Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 14:04, реферат
Проблема массовой литературы включается в широкий контекст социологии культуры, и социологии литературы в частности. Социологические опросы, посвященные изучению структуры чтения последних лет, свидетельствуют о том, что картина мира, представляемая массовой литературой, соответствует потребностям представителей новых субкультур. Изменение статуса литературы в обществе неизбежно влечет за собой изменение авторской и читательской стратегий.
Введение 3
1. Определение понятий «массовая литература» и «феномен» 4
2. История феномена «массовой литературы» 6
3. Развитие феномена «массовой литературы» в современном обществе 10
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Министерство образования и науки Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский государственный областной университет
(МГОУ)
Факультет русской филологии
Кафедра: философии
Реферат
по дисциплине: «Философ. филолог.»
на тему: «Феномен «массовой литературы»»
Выполнила: студентка
3 курса
02.ФЗБ.12.ОФ.1 группы
Заочной формы обучения
Ростова Виктория
Владимировна
Преподаватель:
Картавцев
Владимир Владимирович
Москва
2015
План:
Введение 3
1. Определение понятий
«массовая литература» и «
2. История феномена «массовой литературы» 6
3. Развитие феномена «массовой литературы» в современном обществе 10
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Введение
Проблема массовой литературы включается в широкий контекст социологии культуры, и социологии литературы в частности. Социологические опросы, посвященные изучению структуры чтения последних лет, свидетельствуют о том, что картина мира, представляемая массовой литературой, соответствует потребностям представителей новых субкультур. Изменение статуса литературы в обществе неизбежно влечет за собой изменение авторской и читательской стратегий.
Мировоззрение человека в современном обществе, его отношение к истории и проблемам современности, модели коммуникативного поведения в значительной степени определяются литературными образцами. Политические, социально-экономические изменения, произошедшие в России на протяжении XX–XXI веков, привели к резкому изменению общекультурной и литературной ситуации. Книжный рынок наводнили тексты «массовой литературы» – отечественной и переводной. Чтение стало вытесняться «чтивом». Возникла необходимость в целостном осмыслении феномена «массовой литературы».
1. Определение понятий «массовая литература» и «феномен»
Для начала дадим определение понятию «массовая литература»:
2) Множество популярных
произведений, рассчитанных на читателей
с нетребовательным
Таким образом, к особенностям массовой литературы можно отнести:
Рассмотрим же понятия «феномена»:
1. В некоторых идеалистических философских системах - внешняя, чувственно данная сторона явления, в отличие от скрытой, непознаваемой его сущности - ноумена (филос.).
2. О человеке или явлении: нечто исключительное, выдающееся, небывалое». [4.4]
I фен`омен, феном`ен. м. Познаваемое явление, принципиально отличное от якобы непознаваемой сущности предметов (в идеалистической философии).
II фен`омен, феном`ен. м. Редкое, необычное, исключительное явление.
III феном`ен. м. Выдающийся, исключительный в каком-либо отношении человек». [4.3]
Исходя из этих определений можно рассматривать понятие «феномена», как «особенное, необычное» явление.
В данной работе понятие ««феномен» «массовой литературы»» автор будет рассматривать на необычное, но вполне естественное явление, устремленное на создание литературы для широкого невзыскательного круга читателей к интеллектуальному содержанию литературного произведения, характеризующаяся шаблонностью и упрощенностью построения сюжета.
2. История появления феномена «массовой литературы» и причины
Литература, которая всегда адресовалась представителям разных сословий и делилась на «высокую» и «низовую». «Высокая» создавалась для высших в культурном плане сословий – людей образованных, подготовленных к чтению, знающих традицию, взыскательных. «Низовая» литература, соответственно, была рассчитана на низшие (в культурном плане) слои, т. е. на невзыскательных, малообразованных читателей.
«Низовая» литература, складываясь в обществе, имеющем не просто письменную традицию, но развитый тип «высокой» литературы, и ориентируясь на уже сложившиеся литературные нормы, тем временем продолжила успешно существовать, с одной стороны, неизменно сохраняя свое внешнее неприсутствие в «большой» культуре, с другой – оставаясь едва ли не единственной культурной «пищей» читательского большинства. «Низовая» литература, понятная большинству населения конкретной историко-культурной эпохи, обладающая определенными эстетическими особенностями, находилась в сложном комплексе взаимодействий с пластами элитарной и коллективно создаваемой народной культуры – фольклора. Это связано с тем, что долгое время (на Руси вплоть до конца XVI – начала XVII века) абсолютная грань между фольклором и литературой (творчество коллективное, индивидуальное, стихийное) была размыта, а элитарное искусство, жанрово и стилистически ограниченное, предназначенное для распространения в очень узкой среде (например, богословские трактаты), предполагало и более демократический вариант бытования, предназначенный для широкого адресата (проповеди, жития святых и т. п.).
«Низовая» литература начала осознаваться как таковая – в противоположность «высокой» – вследствие неизбежно формирующихся оценок ее эстетического качества.[1]
С конца XVIII века, когда в европейских и американской культурах оформляется идея литературы национальной, что неизменно сопровождается созданием пантеона классики, «низовая» литература начала восприниматься как «второсортная», недостойная образованного человека. Но городская демократическая литература не только существовала, но и нашла своих покровителей (в первую очередь в лице мелкой буржуазии), постепенно приобретала в качестве важнейшей установку на отвлечение от повседневности, развлечение.[1]
Важным условием развития популярного «низового» искусства вообще и литературы в частности являлось появление возможностей тиражирования, предполагающего, что ценность первого и любого из последующих оригиналов не различается. Так, уже в XV веке широчайшее распространение получила гравюра, в том числе и лубок – гравюра на дереве, изображающая картинку в народном духе с поясняющей или поучительной надписью. Таким образом, в процесс «потребления» профессиональной культуры включается множество индивидов, каждый из которых становился обладателем своего персонального экземпляра оригинала. В литературе подобного рода тиражирование, ставшее возможным с изобретением печатного станка, приводило не только к появлению особой демократической формы изданий (книжка карманного формата в дешевой обложке), но и к возникновению (например, в Англии XVII–XVIII веков) специально создаваемых для широкого читателя романов, публиковавшихся как в виде «карманной книги» (pocket-book), так и в форме «романа с продолжением», выходящего отдельными частями - «выпусками» в периодических изданиях. Количество экземпляров отдельного текста могло увеличиваться неограниченно в зависимости от спроса.[1]
Индустриальное общество, для которого характерны профессиональная специализация, непреодолимый разрыв между теми, кто принимает решения, и теми, кто их исполняет, кардинально поменяло социальные структуры и культурные порядки, наложило на людей свой отпечаток, предопределяло и регламентировало их образ жизни, пристрастия и предпочтения. Оно сформировало особый тип субъекта массового сознания, который характеризуется шаблонностью, унифицированностью, имитативностью, но в то же время, поскольку он остался субъектом индивидуального сознания, может оценивать массу и себя в ней, определять свое взаимоотношение с массой – от полного растворения в ней до противопоставления и конфликта. В индустриальную эпоху формируется так называемое массовое общество, обладающее рядом особенностей, среди которых важным оказывается стремление к тотальной унификации базовых ценностей. Для успешной реализации этой задачи в данном типе общества вырабатывается некий набор технологий, и можно говорить о соответствующих этим технологиям способах функционирования и распространения культуры. Искусство и культура стали репродуцироваться в широких масштабах, культурные артефакты на глазах превращались в массово производимый продукт.
Массовая культура в современном понимании окончательно оформляется на рубеже XIX–XX веков, когда в результате сложных социальных (усиление миграции, доминирование городской культуры, демократизация и т. п.), научно-технических (изобретение новых форм коммуникации) процессов формируется феномен массового общества, общества масс. Под массой понимается безличное скопления атомизированных людей, связанных между собой внешними и чисто формальными узами. Люди массы лишены отчетливых национальных, а порой и этнических признаков, они не связаны внутри себя единой жизненной программой, но в основе обладают более или менее сходной системой ценностей: им свойственны косность, невосприимчивость, отторжение всего, что может опрокинуть их привычные представления о мире. Понятие «массы» при всех различиях в подходах и толкованиях предполагает недифференцированность (в противоположность «классу» или иной относительно однородной группе людей) и деиндивидуализацию.
В этот период
литературный текст
В России четыре фактора обусловили появление массовой литературы: - возникновение массовой читательской аудитории; - коммерциализация литературной жизни; - профессионализация писательской деятельности; - технико-экономические факторы (удешевление процесса книгопечатания, развитие сети книжных лавок и т.д.). Это обусловило и специфику литературного процесса 1830-х гг. В нем произошел перелом, изменивший систему прежних литературных ценностей и определивший новые способы функционирования литературы в обществе. С этого времени литературная жизнь выходит за пределы образованного дворянского круга. Издание книг и альманахов превращается в прибыльное дело, а выплата гонораров становится нормой отношений между издателем и автором. Появляется новый тип писателя - профессиональный литератор, для которого сочинительство становится источником существования. Его функций были определены очень четко: есть публика, которая дает заявку на регулярное чтение, и профессиональный писатель, который эту заявку выполняет.[2]