Европейская средневековая наука и образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 17:49, Не определен

Описание работы

Реферат

Файлы: 1 файл

Европейская средневековая наука и образование.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

     Регламентация студенческой жизни вытекала из правил организации корпорационной системы: все должно было быть расписанным, отступление  от правил казалось нарушением привычных  норм жизни.

     Со  временем в каждом средневековом  университете появились факультеты: юридический, медицинский, богословский. Но обучение начиналось с «подготовительного»  факультета, где преподавали так  называемые «семь свободных искусств». И так как по-латыни искусство - «артес», то и факультет назывался артистическим. Студенты - «артисты» изучали сначала грамматику, потом риторику, диалектику (под которой подразумевалась логика); лишь после этого они переходили к арифметике, геометрии музыке и астрономии. «Артисты» были молодыми людьми, и по университетскому уставу их можно было пороть, как и школьников, тогда как более старшие студенты не подвергались таким наказаниям. Эти факты отражены, например, в поэзии вагантов.10

     Средневековую науку называли схоластической (дословно - школьной). Суть этой науки и её основной порок выражала старинная пословица: «Философия - служанка богословия». И не только философия, но и все тогдашние науки должны были каждым своим выводом укреплять истины религии. Схоластический метод не ставил под сомнение веру, но применявшиеся в схоластике методы сделали настоящий переворот в ментальных установках, они помогли принять возможность существования разных мнений, отучивали пугаться новаций, применяли наблюдение и эксперимент, способствовали развитию внутренней духовной жизни.11

     Аудитория средневекового университета напоминала аудиторию университета наших дней: точно также, ступенчатыми рядами, расположены  скамьи, внизу стоит массивная  дубовая кафедра, за которой стоит  читающий лекцию профессор. Студенты  слушали и писали грифелем на навощенных дощечках. Возраст студентов был самым разнообразным. Можно было увидеть людей разной национальности: испанцев, немцев, французов, англичан. Для всех европейских (в особенности западноевропейских) стран языком науки, как и богослужения, была латынь. Слово «лекция» означало «чтение». Средневековый профессор читал книгу, иногда прерывая чтение пояснениями. Содержание этой книги студентам приходилось воспринимать на слух, усваивать на память, переписывать. Учёность преподавателя проявлялась в его умение разъяснить прочитанное, связать его с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и научных понятий.

     В учебной жизни средневекового университета большое место занимали диспуты. На так называемых магистерских диспутах обучавший студентов магистр умело втягивал их в спор. Предлагая подтвердить или оспорить выдвинутые им тезисы, он заставлял студентов мысленно сверять эти тезисы с мнениями «отцов церкви», с постановлениями церковных соборов и папскими посланиями. Во время диспута каждому тезису противопоставлялся контртезис противника. Тактика наступления заключается в том, чтобы вереницей взаимосвязных вопросов подвести противника к такому вынужденному признанию, которое либо противоречило его собственным утверждением, либо расходилось с незыблемыми церковными истинами, что было равносильно обвинению в ереси. Горячие по накалу, иногда диспуты перерастали в рукопашные схватки между участниками.12

     Учебный курс в университете был рассчитан  на долгий срок. Однако в те дни в  университет приходили более  молодые студенты, чем сегодня.13 Так в 13 веке в Париже студенты сначала шесть лет учились на факультете искусств. В этот период студент мог стать «бакалавром» и помогать на второстепенных ролях в обучении других. Но он не мог начать учительствовать, пока ему не исполнится двадцать лет. Курс теологии преподавался сперва в течение восьми лет, однако имел тенденцию удлиняться. После завершения курса на факультете искусств и нескольких лет преподавания студент посвящал четыре года изучению Библии и два - изучению «Сентенций» Петра Ломбардского. После этого он мог стать бакалавром и в течении двух лет читать лекции по Библии, а в течении одного года - по «Сентенциям». Степень магистра или доктора он получал ещё через четыре - пять лет.

     Некоторые студенты, конечно, выдерживали столь  долгую учёбу в надежде на продвижение  по церковной лестнице. Однако сам  учебный курс был явно ориентирован на преподавание, на выпуск учителей или профессоров. И поскольку обучение «искусства» подготавливало к изучению более высоких наук и теологии, которая считалась царицей всех наук, то получение степени магистра или доктора теологии, дающее право на преподавание, естественно, рассматривалось как вершина академической карьеры. Отсюда легко понять, почему самые выдающиеся мыслители средневековья были теологами. 
 
 

     Заключение

     Образование первых университетов Европы, начиная с XII века, было вызвано упрочением тенденций развития феодального общества. Если в раннее средневековье в образованных людях общество не особенно нуждалось, и вообще само общество формировалось на основе остатков античной цивилизации и традициях варварских королевств, то в период развитого средневековья, в связи с ростом городов, усложнением общественных связей, люди почувствовали необходимость знаний, интеллектуальных умений. Церковные и монастырские школы не могли удовлетворить потребности светского общества, мирян, обществу понадобился новый вид школ – городские школы и университеты.

     Алгоритм  развития средневековых образовательных  потребностей можно определить так: от элементарных начатков знаний, через  изучение традиционных античных наук, к овладению востребованных наук в средневековом обществе и, по желанию, поиск и изучение научных и духовных истин, различные рабочие места, где требовались из знания и умения.

     Права университету изначально давали патроны: короли, герцоги, епископы, городская  администрация, словом, власти тех земель, на которых организовывался университет. Но выиграл в этой череде – сам Папа, Святейший Престол. Знания были связаны с понятием о божьем слове, прежде знания сосредоточивались при церквях и монастырях, поэтому церковь постаралась поставить внутреннюю жизнь университета под свой контроль. Это касалось и наук (теология прежде всего), и бенефиций, и даже внешности и правил жизни на учебе и в быту. Но пестрая студенческая среда внесло свои коррективы, в дела университетов вмешивались короли и их администрация, и мало помалу университеты добились разнообразных привилегий, превратившись в особую корпорацию со своими законами, правилами. Регламентация университетской жизни соответствовала цеховым правилам средневековья. Но интеллектуальную жизнь невозможно было загнать в рамки цеховых ограничений. Так сложилась пестрая среда и нравы университетов. Здесь имели вес и преподаватели из нищенствующих монашеских орденов, и прославленные профессора. Студентами становились лица самых разных сословий, в том числе бродячие школяры. Университетская корпорация состояла из множеств федераций: факультетов, наций, колледжей, общежитий, пансионов, торговцев и т.д. Заправлял жизнью университета выборное лицо – ректор. Университет вмешивался в интеллектуальные и политические коллизии и конфликты эпохи. Университеты стали значимой частью городской жизни и интеллектуальной жизни Европы.

       Так развивался средневековый  университет: от городских школ  к цеховой организации, выросшей  в мощную корпорацию, а затем  в государство в государстве.

     Направленность  университетского образования была выше чем потребность в элементарном счете, чтении, письме. Средневековое общество испытывало потребность в более глубоком изучении права, богословия, медицины. Первой ступенькой к постижению данных наук оставалось изучение семи свободных искусств, традиции  которых были заложены еще в античности: изучались  грамматика, потом риторика, диалектика (под которой подразумевалась логика); лишь после этого - арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Дипломированные специалисты в большинстве своем становились преподавателями-профессионалами, многие другие занимали в обществе различные рабочие места, где требовались из знания и умения. Рассматривая  студентов, следует отделять студенческую элиту, которая уже преподавала, основную массу студентов, и недоучившихся студентов.

     Все студенты в области организации  получения образования подчинялись  регламентации, согласно правилам университета: где сидеть, что учить, как учить, по каким книгам, сколько часов. Регламентация  распространялась и на внешний вид, и личную жизнь тех, кто жил в пансионах. Вырвавшись за стены университетской территории, студенты буянили, как и студенты, проживающие в латинском квартале.

     Материально, часть неимущих студентов была обеспечена бенефициями, дарованными рентами, подработками, или содержалась за счет университета. Но это было скудное обеспечение, поэтому образ средневекового студента – это образ нищего босяка с книгой и лютней. Как только студент проходил первую ступень обучения – артистическую – он мог начать подрабатывать – преподаванием и частным образом: в услугах грамотных нуждались многие, в услугах начинающих юристов тем более. В области медицины и богословия правила были строже.

     Дипломированную элиту университетов и практикующих специалистов волновали многие интеллектуальные вопросы. Для получения диплома требовалось учиться много лет, перечитать много книг, овладеть искусством красноречия, а юристам и медикам еще и практическими знаниями. Неудивительно потому, что из университетской среды выходили папы, кардиналы, знаменитые поэты и писатели, ловкие администраторы,  специалисты-правоведы, известные хирурги, ученые и алхимики-чернокнижники. Эта же среда дала базовую основу знаний гуманистам. В целом, значимыми для интеллектуалов того времени были вопросы совместимости постижения божественного знания с необходимостью брать деньги за свой труд, вопросы поиска истинного благородства (по крови или по знаниям), вопросы реформирования науки (от схоластики), поиск тайных, необщепринятых, знаний, вопросы о совместимости знаний и искусства.

     Но  основную массу студенчества и также  преподавателей волновали поиски заработка. Эта масса вливалась непосредственно  в жизнь городов и сел (организация  школ) и внесла свой вклад в становлении  профессии практикующих медиков, нотариусов, секретарей, прокуроров, учителей школ. Возле университетской среды кормились писцы, книгопродавцы и прочие поставщики необходимых рабочих принадлежностей для письма и наук, городской житель мог выбирать в различных жизненных ситуациях между действием на свой страх и риск (в правовых казусах, в лечении, и даже в составлении прошений) и опытом специалиста.

     Такого  рода корпоративных формаций и свободных  ассоциаций учеников и наставников  с их привилегиями, установленными программами, дипломами, званиями и  знаниями, как университеты и их обитатели - не видала античность ни на западе, ни на востоке.

 

     Список использованной литературы

  1. Бахтин В. Школьная жизнь в Париже XII века // Средневековый быт. Л.,1928
  2. Верже Ж. Прототипы (История средневекового университета) // Вестник высшей школы. 1991.
  3. Всемирная история. Энциклопедия. Т.1 /Глав. Ред. М. Аксенова.- М.:  «Авант +», 1997.
  4. Гофф Ж. Ле Цивилизация средневекового Запада.- М.: Наука, 1992
  5. Документы по истории университетов Европы XII - XV вв. Учебное пособие. Воронеж,1973.
  6. Ивановский В.Н. Народное образование и университеты в средние века // Книга для чтения по истории средних веков. Под ред П.Г. Виноградова. М.,1898. Т.4.
  7. Из истории университетов Европы XIII - XV вв. Воронеж,1984.
  8. Козьменко Л. Парижский университет и его студенчество в XII - XIII вв. // Средневековье в эпизодах и лицах. М.,1941.
  9. Копстон Ф. История средневековой философии».- М.: Энигма, 1997
  10. Кохановский В.П., Т.Г.  Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. «Философия науки в вопросах и ответах». Ростов-на-Дону, 2006.
  11. Кубланова Б.М. Как обучались в средневековом университете // Книга для чтения по истории средних веков. М.,1951. Ч.1.
  12. Пиков Г.Г. Средневековые европейские университеты. Вып.1. Новосибирск,1993.
  13. Рутенбург В.И. Университеты итальянских коммун // Городская культура: средневековье и начало нового времени. Л.,1986.
  14. Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения. Ч. 1 - 5.Под ред. А. Л. Ястребицкой. М., 1995.
  15. Университет / Энциклопедия  Ф.А. Брокгауза и  И.А. Ефрона  (1890 – 1916 гг.), 1890, репринтное издание, Т.58.-М, 1993

Информация о работе Европейская средневековая наука и образование