Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2010 в 15:29, Не определен
Доклад
Еще одним свидетельством развития отечественного рынка лизинга стало появление новых схем. Если раньше у нас существовал только финансовый лизинг, то теперь некоторые компании предоставляют и так называемый операционный лизинг, который подразумевает не только финансирование стоимости основных фондов, но и комплекс различных услуг, направленных на обслуживание и поддержание в должном состоянии предмета лизинга.
Необходимо отметить, что лизинговая деятельность не лицензируется и не регулируется Агентством финансового надзора, а потому статистика лизинговых компаний не совсем прозрачна, и найти сводные показатели по рынку весьма сложно. По некоторым оценкам, в 2006 году его объем составил $400–450 млн. В 2007 году этот показатель был $600 млн. По данным же АФК, рынок лизинга ежегодно стабильно растет не менее чем на 20%. В 2008 году объем лизинга составил $1 млрд.
Для сравнения: в России его объем составляет порядка $3 млрд. И хотя размер, конечно, имеет значение, гораздо важнее, что в той же России доля лизинга в структуре инвестиций в основной капитал составляет 5–6%, в Восточной Европе – 30%, у нас этот показатель по итогам 2008 года лишь 2%. То есть уровень проникновения лизинговых услуг в нашей стране все еще низок.
Вместе с тем не стоит забывать, что в Казахстане идет только первоначальный этап развития лизинга, а темпы роста отечественной экономики позволяют надеяться, что он еще займет достойную нишу. По признанию специалистов из стран Содружества, для этого в республике уже создана наиболее благоприятная в СНГ законодательная среда.
Сегодня, в период глобального финансового кризиса, главной проблемой для лизингового рынка является фондирование, то есть наличие у компаний свободных денежных средств для покупки оборудования и передачи его в лизинг. Эта проблема усугубилась с возникновением мирового кризиса ликвидности. Лизинговое финансирование касается в основном оборудования и техники, что в свою очередь связано с реализацией каких-то запланированных проектов, а эти проекты могут стать неперспективными в условиях кризиса. При таких обстоятельствах банки могут свернуть свой лизинговый бизнес или просто номинально оставить их на рынке.
С проблемами столкнулись даже компании - "дочки" банков. Кризисная ситуация привела к тому, что на рынке наблюдается приостановка рассмотрения проектов многими лизинговыми компаниями ввиду уменьшения возможности привлечения финансирования, а также проблемы с лизинговыми платежами у клиентов, так или иначе связанных со строительством. Структура оборудования, передаваемого в лизинг, не сильно изменилась - это практически все отрасли производства. Сейчас, по понятным причинам, наблюдается полное отсутствие заявок по строительному оборудованию, например, в 2008 году они составляли 60% всех заявок на рынке финансового лизинга.
Строители стали менее платежеспособны и не могут себе позволить новые лизинговые сделки. Доходы лизинговых компаний упали в среднем по рынку на 10-13%. Впрочем, по объемам лизинговых сделок на рынке первое место занимает аграрный сектор, поэтому сокращение лизинга строительного оборудования в первую очередь ударило по компаниям, специализирующимся на клиентах из этого сектора, и в меньшей степени сказалось на доходах рынка в целом.
Тем не менее в компаниях находят выход из ситуации. Объемы финансирования не сокращаются, но пересматривается ценовая политика. Если раньше финансировали лизингополучателей по ставке вознаграждения 10-14% годовых, то сейчас можно говорить о ставках в районе 15-20%. Рост ставок вызван прежде всего повышением стоимости ресурсов как на внутренних, так и на внешних рынках фондирования.
Среди других проблем, мешающих нормальному функционированию и развитию рынка лизинговых услуг в Казахстане, специалисты называют несовершенство нормативно-правового регулирования. Несмотря на то, что у нас по сравнению с другими странами СНГ довольно-таки либеральное законодательство по лизингу, есть еще много технических моментов, которые требуют совершенствования. Так, например, согласно законодательству, срок лизинга должен был составлять не менее 8–16 лет. Поэтому лизинговые компании не могли осуществлять сделки имеющие более короткий срок, а лизингополучатель получал право собственности на технику (в чем, собственно и заключается смысл лизинговой услуги) только по истечении вышеназванного периода. Необходимо отметить, что зачастую срок полезной службы основных средств составляет 10–20 лет, то есть по истечении 8–16 лет технику уже невозможно эксплуатировать, соответственно, лизингополучатель весь период сделки лишь арендовал ее.
В этой связи в законодательство был внесен ряд поправок, наиболее важной из которых стало определение финансового лизинга с сокращением его минимального срока до 3 лет. Кроме того, правительством Казахстана в начале того же года был утвержден перечень оборудования, освобожденного от НДС, в случае его импорта посредством лизинга.
Еще один пробел, который выделяют лизингодатели, – это отсутствие законодательной базы, связанной с т. н. оперативным лизингом. Согласно международной практике, если финансирование предусматривается на срок до одного года, лизинговые компании имеют возможность осуществлять оперативный лизинг. Что касается Казахстана, то у нас лизингом не признается сделка, рассчитанная менее чем на 3 года.
Другой проблемой является отсутствие возможности передачи объекта лизинга в руки другого лизингополучателя. К примеру, если менее чем через 3 года с начала лизинга произошло прекращение расчетов с лизинговой компанией в связи с банкротством или дефолтом лизингополучателя, то по закону это финансирование лизингом не признается. А соответственно, не имеет налоговых льгот. В результате лизинговая компания несет финансовые потери. В этой связи участники рынка ратуют за введение понятия "вторичный лизинг". Такая норма даст возможность вторичной сдачи в лизинг основных средств, изъятых у недобросовестных лизингополучателей. Это, в свою очередь, позволит минимизировать риски лизингодателей.
Также, эксперты недовольны отечественной системой налогообложения. Так, налоговое законодательство республики не в полной мере дает ответы на вопросы, что делать в случае смены лизингодателя или лизингополучателя, наступления страховых случаев. Например, если клиент не в состоянии больше платить за переданное ему в лизинг имущество, последнее возвращается компании, при этом она обязана платить НДС. Лизингодатель перекладывает это бремя на лизингополучателя, но тот не может или не желает оплачивать НДС. Эксперты отмечают, когда клиент не может платить и возвращает предмет лизинга, лизингодатель должен платить НДС, естественно, он зеркально перекладывает это на лизингополучателя, а у того уже дефолт. Таким образом, очень много проектов, которые могли быть переданы дальше во вторичный лизинг, простаивают.
Еще одна группа вопросов связана с возвратным лизингом в отношении оборудования, ранее введенного в эксплуатацию с уплатой НДС методом зачета. В силу структуры процесса по действующим правилам налогообложения на предмет лизинга в этом случае налагаются дополнительные налоговые санкции.
Также эксперты сходятся во мнении, что есть и еще одна проблема: Сегодня, существуют различные представления целостности структуры предмета лизинга у лизинговых компаний и таможенных органов. То есть если оборудование в своих частях имеет генераторы, конвейерную линию, насосы и другие комплектующие, которые могут в дальнейшем использоваться в другом оборудовании, то НДС взимается за весь предмет лизинга. Таможенные органы делают это, видимо, для того, чтобы минимизировать риски недобросовестного использования льгот.
Кроме того, лизинговые компании опасаются, что в скором времени (до 2011 года) правительство может отменить льготы по НДС для операций финансового лизинга, которые были введены в 2004 году. Тогда рынок лизинга получил отличный стимул для своего развития – при импорте некоторых видов товаров НДС был отменен. Представители лизинговых компаний полагают, что в случае снятия льгот объемы рынка могут резко сократиться, так как привлекательность лизинга как финансовой операции для инвесторов снизится. Перспектива изменения правил игры обеспокоила участников рынка. Они обратились к премьер-министру республики Кариму Масимову, указав на опасность исчезновения лизинга как финансового института в Казахстане.
По заявлению Светланы Идрисовой, члена правления "Союз НЭП Атамекен", статьи, касающиеся отмены льгот по корпоративному налогу и НДС для лизинговых операций, благодаря работе союза исключены из нового законопроекта. Однако лизинговые компании все равно опасаются отмены льгот до 2011 года.
Недостаток квалифицированных кадров – тоже одна из проблем рынка лизинговых услуг. Вполне естественно, что с развитием рынка в компаниях стала остро ощущаться нехватка грамотных специалистов. И все чаще возникает ситуация, когда компетентных работников переманивают из одной компании в другую. Любопытно, что при нехватке кадров можно говорить и о том, что сейчас существует и такая проблема, как незнание продукта лизинговых компаний со стороны клиентов. Сегодня потенциальный клиент не видит разницы между кредитом на покупку оборудования и получением этого же оборудования в лизинг.
Следующий момент, который выделяют лизинговые компании, связан с сублизингом, или субарендой, когда лизингодатель не владеет оборудованием, являющимся предметом лизинга, а арендует его. Если бы сублизинг был признан лизинговой услугой, то вознаграждение было бы освобождено от корпоративного подоходного налога и налога на добавленную стоимость в соответствии с законом о финансовом лизинге. Пока же, начисляя в случае субаренды вознаграждение без учета данных видов налогов, лизинговая компания рискует тем, что налоговая служба не признает эту операцию лизингом, и лизингодатель понесет потери.
И все же, несмотря на ряд спорных моментов, на данном этапе лизинг в Казахстане становится все более востребованным финансовым инструментом. Конечно, о таком уровне его популярности, как у ближайших соседей, говорить пока не приходится. Тем не менее, когда речь идет о развивающемся малом и среднем бизнесе, предприниматели все чаще предпочитают лизинг кредиту. Потребность в нем с ростом производства и необходимостью обновления основных средств будет только расти, а сама услуга будет все более и более популярной.
Как ни парадоксально, даже проблемы, с которыми столкнулся рынок, могут положительно повлиять на него. Если отмена льгот все же случится, это подтолкнет игроков к оптимизации своего бизнеса. Так происходило и на других рынках - в определенный момент от льгот государство переходило к повышению нормативов с целью сделать рынок более крепким и устойчивым. А нынешняя кризисная ситуация с фондированием заставит лизинговые компании диверсифицировать свой лизинговый портфель, сокращая долю строительного оборудования и больше работая с производственными и транспортными мощностями, искать источники средств, отличные от банковских займов. Даже если кому-то из компаний придется уйти с рынка (особенно "дочкам" банков), то другие смогут успешно приспособиться к новым условиям.