Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 21:26, реферат
Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нём не было наблюдателя – чувствующих и мыслящих существ.
Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми.
1. Русский космизм П.А. Флоренского………………………………………...4
2. Христианский космизм В.С. Соловьёва…….……………………………....4
3. «Философия общего дела» Н.Н. Фёдорова………………………………....5
4. Вселенная и «Будущее Земли и человечества К.Э. Цилковского……........8
5. Антропокосмизм Н.Г. Холодного………………………………………….10
6. Биосфера и ноосфера в идеях В.И. Вернандского………………………...11
7. Современная цивилизация и русский космизм…………………………....13
Заключение……………………………………………………………………..15
Литература……………………………………………………………………...17
САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ
УПРАВЛЕНИЯ
И ЭКОНОМИКИ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра
философии
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Философия»
ТЕМА: «Философия
русского космизма»
Выполнила: Студентка II курса гр.653/2
(заочное)
Свешникова О.В.
Проверил:
проф. Малинов А.В
Санкт-Петербург
2011
Содержание:
1. Русский космизм П.А. Флоренского………………………………………...4
2. Христианский космизм В.С. Соловьёва…….……………………………....4
3. «Философия
общего дела» Н.Н. Фёдорова…………
4. Вселенная и «Будущее Земли и человечества К.Э. Цилковского……........8
5. Антропокосмизм
Н.Г. Холодного…………………………………………
6. Биосфера
и ноосфера в идеях В.И.
7. Современная
цивилизация и русский космизм…
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Под космизмом понимается целый поток русской культуры (работы философов, учёных, теологов, писателей, поэтов, художников).
Мировоззрение, с корнями в мифологическом сознание, в смеси христианства с язычеством.
Намеренное противопоставление
западноевропейской науке и
Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нём не было наблюдателя – чувствующих и мыслящих существ.
Русский космизм предложил
Так выражена планетарная
1.
Русский космизм
П.А. Флоренского
П.А. Флоренский является
Можно с полным основанием считать
мир биологически – вселенским телом
человека, а экономически – сферой его
хозяйствования. «Мир есть раскрытие человека,
проекция его».
2.Христианский
космос В.С. Соловьёва
Наиболее полно тема космизма рассмотрена В.С. Соловьёвым в трактате «Чтение о Боге-человечестве». «Человек совмещает в себе всевозможные противоположности между безусловным и условным, между абсолютной и вечной сущностью и преходящим явлением, или видимостью. Человек есть вместе и божество и ничтожество».
Соловьёв видит в божественном существе двуединство: «действующее, или производящее, единство божественного творчества Слова (Логоса), и единство произведённое, осуществлённое…, единство органического тела». Иначе говоря, первое единство – это Бог (Логос), второе единство, (произведённое единство София) – «начало человечества,… идеальный или нормальный человек. И Христос, в этом единстве причастный человеческому началу, есть человек, или, по выражению священного Писания, второй Адам».
Вечность Бога как Логоса и действующего Бога предполагает вечность человечества, но не природного, которое возникает на Земле в определённый период, а человека умопостигаемого, идеального. Это универсальное существо заключает в себе всех людей. «Каждый из нас, каждое человеческое существо существенно и действительно коренится и участвует в универсальном и абсолютном человеке». Он – всечеловеческий организм, вечное тело Божие и вечная душу мира, София. Поэтому человек является необходимым и незаменимым звеном в абсолютном целом. Именно это оправдывает допущение двух великих истин: человеческой свободы и человеческого бессмертия.
«Если всё существующее (в природе или мировой душе) должно соединиться с божеством – а в этом цель всего бытия, - то это единство, чтобы быть действительным единством, очевидно, должно быть обоюдным, т.е. идти не только от Бога, но и от природы, быть и её собственным делом».
Мировой космический процесс проходит множество последовательных фаз.
Начинаясь эпохой звёздной (астральной),
когда действием всемирного
3.
«Философия общего дела»
Н.Н. Федорова
Родоначальником всей космической мысли в России был только в последние годы раскрывающийся во всем многообразии творчества мыслитель второй половины XIX века Николай Николаевич Федоров.
В своём основном философском труде «Философия общего дела»
Н.Ф. Фёдорова провозглашает общечеловеческие, общепланетарные задачи эпохи ноосферного выбора: управление природой («внесение в неё воли и разума»), которое для Фёдорова является исполнением библейской заповеди об обладании землёй; победа над стихийными силами, над голодом, болезнями и смертью; перевод военной мощи в созидательную и мирную.
Фёдоров отчётливо понимал то катастрофическое направление, в котором движется развитие нынешней «эксплуатирующей, а не восстанавливающей» природу цивилизации.
«Мы виноваты, не в том только, что делаем (хищничество), но и в том зле, которое происходит по нашему бездействию». Бездействие человека содействует приближению Конца, означает измену эволюционному предназначению разуму стать орудием «внесения порядка в беспорядок, гармонии в слепой хаос». Как раз эту задачу и ставит разработанный в «Философии общего дела» проект «регуляции природы». Он включает некоторые конкретные предложения, в том числе, о регуляции погоды методом взрыва в облаках, который до сих пор применяется, а также и более глобальные проекты «регуляции природы». Об управление магнитными силами, движением земного шара, об овладение новыми источниками энергии, о метеорической регуляции в масштабах не только всей планеты, но и о выходе в космос и управлении космическими процессами.
Космос, космическое в философском сознание обычно были воплощением беспредельного, абсолютного, недоступного ограниченному человеческому пониманию, оставаясь предметом медитации, высокого восхищения, смешанного с трепетом ужаса перед бездной небытия.
Созерцательное отношение к
Пророческая идея Фёдорова о
неразрывной связи космоса и
человека находит своё
Подход, открывающий принципиально новые возможности науке и философии, которые, по мнению Фёдорова, шли и идут преимущественно путём разделения, расчленения, анализа. Этому Фёдоров противопоставляет путь воскрешения как собирания, сложения, синтеза всего разъединенного и разложенного – от знание до человеческого организма.
Преобладающий сегодня аналитический тип мышления связан, по его мнению, с промышленной цивилизацией, которая умерщвляет, разделывает живые натуральные продукты природы и земледелия и готовит из них мёртвые, искусственные вещи.
Преобладание анализа связано с
подсознательным и сознательным согласием
на смерть. Сама смерть и есть главный
анализатор, разделяющий сложное на более
простые элементы. Воскрешение же, напротив,
- воссоединение простого в сложное целое,
предполагающее приобретение нового,
преображённого качества. Для этого необходим
синтез всех способностей и возможностей
человека. Поэтому основная идея философии»
всеобщего синтеза» состоит в преодоление
противоречий: города и села, знания и
дела, чувства и мысли, мечты и воли, веры
и науки, эгоизма и альтруизма. На сегодняшнем
этапе развития, кА я считаю, человечество
ещё не готово к идее единства и поэтому
вполне закономерно, что эта идея является
утопической.
4.
Вселенная и «Будущее
Земли и человечества»
К.Э. Циолковского
Еще один мыслитель, чье имя неразрывно связано с русским космизмом – К.Э. Циолковский. Творчество Циолковского напрямую берет свое начало в работах Н.Ф. Федорова. Федорова недаром называют предшественником космических идей Циолковского, провозвестником того направления, которое получило название космизма, космической философии. В идеях “Философии общего дела” было прямо предвосхищено многое из того, что впоследствии конкретно разрабатывалось Циолковским. Достаточно взять для примера работу Циолковского “Будущее Земли и человечества”. В ней он ярко воображает наглядные картины самого процесса будущего преобразования планеты. Тут мы найдем немало активно осуществляющихся Федоровских проектов: и метеорическую регуляцию, и широкое использование солнечной энергии, и усовершенствование растительных форм. “Солнечная энергия теряется очень незначительно, проходя через тонкий прозрачный покров оранжерей. Мы избавлены от ветров, непогод, туманов, смерчей и их разрушительного действия. Мы не имеем вредителей для растений и человека. Растения утилизуют более 50% солнечной энергии, так как разумно подобраны и имеют самые лучшие условия для своего существования”. Причем Циолковский считает, что для выполнения всех своих грандиозных будущих задач человечество должно умножиться в тысячу и более раз. Только тогда оно сможет стать абсолютным хозяином почвы, океана, воздуха и самого себя.
В “Философии общего дела” мы не найдем такой научно-фантастической увлеченности, гипнотизирующей своим единственно возможным воплощением грядущего. Федоров вырабатывает лишь основную схему, план “общего дела”, ставит в общей принципиальной форме главную задачу человечеству. И в этом смысле он более философ, чем Циолковский, для которого характерна особая художественно-образная детализация предвосхищающей мечты.
Циолковский признает существующей и действующей во Вселенной одну субстанцию и одну силу – материю в ее бесконечном превращении. Материи свойственно усложняться в своем развитии. В отличие от Федорова, Циолковский признает широчайшее распространение жизни в космосе, в разных формах (до крайне невероятных) и на различных ступенях ее развития, вплоть до самых совершенных, высокосознательных и бессмертных ее представителей. У него сознательная жизнь буквально кишит во Вселенной. Не говоря уже о бесчисленных планетах, разумные существа живут в эфире, окружают солнца, звезды. Жизнь для Циолковского возникает и продолжается в любых условиях. Сознательная жизнь не имеет никаких пределов и развивается даже без всяких условий: без атмосферного давления, без кислорода, без пищи, довольствуясь только солнечными лучами.