явлений, сводимых к нашим ощущениям, и не мир идей, сводимых к нашим мыслям, а живая действительность существ в их внутренних жизненных отношениях; эта философия занимается не внешним порядком явлений, а внутренним порядком существ и их жизни, который определяется их отношением к существу первоначальному». Соловьевский «мистицизм» есть просто теория бытия и жизни как всеобщего и целостного организма, если не входить ни в какие детали.

    Разнобой  между философской терминологией и философской сущностью дела у Владимира Соловьева наблюдается постоянно. Например, под таким термином, как «церковь», нужно понимать у Владимира Соловьева, согласно его учению, в первую очередь всеобщую целостность бытия, или, как он говорит, всеединство. Поэтому, если отнестись критически к терминологии Владимира Соловьева, то совершенно ничего страшного и ужасного не окажется ни в этом «мистицизме», ни в этом «всеединстве», ни в «целостности» и ни в этой «церкви». Здесь просто учение о жизни и бытии, включая всю человеческую и всю космическую сферу, как о нерушимой и всеединой целостности. Учение это мотивируется чисто жизненными задачами человека, который хочет преодолеть несовершенство жизни и переделать ее в целях лучшего будущего.

    Свое  бытие Владимир Соловьев понимает, по крайней мере, в двух, если не в трех смыслах. У него совершенно отчетливо говорится о противоположности сущего и бытия, как это мы констатировали выше. Сущее выше всякой раздельности, а бытие есть раздельность и множественность. Теперь же оказывается, что в бытии тоже необходимо различать два разных бытия. Одно — идеальное, необходимое и то, что философ называет сущностью. Другое же — реальное, действительное и то, что философ называет природой. Сказать, что все это разделение вполне ясно, никак нельзя. Сущее, расчленяясь, становится идеей или, как говорит философ, Логосом, а эта идея, или Логос, осуществляясь, создает реальную действительность. Здесь можно понять так, что Логос есть только «акт проявления или откровения», а идея — само проявленное и открытое сверхсущее. В общей таблице анализируемых  категорий мы тоже находим тройное деление: Абсолютное, Логос, Идея.

    Не  очень благополучно обстоит здесь  дело также и с категорией Логоса. Логос расчленяется на внутренний, или скрытый, Логос и открытый, или проявленный, Логос. Причем философ вдруг говорит почему-то о «видимости», или «призрачности», этого второго логоса. Дело запутывается еще больше, когда философ заговаривает о третьем Логосе, «воплощенном или конкретном», который он называет также Христом. Ведь христианство мыслит Христа как воплощение логоса в чувственной материи.

    «Третьему или конкретному Логосу отвечает и конкретная идея, или София». Другими словами, чистая идея тоже содержит в себе какую-то чистую материю и в совокупности с этой материей является Софией. Но что это за материя в чистой идее, об этом можно только догадываться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философия Владимира Соловьева