Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2009 в 20:07, Не определен
Курсовая работа
Участники валютного обращения обязаны:
В соответствии со ст. 25 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Гражданско-правовая ответственность резидентов и нерезидентов заключается в недействительности сделок, совершенных с нарушением положений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (ст. 168 ГК РФ), и применении последствий недействительности таких сделок. Это может быть двусторонняя реституция (ст. 167 ГК РФ) либо односторонняя реституция или недопущение реституции (ст. 169 ГК РФ). Применение в качестве последствия недействительности сделки взыскания полученного по сделке в доход государства (ст. 169 ГК РФ) возможно лишь в случае, если сделка была совершена одной или обеими сторонами с целью, заведомо противной основам правопорядка.1
Административная ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена ст. 15.25 «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» и ст. 16.4 «Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ» Кодекса РФ об административных правонарушениях и др.
Уголовная ответственность за совершение незаконных действий с валютными ценностями наступает за:
Контрабанду валютных ценностей, т.е. их перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет (ст. 188 УК РФ);
Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, при этом невозвращение признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает пять миллионов рублей, наказывается лишением свободы на срок до трех лет (ст. 193 УК РФ).
Напомним, что целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Рассмотрим банк, специализирующийся на обслуживании крупных клиентов — юридических лиц, который, исходя из специфики внешнеэкономической деятельности клиентов, выполняет ограниченный вид сложных валютных операций.
При
этом у банка отсутствуют
Как правило, в среднем и крупном банках на осуществлении различных видов банковских операций (кредитование, кассовые операции, банковские переводы, документарные операции и др.) специализируются разные подразделения банка.
Предположим, на момент решения задачи усовершенствования существующей в банке системы валютного контроля процесс взаимодействия этих подразделений, в том числе порядок документооборота, не формализован, автоматизация находится на минимальном или среднем уровне. В данном случае существенно повышаются требования к обеспечению безрисковости проведения валютных операций клиентов, поскольку в таком банке объективно существует риск «недосмотра» валютных операций клиентов.
Это обусловлено в первую очередь тем, что при отсутствии четкой организации банковских процессов всегда существует значительный риск упустить что-либо из виду, например необходимость осуществления валютного контроля за той или иной валютной операцией, включение данных о проведенной операции в отчетность, направление информации о нарушении клиентом требований валютного законодательства и т.д.
Риск
«недосмотра» возрастает в случае,
когда функции по осуществлению
валютного контроля и непосредственному
выполнению валютной операции клиента
находятся в компетенции одного и того
же подразделения, поскольку в такой ситуации
возникает конфликт интересов банка, который
при отсутствии четкого регламента работы
приводит к желанию «облегчить» процедуру
валютного контроля до минимума.
В то же время в случае, когда непосредственное
проведение валютной операции и валютный
контроль относятся к компетенции разных
структурных подразделений, отсутствие
четко регламентированных банковских
процессов может привести к тому, что клиент
вынужден будет обращаться для проведения
одной и той же операции в разные подразделения
банка.
Например,
клиент представляет заявление на перевод
в подразделение валютного
В
связи с этим при решении задачи
совершенствования организации
валютного контроля в банке помимо
обеспечения безрисковости
Для этого необходимо прежде всего детально изучить существующий порядок взаимодействия подразделений, описать технологические цепочки выполнения операций, на основе анализа документооборота выявить узкие места и подготовить предложения по оптимизации технологии осуществления банковских операций и их автоматизации в целях обеспечения эффективного осуществления банком функций агента валютного контроля.
В случае, если банковские процессы в том или ином виде формализованы, решение задачи совершенствования организации валютного контроля существенно упрощается, так как достаточно просто проанализировать недостатки существующей организации валютного контроля в банке и, в случае необходимости, выработать предложения по сокращению трудоемкости и продолжительности осуществления валютного контроля, в том числе путем автоматизации.
Только
после выработки конкретных предложений
по оптимизации организации
Предположим, банк расширяет свою деятельность и начинает предлагать пакет услуг физическим лицам, в том числе по проведению валютных операций.
Присутствие в числе клиентов банка физических лиц сразу же делает процесс осуществления валютного контроля за валютными операциями более трудоемким, поскольку характер операций физических лиц предполагает их обслуживание с максимальной скоростью, в прямом смысле «не отходя от кассы». Технологическая цепочка проведения валютной операции физического лица должна предусматривать последовательное и максимально быстрое ее осуществление одним подразделением, а это предполагает наличие в данном подразделении квалифицированных специалистов как в области расчетного обслуживания клиентов, так и в области валютного контроля.
В
связи с этим предложенная выше модель
по централизации функций
По всей видимости, решением вопроса в данном случае может быть делегирование функций по осуществлению валютного контроля за валютными операциями «физиков» операционному подразделению банка. При этом все функции по осуществлению валютного контроля за операциями юридических лиц остаются закрепленными за специализированным подразделением валютного контроля.
Такая организация валютного контроля позволит, с одной стороны, максимально быстро и качественно обслуживать физических лиц, а с другой — обеспечить осуществление валютного контроля за валютными операциями юридических лиц, которые, как правило, являются более сложными и многообразными, чем валютные операции физических лиц.
Однако тут же встает вопрос о должном уровне надежности осуществления валютного контроля за валютными операциями физических лиц, для достижения которого видится необходимым:
— обеспечить высокий уровень квалификации операционных работников в области проведения валютного контроля;
— проводить мероприятия по повышению квалификации операционных работников и обновлению их знаний в области валютного законодательства;
— осуществлять последующий контроль проводимых операционным подразделением валютных операций.
Очевидно,
что для решения поставленных
задач будет недостаточным
Наличие у банка дополнительных офисов в зависимости от ряда факторов может внести существенные изменения в рассматриваемые выше модели организации валютного контроля.
К таким факторам можно отнести следующие:
Рассмотрим возможные варианты организации валютного контроля в банке при различных сочетаниях указанных факторов.
Пожалуй,
это самый простой случай, поскольку
когда все дополнительные офисы
банка специализируется на обслуживании
физических лиц, а выполнение всех операций
клиентов — юридических лиц
Данная ситуация аналогична рассмотренной выше, когда часть функций по осуществлению валютного контроля (а именно за валютными операциями физических лиц) делегирована операционным структурным подразделениям, занимающимся обслуживанием физических лиц, которые в данном случае просто территориально удалены от головной организации банка.
Здесь также возможны несколько вариантов:
— все дополнительные офисы универсальны, то есть принимают на обслуживание как физических, так и юридических лиц;
— часть дополнительных офисов специализируется на обслуживании физических лиц, часть — на обслуживании как физических, так и юридических лиц;
— часть дополнительных офисов специализируется на обслуживании только физических лиц, а часть — на обслуживании только юридических лиц (например, VIP-клиентов).