Поиски системы в мире живого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 18:39, реферат

Описание работы

В настоящей работе будет рассмотрена таксономическая система живого мира, отражающая и структурные уровни развития живого, а также некоторые неклассические принципы подхода к системам живого мира.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….2
1. Великие биологические открытия ХVΙΙ века …………………..4
2. Современные подходы к системе живого мира ………………..7
3. Система живого мира ……………………………………………9
4. Система живого по Линнею …………………………………….10
5. Механический материализм и витализм ……………………….12
Заключение ………………………………………………………….15
Список использованной литературы ………………………………16

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

    Следующая категория классификации — класс. Человек является представителем класса млекопитающих — теплокровных животных с шерстью, живородящих и выкармливающих своих детенышей молоком. Этот уровень различает человека и таких животных, как пресмыкающиеся и птицы. Следующая категория — отряд. Мы относимся к отряду приматов — животных с бинокулярным зрением и руками и ногами, приспособленными для хватания. Классификация человека как относящегося к приматам отличает нас от других млекопитающих — таких, например, как собаки и жирафы.

    Следующие две категории классификации  — семейство и род. Мы относимся  к семейству гоминид и роду Homo. Впрочем, это разграничение мало, что значит для нас, поскольку  других представителей нашего семейства  и нашего рода больше нет (хотя в  прошлом они существовали). У большинства животных каждый род содержит несколько представителей. Например, белый медведь и медведь гризли. Оба эти медведя относятся к одному роду, но к разным видам — они не скрещиваются.

    Последняя категория в классификации Линнея — вид — обычно определяется как популяция особей, которые могут скрещиваться между собой.

    При описании животных принято указывать  род и вид. Поэтому человек  классифицируется как Homo sapiens («Человек разумный»). Это не означает, что  другие категории классификации не важны — они просто подразумеваются, когда говорят о роде и виде. Главный вклад Линнея в науку состоит в том, что он применил и ввел в употребление так называемую бинарную номенклатуру, согласно которой каждый объект классификации обозначается двумя латинскими названиями — родовым и видовым.

    Таким способом живую природу, система  Линнея определяет каждому организму  свое собственное уникальное место  в мире живых существ. Но успех  зависит в первую очередь от того, насколько правильно систематик выделит важные физические характеристики, и здесь возможны неверные суждения и даже ошибки — Линней, к примеру, отнес бегемота к отряду грызунов! В настоящее время при систематизации все больше учитывается генетический код отдельных организмов или история их эволюции — генеалогическое древо (этот подход называется кладистикой).

5. Механический материализм и витализм.

    Витализм так называется учение о "жизненной силе" как особом принципе или начале, управляющем явлениями, протекающими в живых организмах. Виталистами же назывались приверженцы этого учения. Таким признанием воодушевляющего живые организмы духовного принципа характеризуется учение анимистов или виталистов, среди которых можно отметить имена Платона, Аристотеля и в особенности Аретея (50 г. до Р. Х.), кажется, впервые употребившего выражение "жизненная сила", употреблявшееся с тех пор в течение всех последующих столетий вплоть до первой половины текущего века, в особенности представителями медицинской школы Монпельё. В физиологии Бурдаха (1837) мы встречаемся еще с отголосками учения виталистов; после изучения функций органов он выражает неуверенность, чтобы этим путем можно было когда-нибудь выяснить явления жизни. Бюффон утверждал, что в состав живых тел входит особое им присущее химическое начало, не встречающееся ни в одном из тел неодушевленной природы.

    Против  учения анимистов, или, лучше, виталистов, стояло другое учение материалистического  характера, а именно — атомистов  с главой их Демокритом, по которому все явления жизни сводятся лишь на движение атомов. Не духовный принцип, но механическая необходимость определяют, по словам атомистов, мировой строй со всеми его жизненными явлениями.  В биологии и физиологии имел бесспорный перевес. Одновременно с этим было доказано, что в состав живых организмов не входит таких тел, которых бы не было в неодушевленном мире, было выяснено с весами в руках, что и в животных организмах ни один атом вещества не исчезает и не нарождается, а только превращается и что в них также применяется закон превращения сил. Ввиду таких огромных приобретений, толчок к которым был дан знаменитым Лавуазье, живые организмы становились в глазах исследователей полем игры все тех же общих физико-химических сил природы, находивших здесь благодаря своеобразному устройству живых тканей и органов особое применение и превращение. Этот механический взгляд на явления жизни благодаря высокой научной продуктивности его за последние десятилетия совершенно вытеснил воззрение виталистов, и ныне физиологию, ближе всего касающуюся явлений жизни, называют не чем иным, как прикладной физикой и химией живых организмов.

    Бурге оспаривает современное учение о  том, что в живых существах  действуют только те же силы и вещества, как и в остальной неодушевленной природе, так как никакими физико-химическими законами нельзя объяснить главных активных сторон жизненных функций: явлений развития организмов и отдельных органов из первоначальной яйцевой клетки, явлений наследственной передачи и развития психических функций в обширном смысле слова. Столь же необъяснимым с точки зрения механической представляются, по мнению Бунге: непосредственные причины возникновения нервных импульсов, управляющих функциями органов, способность выбора клетками пригодного для них материала.  Все, что есть активного в перечисленных жизненных явлениях, безусловно недоступно ни для физики, ни для химии, ни даже для гистологии, которая исследование с целого организма переносит на мельчайшую клетку или часть ее; но и тут приходится сталкиваться с теми же активными тайнами жизни, которые, по мнению Бунге, недоступны механическому способу исследования. В качестве существенного возражения против механической точки зрения неовитализм Бунге приводит тот факт, что явления внешнего мира не имеют ничего общего с нашими ощущениями и представлениями о них и что нам доступны лишь проявления собственного нашего сознания; отсюда вытекает главное требование неовитализма, чтобы мы, пользуясь внутренним чувством, исходили из внутреннего, непосредственно доступного нам мира. Материализм же делает как раз обратное. Наконец, многие элементы психической жизни совершенно лишены для нашего внутреннего чувства всякого пространственного оттенка, а следовательно, не могут быть выяснены из явлений движения; приняв же эту посылку за верную, пришлось бы заключить, что эти элементы психической жизни недоступны механическому объяснению.

    Очевидно, что при помощи тех же чувств мы не в состоянии открыть в одушевленной природе ничего такого, чего бы не было в неодушевленной природе.

    Упрек, делаемый Бунге механическому способу в этом направлении, является делом простого недоразумения. Явления осмоса, диффузии, всасывания протекают в живых тканях противоположно законам физики и химии, установленным для мертвых тканей, то это объясняется естественнее всего тем, что физико-химические свойства живых тканей иные, чем свойства тех же тканей в мертвом состоянии. Но разница эта трудно определима для нас, так как приступ к исследованию физико-химических свойств живых тканей или органов уже убивает их и уничтожает искомые свойства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Для изучения процесса развития необходимо знать  характер изменения структур во времени, их динамические параметры. Надо также  уметь вскрывать закономерности взаимосвязи между структурой и  проявляемой системой функцией. До недавнего времени естествознание и другие науки могли обходиться без целостного, системного подхода к своим объектам изучения, без учета коллективных эффектов и исследования процессов образования устойчивых структур и самоорганизации. В настоящее время проблемы самоорганизации, изучаемые в синергетике, приобретают актуальный характер во многих науках, начиная от физики и кончая экологией. Вопрос об оптимальной упорядоченности и организации особенно остро стоит при исследованиях глобальных проблем – энергетических, экологических, многих других, требующих привлечения огромных ресурсов.

Идея  развития неразрывно связана с концепцией иерархии структурных уровней природы, выступающих как ступени, этапы  развития природных объектов.  Новое, всегда рождается в недрах старого.

     Развитие  живой природы рассматривается  как необратимое изменение структуры  объектов природы. Важная проблема в  теории развития – выявление объективных  критериев прогресса, которые определяют переход системы от одного уровня развития к другому, более высокому. Таксономия имеет большое значение в развитии синергетической теории эволюционного развития живого. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Аверьянов  А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 2005.

2. Андреев  И.Д. Методологические основы  познания социальных явлений. М., 2007.

3. Бауэр  Э. Теоретическая биология. –  М.; Л., 2005.

4. Гурвич  А. Теория биологического поля. – М., 2004.

5. Иорданский  Н.Н. Макроэволюция: Системная  теория. – М., 2004.

6. Кремянский  В.И. Структурные уровни организации  живой материи. – М.,2009.

Информация о работе Поиски системы в мире живого