Анализ монографии «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» Рене Декарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2010 в 18:19, Не определен

Описание работы

«Рассуждение о методе» Декарта принадлежит к числу тех замечательных произведений человеческой мысли, которые не только создают славу их творцу, но и надолго определяют характер и направление последующего развития науки. Автор затрагивает темы актуальные в любую эпоху, такие как вера в Бога, бессмертие души, методы изучения природы, наук, окружающего мира. Таким образом, проанализировав все шесть частей из работы «Рассуждение о методе» можно придти к выводу, что они отлично вписываются в контекст современности и даже способны преобразить её в лучшую сторону.

Файлы: 1 файл

Копия Анализ монографии философского типа Рассуждение о методе.docx

— 40.79 Кб (Скачать файл)

     Однако  в своей физике и физиологии Декарт стоял на материалистических позициях. Этими сторонами своего философского учения Декарт вошел в историю  материализма.

     Рационалистический  метод Декарта, при всех его недостатках, сыграл в условиях XVII века огромную прогрессивную роль. Учение Декарта  о способности человеческого  разума постигать истину без помощи откровения и религии было ударом по богословию, по схоластике, по средневековому варварству и суеверию.

     2.1. Соображения, касающиеся  наук

     В начале первой части Декарт говорит, что здравомыслие в людях распределено примерно справедливо, и каждый может отделять истину от заблуждений. Различие людей состоит в том, как они направляют свои мысли.

     «Однако не побоюсь сказать, что, по моему мнению, я имел счастье в юности ступить на такие пути, которые привели меня к соображениям и правилам, позволившим мне составить метод, с помощью которого я могу, как мне кажется, постепенно усовершенствовать мои знания и довести их мало-помалу до высшей степени, которой позволяет достигнуть посредственность моего ума и краткий срок жизни» - говорит Декарт о методе, который он открыл, находясь в Германии. Однако Декарт не намеревается научить кого-либо своему методу, а лишь показывает, каким образом он направляет свой собственный разум. Он предлагает читателю называть «Рассуждения о методе» рассказом, и если угодно, вымыслом, но при этом надеется, что для кого-нибудь эта работа окажется полезной.

     Рассказывая о своем образовании, Декарт признается в своей любви к математике: «Особенно мне нравилась математика из-за достоверности и очевидности своих доводов». В других науках Декарт не видит этой достоверности и очевидности. «О философии скажу одно: видя, что в течение многих веков она разрабатывается превосходнейшими умами и, несмотря на это, в ней доныне нет положения, которое не служило бы предметом споров».

     А так как все остальные науки  того времени базировались на философии, то, по мнению Декарта, на столь слабых основаниях нельзя построить ничего прочного. Тем не менее, он не отрицает всего того, что было достигнуто в науке до него, он лишь предлагает отделить истинное от ложного. Этой цели и служит метод, изобретенный Декартом. 

     2.2. Основные правила  метода

     Декарт  начинает своё повествование очень  последовательно. Так, чтобы каждый читатель мог проследить, как изменялось и преобразовывалось его мнение, как он приходил к тому, или иному  выводу. Читателю становится понятно, почему Декарт решил стать своим  собственным руководителем. Так  он начинает своё рассуждение с тезиса о том, что творение, которое составлено из многих частей и сделано руками многих мастеров, менее совершенно, чем творение, над которым трудился один человек. Этот тезис Декарт закрепляет примером, заключающемся в том, что  «здания, задуманные и исполненные  одним архитектором, обыкновенно  красивее и лучше устроены, чем  те, в переделке которых принимали  участие многие, пользуясь старыми  стенами, построенными для других целей».

     Именно  поэтому он принимает решение, избавится  от взглядов и мнений, которые когда-либо воспринимал, чтобы заменить их потом  лучшими или теми же, но согласованными с требованиями разума. Меня не устаёт поражать осторожность и сдержанность, присущая Декарту: он не желал сразу  полностью отказываться ни от одного из мнений, до тех пор, пока не посвятит достаточно времени составлению  «плана предпринимаемой работы и  разысканию истинного метода для  познания всего того, к чему способен его ум». С другой стороны, восхищает  его решительность – далеко не каждый способен отказаться от тех аксиом и убеждений, которые раньше даже не подвергались сомнению.

     И, потратив достаточно много времени, Декарт составляет этот план, состоящий  из четырёх правил, которых после  он придерживался всю свою жизнь.

     Первое  правило, которому после было присвоено  название - правило очевидности, Декарт формулирует следующим образом: «Никогда не принимать за истинное ничего, в чем с очевидностью не уверен; иными словами, старательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не может дать повод к сомнению». Говорить о ясных и отчетливых идеях и говорить об идеях очевидных - одно и то же. Умственное действие, посредством которого достигается очевидность - интуитивное действие, или интуиция. Со слов Декарта, это не вера в шаткое свидетельство человеческих чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, а прочное понятие ясного и внимательного ума, порожденное лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция. Итак, речь идет о действии, которое служит себе и основой, и подтверждением, так как оно опирается ни на что иное, как на взаимную прозрачность интуитивного действия. Достичь этой взаимной прозрачности - цель трех других правил.

     Второе  правило: «Делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить». Это защита аналитического метода, который только и может привести к очевидности, так как, расчленяя сложное на простое, светом разума изгоняется двусмысленность. Не могу с этим не согласиться, ведь если для определенности необходима очевидность, а для очевидности необходима интуиция, то для интуиции необходима простота, достижимая путем расчленения сложного «на элементарные части до пределов возможного». Большие завоевания достигаются постепенно, шаг за шагом.

     Однако  разложения сложного на простое недостаточно, поскольку оно дает сумму раздельных элементов, а не прочную связь, создающее  из них сложное целое. Поэтому  за анализом должен следовать синтез. Таким образом, цель третьего правила, которое формулирует Декарт, определяется так: «Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу».

     И, наконец, чтобы избежать спешки, следует  контролировать отдельные этапы  работы. Поэтому Декарт формулирует  последнее четвертое правило: «Делать повсюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено». Перечень контролирует полноту анализа, а обзор - корректность синтеза.

     На  мой взгляд, выше изложенные правила  достаточно просты. Они подчеркивают необходимость полного осознания  этапов, на которое распадается любое  строгое исследование. Они являются моделью знания именно потому, что  ясность и отчетливость защищают от возможных ошибок или поспешных обобщений.  

     2.3. Несколько правил  морали, извлеченных  из этого метода

     В этой главе Декарт знакомит читателя с правилами морали, которые он  выработал для себя, «чтобы иметь возможность прожить как можно более счастливо».     

     «Во-первых, повиноваться законам и обычаем моей страны, неотступно придерживаясь религии, в которой по милости божьей, я был воспитан с детства, и руководствуясь во всем остальном наиболее умеренными и чуждыми крайностей мнениями, сообща выработанными самыми благоразумными людьми, в кругу которых мне приходилось жить». Декарт отмечает далее, что для того, чтобы изучить эти мнения необходимо наблюдать за поведением людей, а не слушать, что они говорят. В науке необходима очевидность истины, в быту достаточно вероятности. Уважение к законам страны продиктовано необходимостью спокойствия, без которого невозможны поиски истины.

     «Моим вторым правилом было оставаться настолько твердым и решительным в своих действиях, насколько это было в моих силах, и с не меньшим постоянством следовать даже самым сомнительным мнениям, если я их принял за вполне правильные». Это правило призывает покончить с медлительностью и преодолеть неуверенность и нерешительность, поскольку жизнь торопит, постоянным остается только обязательство истины и доброты, которые служат регулирующими идеалами человеческой жизни.

     «Третьим моим правилом было всегда побеждать скорее себя, чем судьбу, изменять свои желания, а не порядок мира и вообще привыкнуть к мысли, что в полной нашей власти находятся только наши мысли и что после того, как мы сделали все возможное с окружающими нас предметами, то, что нам не удалось, следует рассматривать как нечто абсолютно не возможное». Таким образом, главная идея Декарта - это изменение самого себя, что возможно напряжением разума с помощью правил ясности и отчетливости. Изменяя мысли, мы укрепляем волю. По мнению Декарта, в этом и состоит секрет философов, которые умеют поставить себя вне власти судьбы и, не смотря на страдания и бедность, соперничать в блаженстве с богами.

     Заканчивая  рассмотрение морали, Декарт говорит: «употребить всю мою жизнь, сколько я буду в силах, совершенствованию моего разума и продвигаться, насколько буду в силах, в познании истины по принятому мной методу».

     Этих  правил Декарт придерживался всю свою оставшуюся жизнь. Для того, чтобы лучше понять, почему Декарт пришел к этим правилам, необходимо помнить, что главной целью его жизни был поиск истины в науках.  
 
 
 

     2.4. Доводы, доказывающие  существование бога  и бессмертие души, или основания метафизики

     От  философской психологии Декарт переходит  к учению о Боге. Он дает несколько  доказательств существования высшего  существа. Наиболее известным является так называемый «онтологический  аргумент»: «Бог есть всесовершенное существо, поэтому в понятии о нем не может отсутствовать предикат внешнего существования, что означает невозможность отрицать бытие Бога, не впадая в противоречие». Другое доказательство, предлагаемое Декартом, более оригинально: «в нашем уме есть идея Бога, у этой идеи должна быть причина, но причиной может быть только сам Бог, так как в противном случае идея высшей реальности была бы порождена тем, что этой реальностью не обладает, т. е. в действии было бы больше реальности, чем в причине, что нелепо». Третий аргумент основан на необходимости существования Бога для поддержания человеческого существования. Декарт полагал, что Бог, не будучи сам по себе связан законами человеческой истины, является, тем не менее, источником «врожденного знания» человека, в которое входит сама идея Бога, а также логические и математические аксиомы. От Бога, считает Декарт, исходит и наша вера в существование внешнего материального мира. Бог не может быть обманщиком, а поэтому эта вера истинна, и материальный мир действительно существует.

     Дальнейшие  рассуждения философа сводятся к  следующему: «Я человек - субстанция, вся сущность которой состоит в мышлении, и которая может существовать в любом месте и без всякой материи. Мое я, то есть моя душа, благодаря которой я есть, какой есть, совершенно отлично от тела, и более легко познаваемо, чем тело, и если бы не было тела, то душа не перестала быть тем, что она есть - душа есть мышление».

     Так Декарт достигает неоспоримого факта, что человек - это мыслящая реальность. Применение правил метода привело к  открытию истины, которая, в свою очередь, подтверждает действенность этих правил, поскольку излишне доказывать: чтобы  мыслить, нужно существовать. 

     2.5. Порядок физических  вопросов

     Эту главу Декарт посветил изложению  вопросов естествознания, которыми он занимался. «Мне хотелось бы показать здесь всю цепь других истин, которые я вывел из этих первых», - говорит Декарт. Однако в изложении этих истин, он проявляет присущую ему осторожность, чтобы не ввязываться в споры с другими учеными и церковью.

     Декарт  последовательно останавливается  на вопросах, как он сам говорит, касательных света, а затем в  связи с ним прибавляет кое-что  о Солнце и неподвижных звездах, откуда главным образом и происходит свет, о небесных пространствах, через которые он проходит, о планетах, кометах и Земле, которые его отражают, и особо о земных телах, ибо они бывают цветные, или прозрачные, или светящиеся, и, наконец, о человеке, наблюдающем все эти тела. Он говорит обо всем этом исходя из того, что Бог создал достаточное количество вещества, привел это вещество в движение и предоставил ему действовать по законам им установленным.

     Ведя  свое повествование, Декарт оставался  тверд в своем принципе не исходить из чего либо другого, кроме метода, которым он воспользовался для доказательства существования Бога и души.

     В конце этой главы философ еще  раз касается вопроса о душе и  еще раз доказывает ее бессмертие, исходя из того, что разумная душа никак  не может быть получена из свойств  материи. 

     2.6. Что необходимо, чтобы  продвинуться вперед  в исследовании  природы

     Эта глава появилась спустя три года после написания всего трактата. Все эти годы Декарт не решался опубликовать «Рассуждение о методе».

Информация о работе Анализ монографии «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» Рене Декарта