Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2010 в 01:44, Не определен
Реферат
Разнообразие
видов живых существ, по Ламарку,
не является просто хаосом всевозможных
форм - в этом разнообразии можно усмотреть
определенный порядок, как бы ступени
последовательного и неуклонного повышения
уровня организации. Из этого Ламарк сделал
важнейший вывод, что изменения организмов
имеют не случайный, а закономерный, направленный
характер: развитие органического мира
идет в направлении постепенного совершенствования
и усложнения организации. На этом пути
жизнь возникла из неживой материи путем
самозарождения, и после длительной эволюции
организмов появился человек, произошедший
от "четвероруких", т.е. от приматов.
Движущей силой градации Ламарк считал
"стремление природы к прогрессу",
которое изначально присуще всем живым
существам, будучи вложено в них Творцом,
т.е. Богом. Ламарковское объяснение прогрессивной
эволюции, очевидно, является телеологическим
(от греч. телео - цель), поскольку оно приписывает
организмам стремление к совершенствованию,
т.е. к определенной цели (любопытно, что
в другом месте своей книги сам же Ламарк
утверждает, что приписывать природе какую-нибудь
цель есть несомненное заблуждение). С
другой стороны, прогрессивное развитие
живой природы, по Ламарку, представляет
собой процесс саморазвития - автогенез.
В осуществлении этого процесса (градации)
организмы совершенно независимы от внешнего
мира, от окружающей среды. Хотя Ламарк
утверждал, что природа развивается "сама",
без непосредственного участия Творца,
но именно Высший Творец, по Ламарку, создал
"материю и природу" и тем самым косвенным
образом является создателем всех продуктов
саморазвивающейся природы. (Философская
концепция, приписывающая Богу роль "первопричины"
или "перводвигателя", "заводящего
часы" мироздания, после чего Вселенная
развивается сама в соответствии с законами,
заложенными Творцом, называется Деизмом).
Идеалистичность концепций Ламарка вполне
очевидна; в различных формах неоламаркизма
(см. ниже) она обычно так или иначе затушевана,
но сущность их всегда остается той же.
Влияние
на организмы внешних
условий
Впервые признав прогрессивную эволюцию закономерной и придав ей телеологическое истолкование, Ламарк должен был далее дать ответ на остальные вопросы, стоявшие перед эволюционной теорией, - о приспособлениях, разнообразии, сходствах и различиях разных видов, а также о том, почему же при наличии у всех организмов изначального стремления к прогрессу, к градации в природе существуют одновременно сложные, высокоразвитые и гораздо более простые, примитивные организмы.
Ответ на все эти вопросы Ламарк видел во влиянии на организмы внешних условий, которое нарушает правильность градаций. "Нарастающее усложнение организации подвергается то здесь, то там на протяжении общего ряда животных отклонениям, вызываемым влиянием условий места обитания и усвоенных привычек". Градация, так сказать, "в чистом виде" проявляется при неизменности, стабильности внешней среды; всякое изменение условий существования понуждает организмы приспосабливаться к новой обстановке, чтобы не погибнуть. Этим нарушается равномерное и неуклонное изменение организмов на пути прогресса, и различные эволюционные линии уклоняются в сторону, задерживаются на примитивных уровнях организации. Так Ламарк объяснял одновременное существование на Земле высокоорганизованных и простых групп, а также разнообразие форм животных и растений. Любопытно, что Ламарк в отличие от Э.Жоффруа Сент5-Илера отвергал возможность "естественного", без истребления человеком, вымирания видов организмов. По его мнению, все виды древних животных были предками тех или иных современных видов, при всем их несходстве. Вторая часть теории Ламарка - об изменениях организмов под воздействием изменяющихся внешних условий - в позднейшее время получила значительно большую известность, чем первая (учение о градации). Чтобы объяснить сущность приспособления организмов к различным условиям среды, Ламарк постулировал, что организмы изначально обладают способностью целесообразно реагировать на любые изменения внешних условий. Сущность этой способности Ламарк оставляет без внимания, рассматривая ее просто как свойство живых существ - такого же рода, как их "стремление к прогрессу ".Изменения животных и растений под воздействием внешних условий, по Ламарку, происходят по-разному. Растения воспринимают изменения условий, так сказать, непосредственно - через свой обмен веществ с внешней средой (с усваиваемыми минеральными соединениями, водой, газами и светом). Согласно Ламарку, если семя какого-либо лугового растения, растущего в низинах, будет случайно занесено на сухую каменистую возвышенность, то, приспосабливаясь к новым условиям, потомство этого семени превратится в новую разновидность. У лютика Ranunculus aquatilis, растущего в воде, подводные листья рассечены на тонкие волосовидные доли, а листья, находящиеся на поверхности воды, широкие и округлые, разделенные на простые лопасти (рис. 1). У родственного вида Ranunculus hederaceus, растущего на влажной почве, листья не разделены на тонкие доли. Ламарк считал, что при попадании семян первого вида не в воду, а на влажную почву из них вырастают растения второго вида. Однако в действительности этого не бывает.
В этом и других подобных примерах Ламарк принимает модификационную ненаследственную изменчивость организмов, представляющую собой реакцию данного индивида на различные условия внешней среды, за наследственные изменения. В действительности такие модификационные изменения, как таковые, не наследуются (подробнее см. ниже). Ламарк понимал, что восприятие животными изменений внешних условий не может быть столь простым, как он предполагал это для растений. Поэтому для животных Ламарк разработал более сложный механизм преобразований: 1) всякая значительная перемена во внешних условиях вызывает изменение в потребностях животных; 2) это влечет за собой новые действия животных и возникновение новых "привычек"; 3) в результате животные начинают чаще употреблять органы, которыми они раньше мало пользовались; эти органы значительно развиваются и увеличиваются, а если
требуются новые органы, то они под влиянием потребностей возникают "усилиями внутреннего чувства". С обоснованием этого механизма эволюционных изменений животных под влиянием изменений внешних условий связана формулировка Ламарком двух так называемых законов:
1.Во всяком животном, не достигшем предела своего развития, более частое и постоянное употребление какого-либо органа приводит к усиленному развитию последнего, тогда как постоянное неупотребление органа ослабляет его и в конце концов вызывает его исчезновение.
2.Все, что организмы приобретают под влиянием преобладающего употребления или утрачивают под влиянием постоянного неупотребления каких-либо органов, в дальнейшем сохраняется в потомстве, если только приобретенные изменения являются общими для обеих родительских особей. Как примеры, иллюстрирующие эти положения, Ламарк называл утрату способности к полету у домашних птиц, утрату зубов у китов (вследствие привычки глотать пищу не пережевывая), удлинение шеи и передних конечностей у жирафов (в результате постоянного вытягивания этих органов при срывании высоко растущих листьев), удлинение шеи у водоплавающих птиц (из-за постоянного ее вытягивания при извлечении добычи из-под воды) и т. п.Странным образом именно эти "законы" Ламарка чаще всего вспоминают, говоря о его теории. В действительности эти обобщения занимают в теории Ламарка второстепенное положение и, более того, не являются, в сущности, его оригинальными идеями: представления о влиянии употребления и неупотребления органов на степень их развития и о наследовании признаков, приобретенных организмами таким путем, разделялись всеми трансформистами и были, так сказать, их общим достоянием.
Первый "закон" Ламарка описывает модификационную изменчивость животных, в принципе сходную с модификационной изменчивостью растений; второй - утверждает наследование приобретенных этим путем признаков взрослых животных. Так же, как и для растений, подобные особенности строения животных в действительности ненаследственны и не могут служить основой для наследственных преобразований.
Если
первую часть теории Ламарка (учение
о градациях) охарактеризовали как автогенетическую,
то вторая ее часть представляет собой
эктогенетическую концепцию. Согласно
этой концепции, внешняя среда активно
изменяется, а организм пассивно следует
за ее изменениями, приспосабливаясь к
ним (эктогенез). Хотя эктогенез и автогенез
выглядят полностью противоположными
друг другу принципами, у них есть общее,
заключающееся в противопоставлении,
разрыве организма и внешней среды: в одном
случае организм развивается независимо
от среды, стремясь к прогрессу, в другом
- среда односторонне влияет на организм,
изменяя его. И то и другое представляет
собой метафизическое понимание взаимоотношений
организма и среды, поскольку эти компоненты
рассматриваются не в их диалектическом
взаимодействии, а как существующие рядом,
совместно, в отрыве друг от друга. Метафизичность
концепций Ламарка проявляется также
в отсутствии каких бы то ни было объяснений
как "стремления организмов к прогрессу",
так и свойства организмов целесообразно
реагировать на внешние воздействия изменениями,
которые Ламарк считал наследственными.
И то и другое для Ламарка - "законы природы",
изначальные свойства организмов, отличающие
живое от неживого. Отметим также, что
для теории Ламарка (как и для взглядов
других трансформистов) характерна концентрация
внимания на отдельном организме, рассматриваемом
вне его связей с другими особями того
же вида, т.е., говоря современным языком,
отсутствие популяционного подхода, непонимание
эволюционной роли биологического вида
и составляющих его популяций. Подводя
итоги, следует прежде всего еще раз отдать
должное Ламарку как создателю первой
последовательной эволюционной теории.
Как справедливо отметил К.М.Завадский,
особой заслугой Ламарка является то,
что он впервые выдвинул эволюционный
прогресс как одну из основных закономерностей
эволюции организмов. Подчеркнем еще раз,
что основные положения теории Ламарка
были не столько выведены и доказаны исходя
из научных фактов, сколько постулированы,
так что теория в целом представляет собой,
в сущности, умозрительную логическую
схему. Метод доказательства, использованный
Ламарком, Л.Я.Бляхер удачно назвал методом
"подбора непротиворечащих примеров",
которые при возможности другой их интерпретации
сами по себе, разумеется, не могут служить
доказательствами. Ламарк не доказывал
эволюцию организмов, а постулировал ее.
Объяснение Ламарком сущности и движущих
сил эволюционного процесса телеологично,
метафизично и идеалистично. Теория Ламарка
не была принята большинством ученых его
времени; ее слабые стороны, противоречивость
и шаткость аргументов были слишком
очевидны, чтобы эта теория смогла преодолеть
господствовавшие креационистские взгляды.
Как первая последовательная и цельная
эволюционная концепция, теория Ламарка
была прогрессивной для своего времени.
Однако возрождение метафизических и
телеологических взглядов Ламарка на
сущность эволюционного процесса в позднейшее
время различными неоламаркистскими концепциями
является уже шагом назад в развитии науки.
Синтетическая
теория эволюции
Эта теория представляет собой синтез учения Ч.Дарвина и дополняющих его генетических концепций (хромосомной теории наследственности, популяционной генетики и др.). В создание синтетической теории эволюции большой вклад внесли многие выдающиеся отечественные и иностранные ученые (Wright, 1921, 1931; Fisher, 1922, 1930; Четвериков, 1926; Дубинин, 1931, 1948; Ромашов, 1931; Dobzhansky, 1937, 1950, 1970; Darlington, 1939, 1950; Huxley, 1942, 1957; Stebbins, 1950; Grant, 1953; Тимофеев-Ресовский, 1958, 1974; Mayr, 1963; Шмальгаузен, 1969; и др.).
Согласно этой теории, поставщиком эволюционного материала являются мутационный процесс, который носит случайный характер. В природе мутации возникают как ошибки при репликации (воспроизведении, удвоении) ДНК, поскольку этот процесс - как и любой другой в природе - имеет ограниченную точность. (Новые признаки возникают также в результате рекомбинации генетического материала при оплодотворении. Однако новых генов или аллелей при этом не возникает.) Материал, поставленный мутационным процессом (мутации), подвергается естественному отбору, в результате чего и происходит эволюция. Считается, что естественный отбор играет в эволюции творческую роль, потому что из случайного материала отбирает те мутации, которые дают особям-носителям их преимущество в оставлении потомства (если говорить упрощенно - отбирает наиболее приспособленных особей). Если бы мутации возникали не случайными, а сразу приспособительными, естественный отбор был бы не нужен (для него не оставалось бы творческой работы).
На процесс эволюции влияют и другие факторы, главными из которых являются изоляция и популяционные волны.
Изоляция (географическая, экологическая, морфологическая, поведенческая или генетическая) затрудняет или вовсе исключает обмен генами между различными популяциями одного вида организмов и тем самым приводит к возникновению различий между ними и углубляет обособление вплоть до превращения их в разные виды.
Популяционные волны (“волны жизни” - колебания численности особей в популяции, в том числе в отдельных ее структурных элементах) изменяют концентрацию различных мутаций (аллелей) в популяциях и влияют на направление и интенсивность отбора. Это связано с тем, что скорость распространения генетических новшеств в популяции (путем передачи их потомкам в процессе размножения) и само их сохранение зависят от численности этой популяции.
Считается, что этих факторов достаточно для объяснения эволюции организмов, хотя некоторые сторонники синтетической теории эволюции вместо изоляции и популяционных волн выделяют поток генов, дрейф генов и некоторые другие факторы. Новый аллель может появиться в популяции не только в результате мутации, но и в результате перемещения особи, несущей его, из другой популяции. Подобные явления и названы потоком генов. Дрейф же генов - это изменение частоты их (генов) встречаемости, происходящее в результате случайных процессов. Так, в группе особей, оказавшейся по тем или иным причинам на каком-либо острове, частота встречаемости какого-либо гена будет иной, чем во всей популяции, от которой они отделились, так как “выборка”, оказавшаяся на острове, является случайной. Эволюция этой группировки [основателей, по терминологии Э.Майра (1954, 1974)] будет происходить на основе этой случайной выборки, а поэтому будет отличаться от эволюции популяции-донора.
Информация о работе Анализ теорий об эволюции жизни на Земле