Уголовная ответственность за заражение Вич - инфекцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы – «Уголовная ответственность за заражение Вич-инфеккцией» – актуальна на сегодняшний день в силу того, что, во первых, здоровье человека является одним из основным фактором на который должна быть направлена защита со стороны государства, во вторых лицо заразившееся этой болезнью длительное время может и не подозревать об этом и представлять при несоблюдении правил предосторожности опасность для всех остальных окружающих его людей, в третьих в случае развития болезни последняя неизлечима медицина лишь поддерживает состояние больного, больной в течение короткого времени уходит из жизни. Целью данной работы является описать сущность уголовной ответственности за заражение Вич-инфекцией.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Уголовное законодательство характеризующее ответственность заражения ВИЧ-инфекцией
1.1 Ответственность медицинских работников связанная с их профессиональной деятельностью, а так же ответственность за остановку в опасности заражения ВИЧ-инфекцией
Глава 2. Уголовно – правовая характеристика состава преступления
2.1 Квалифицированный и особо квалифицированный состав преступления
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

ВИЧ.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

ВИЧ-2 возник на территории Западной Африки (от южного Сенегала до запада Берега Слоновой Кости) в результате эволюции вируса иммунодефицита обезьян SIV-smm, который заражает тёмно-коричневых мангабеев (Cercocebus atys) и узконосых обезьян.

Существует доказательство того, что охотники на диких животных (обезьян) или поставщики мяса в Западной и Центральной Африке подвергаются заражению вирусом иммунодефицита обезьян, причём вероятность заражения коррелирует с частотой взаимодействия с обезьянами и их мясом. Однако вирус иммунодефицита обезьян — слабый вирус, и, как правило, подавляется иммунной системой человека в течение недели после заражения. Считается, что необходимо несколько передач вируса от человека к человеку в быстрой последовательности, чтобы вирусу хватило времени мутировать в ВИЧ. Хотя передача вируса иммунодефицита обезьян от человека к человеку происходит редко, определённые социальные факторы могут существенно влиять на частоту заражений. Предполагают, что условия для распространения вируса были неблагоприятны в Африке до XX века. Сопоставление периодов ускоренной эволюции ВИЧ с социо-экономическими изменениями позволяет делать предположения о природе факторов, ускоривших распространение ВИО и ВИЧ.

Генетические исследования показывают, что последний общий предок ВИЧ-1 группы М существовал около 1910 года. Сторонники этой даты связывают распространение ВИЧ с развитием колониализма в Африке и ростом больших городов. Эти факторы привели к таким социальным изменениям в обществе, как увеличение частоты беспорядочных половых связей, распространение проституции и заболеваний, передающихся половым путём (ЗППП). ЗППП, такие как сифилис, могут сопровождаться генитальными язвами. Исследования показывают, что вероятность передачи ВИЧ во время вагинального полового акта, достаточно низкая при обычных условиях, может быть увеличена в десятки, если не в сотни раз, если один из партнёров страдает от генитальных язв. О степени распространённости ЗППП в колониальных городах в начале 1900-х можно судить по следующим цифрам: в 1928 году по меньшей мере 45 % жительниц восточного Леопольдвиля (ныне — Киншаса, ранний центр распространия ВИЧ группы М) были проститутками, а в 1933 году около 15 % всех жителей этого же города были заражены одной из форм сифилиса. Ретроспективный анализ показал, что начало эпидемии ВИЧ-инфекции в Киншасе совпало с пиком эпидемии генитальных язв в середине 1930-х годов.

Альтернативная точка зрения гласит, что основным фактором, способствовавшим адаптации ВИЧ к людям и его распространению, была небезопасная медицинская практика в Африке в годы после Второй мировой войны, такая как использование нестерильных многоразовых шприцов при массовых вакцинациях, инъекциях антибиотиков и противомалярийных средств.

В результате ретроанализа образцов крови взятых после Второй мировой войны зафиксирован самый ранний документальный случай наличия ВИЧ в организме человека, кровь у которого взяли в 1959 году. Вирус, возможно, присутствовал в Соединённых Штатах уже в 1966 году, но подавляющее большинство случаев заражения ВИЧ, идентифицированных за пределами тропической Африки, можно проследить до одного неустановленного человека, который заразился ВИЧ на Гаити, а затем перенес инфекцию в США около 1969 года.

Способ заражения не имеет значения - посредством полового сношения или бытовым путем (использование общей посуды, белья, полотенца и т.п.).

Опасность ВИЧ-инфекции объясняется двумя обстоятельствами:

1) лицо, заразившееся  этой болезнью, длительное время  может не знать об этом и  представлять при несоблюдении правил предосторожности опасность для окружающих;

2) в случае  развития болезни последняя фактически  неизлечима, больной в течение  короткого времени уходит из  жизни.

ВИЧ-инфекция, поражающая иммунную систему человека, которая защищает его от заболеваний, передается в виде вируса иммунодефицита:

- через слизистые  оболочки тела человека, в том  числе и половым путем;

- через кровь, например, при переливании крови, при взятии ее на исследование, при попадании вируса в открытую  рану;

- при рождении ребенка от женщины-вирусоносителя.

Тест-системы, определяющие иммунный ответ.

Схема оборудования для проведения проточной цитометрии

Предварительным тестом на ВИЧ является ИФА, определяющий наличие в крови антител, которые вырабатывает организм для борьбы с вирусом. Этот тест обладает высокой надёжностью (около 90 %) и селективностью, хорошо отработанная технология сделала этот тест недорогим (себестоимость около 1 долл. США). Для анализа берётся небольшое количество крови из вены.

Существуют также экспресс-тесты для анализа слюны и мочи, которые позволяют проводить тестирование без укола. В РФ утвержден единственный тест на слюну (околодесенная жидкость) производства США. На родине производителя он прошел испытания и получил сертификат FDA. В РФ его испытаниями занимался ГИСК Им. Л. А. Тарасевича в 2009 году.

Выработка антител начинается в организме ориентировочно в течение первого месяца после попадания вируса, затем их количество постепенно растёт. Спустя два-два с половиной месяца вырабатывается достаточная концентрация антител для надёжного определения. Поэтому во многих странах (в том числе и в РФ) перед тестированием пациента предупреждают, что достоверный результат определяется спустя 3-6 месяцев после контакта с вирусом (ок. 99 % людей спустя 3 месяца, практически 100 % спустя 6 месяцев).

Если ИФА показал положительный результат, его перепроверяют с помощью более точного теста иммуноблот. Этот тест имеет очень высокую чувствительность и достоверность (99,9 %), но иногда выдаёт ложноположительные срабатывания. Диагноз ВИЧ-инфекция ставится лишь при наличии двух положительных результатов одновременно: ИФА и иммуноблота. Самым распространённым из этой группы является тест под названием ПЦР (полимеразная цепная реакция). Обладает меньшей точностью (ок. 85 %), чем ИФА, однако может быть использован уже спустя 10 дней после возможной передачи вируса. Применяется в случаях, когда желателен ранний предварительный результат (до истечения 3 месяцев) или иммунный ответ не может служить показателем: у новорождённых, у пациентов, проходивших иммуносупрессорную терапию (отключение иммунного ответа). По результатам ПЦР диагноз не ставится.

Также следует рассмотреть такое явление среди населения США как Багчейзинг (англ. Bugchasing — «охота за жуком») — добровольное и осознанное заражение себя ВИЧ-инфекцией путём вступления с ВИЧ-положительным лицом в незащищённый половой контакт. В английском языке для данного явления используются термины bugchaser (багчейзер) — «охотник за жуком» и giftgiver (гифтгивер) — «даритель» вируса. Явление багчейзинга является относительно новым и недостаточно изучено. Феномен багчейзинга наиболее часто встречается среди мужчин, имеющих однополые сексуальные контакты, хотя наблюдается и в гетеросексуальной среде.

К багчейзингу не следует относить случаи, когда заражение ВИЧ происходит по неосторожности или незнанию, например в случае разрыва презерватива или незнания о ВИЧ-статусе партнёра. Кроме того, не следует путать багчейзинг и barebacking, при котором человек также вступает в незащищённые половые контакты, однако его целью не является заражение, хотя человек и осознаёт его возможность. Бэрбекеры осознают возможность заражения, а багчейзеры целенаправленно ищут его. Багчейзеры составляют особую сексуальную фетишистскую субкультуру.

Впервые широкое внимание к феномену багчейзинга привлекла в феврале 2003 года публикация Грегори А. Фримана «В поисках смерти» в журнале Rolling Stone, в которой он описывал некую субкультуру среди мужчин, практикующих однополый секс, для которых такая «охота за вирусом», либо «предоставление подарка» стала своеобразным сексуальным фетишем. В статье Фриман приводил данные психиатра из Сан-Франциско Роберта Сабая (англ. Bob Cabaj), утверждавшего, что до 10 тысяч новых заражений ВИЧ ежегодно приходится на таких «охотников за вирусом».

Вышедшая в Rolling Stone статья подверглась большой критике за использование в ней сомнительных источников и представлении явления как весьма значимого в гей-среде. Сам доктор Сабай в интервью журналу Newsweek утверждал, что никогда не приводил тех данных, которые цитировались в Rolling Stone. Доктор Маршалл Форштайн (англ.)русск., на которого также ссылался Фриман в своей статье, утверждая, что багчейзинг является широко распространённым сексуальным фетишем в гей-среде, позднее заявил, что он знаком с данным явлением, но никогда не утверждал о его широком распространении среди геев. Сабай и Форштайн однако согласились с тем, что явление беабекинга (незащищённые сексуальные контакты) в последние годы возросло, но лишь очень немногих людей, практикующих такой незащищённый секс, можно отнести к багчейзерам. Фриман в ответ на заявления Сабая и Форштайна выразил своё удивление, однако не смог предъявить никаких доказательств, так как не вёл во время интервью с ними никаких записей. Американский Центр по контролю и профилактике заболеваний также признался, что не обладает никакой статистикой по данному вопросу.

Статья в Rolling Stone была резко раскритикована и английским автором и блоггером Эндрю Салливаном (англ.)русск., назвавшим мнение о широком распространении багчейзинга среди геев «городской легендой». Также с критикой статьи выступил Альянс геев и лесбиянок против диффамации, который обвинил Фримана в сознательном манипулировании информацией.

В 2006 году британская телекомпания Би-би-си в рамках телевизионного расследования провела изучение распространения багчейзинга в стране. В результате расследования на сайтах знакомств для геев была создана анкета «дарителя подарка», на которой предлагался секс для желающих «охотников за жуком». В результате чего через несколько дней с подставным гифтгивером связалось уже с дюжину потенциальных багчейзеров. Однако позднее при личной встрече, оказалось что все они проявляли лишь потенциальный интерес, однако отказались от реального заражения.

Уилл Натленд из Terrence Higgins Trust и руководитель National AIDS Trust (англ.)русск. Дебора Джек подтвердили, что им знакомы лишь очень малое количество случаев, когда люди добровольно ищут заражения ВИЧ или одержимы желанием передачи ВИЧ.

Руководитель немецкой организации по профилактике ВИЧ/СПИДа Berliner Aidshilfe (нем.)русск. Кай-Уве Меркених также приводит схожие данные. По его словам, во всей Германии найдётся не более пары сотен человек, размышляющих о потенциальном багчейзинге, однако среди них будет не более десятка, которые действительно когда-либо воплотят в жизнь данную фантазию.

В ст. 122 УК предусматривается ответственность фактически за два самостоятельных преступления. При совершении первого (ч. 1) имеется в виду лишь оставление в опасность заражения, при совершении второго (ч. 2) налицо факт заражения ВИЧ-инфекцией. Эти преступления различаются только по последствиям - ненаступлением последствий (оставление в опасности) или наступлением их (заражение другого лица), причем эти последствия ни от субъекта, ни от его намерений (субъективной стороны) не зависят и вообще находятся за пределами правового аспекта проблемы.

Часть 1 ст. 122 УК предусматривает ответственность за одно лишь оставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией (формальный состав).    

Известны наиболее вероятные пути передачи вируса иммунодефицита - через половые сношения (в том числе гомосексуальный контакт) и через кровь (при переливании крови, пользовании нестерильным шприцем, контактах поврежденных поверхностей тела). Поэтому вступление вирусоносителя в половое сношение без использования механических предохранительных средств или иное нарушение правил предосторожности образует оконченное преступление, квалифицируемое по ч. 1 ст. 122 УК. В то же время надо иметь в виду, что ВИЧ-инфекция не передается по воздуху, через носильные вещи больного, постельное белье, посуду, через поцелуи и другие неполовые контакты. Ответственность наступает лишь при наличии умысла, о чем свидетельствует указание на заведомое оставление другого лица в опасность. Субъект сознает, что своими действиями ставит в опасность заражения ВИЧ-инфекцией другое лицо, и либо желает этого, либо относится безразлично.

Субъектом преступления может быть не только сам вирусоноситель, но и другое лицо, нарушающее меры предосторожности (например, делающее инъекции наркотика одним шприцем нескольким лицам, одно из которых заведомо является вирусоносителем иммунодефицита). Часть 2 ст. 122 УК предусматривает ответственность за фактически наступившее заражение другого лица ВИЧ-инфекцией. Субъектом этого преступления может быть только лицо, знавшее о наличии у него этой болезни (больной или вирусоноситель). Ответственность за заражение половым путем наступает независимо от того, был или не был потерпевший осведомлен о том, что виновный является вирусоносителем. Однако, если вирусоноситель принял необходимые меры предосторожности, но заражение все-таки произошло по не зависящим от него причинам, ответственность не должна иметь место.

Содеянное квалифицируется по ч. 2 ст. 122 УК, если нaступило последствие в виде заражения ВИЧ-инфекцией, независимо от того, разовьется заболевание у потерпевшего или нет, а также каков исход заболевания. Однако при назначении наказания суд может учесть резкое ухудшение здоровья потерпевшего или последующий смертельный исход как отягчающее обстоятельство.

Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом.

Неосторожность исключается в силу ч. 2 ст. 24 УК. Однако, если неосторожное заражение совершено в процессе изнасилования или иных действий сексуального характера, оно служит особо квалифицирующим признаком этих преступлений (п. «б» ч. 3 ст. 131, п. «б» ч. 3 ст. 132 УК). Среди мотивов заражения с прямым умыслом встречается и своеобразная месть обществу, якобы повинному в заболевании субъекта, который сознательно вступает в половые контакты с целью заразить как можно больше людей. Такие действия не должны квалифицироваться как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, поскольку они предусмотрены ч. 3 ст. 122 УК.

В ч. 3 ст. 122 УК впервые установлены два квалифицирующих признака заражения другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, - совершение преступления:

а) в отношении двух или более лиц либо

б) в отношении заведомо несовершеннолетнего.

Необходимо подчеркнуть, что эти признаки не относятся к оставлению другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией.

 Речь идет прежде всего о медицинских работниках. Практика знает случаи заражения ВИЧ-инфекцией в результате несоблюдения медицинским персоналом правил подготовки медицинских приборов и оборудования к повторному использованию (некачественная стерилизация шприцев, игл, скальпелей, катетеров и пр.), повторного использования одноразовых шприцев, нарушения правил переливания крови и т.д. Должностные лица медицинских учреждений, не обеспечившие соблюдение указанных правил, если это повлекло заражение ВИЧ-инфекцией, несут ответственность за халатность (ч. 2 ст. 293 УК).

Информация о работе Уголовная ответственность за заражение Вич - инфекцией