Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 12:31, курсовая работа
Целью работы является изучение покушение на совершение преступления.
Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:
- изучить особенности приготовления к преступлению;
- проанализировать покушение на совершение преступления;
- дать характеристику основаниям уголовной ответственности за приготовление и покушение на преступление, наказуемость за их совершение.
ВВЕДЕНИЕ 3
1..ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ К ПРЕСТУПЛЕНИЮ…………………………………………………………………..5
1.1 Понятие и особенности приготовления к преступлению 5
1.2 Виды преступлений, стадии которых имеют уголовно-правовое значение………………………………………………………………………...…...11
2. ПОКУШЕНИЕ НА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1 Формы приготовления к преступлению 13
2.2 Покушение на преступление 16
2.3 Виды покушений 22
2.4.Понятие добровольного отказа от преступления, его формы и значение…………………………………………………………………………......28
3..ОСНОВАНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИГОТОВЛЕНИЕ И ПОКУШЕНИЕ НА ПРЕСТУПЛЕНИЕ, НАКАЗУЕМОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Например, субъект, посягая на жизнь беременной женщины, причиняет смерть другой беременной женщине. Во втором случае, когда ошибка в личности связана с ошибкой в объекте, квалификация меняется, например, субъект, желая посягнуть на жизнь сотрудника правоохранительного органа, убил простое лицо, то есть вместо посягательства на порядок управления, (ст. 317 УК РФ) совершил посягательство на жизнь другого человека (ст. 105 УК РФ). Содеянное в таких случаях квалифицируется как покушение на преступление, которое охватывалось умыслом, то есть по ч. 3 ст. 30 и ст. 317 и ст. 105 УК РФ, поскольку в данном случае посягательство совершалось на один объект, а реальный ущерб причинен другому объекту.
Ошибка в свойствах потерпевшего, хотя и не связана с ошибкой в объекте, влияет на квалификацию, так как умысел направлен на причинение вреда лицу, которое имеет особые свойства (беременность либо беспомощность), например, субъект, совершая убийство, ошибочно полагает, что потерпевшая находится в состоянии беременности. В науке и практике уголовно-правовая оценка таких действий имеет неоднозначное толкование. Изучение таких дел показывает, что единый подход отсутствует. В связи с этим, Верховный суд РФ рекомендовал судам квалифицировать данное преступление по ч. 1 ст. 105 УК РФ и указал, что квалификация деяния как покушения является излишней.
Ошибка в характере совершаемых действий (бездействий) – это заблуждение субъекта относительно отсутствия или наличия общественной опасности в совершаемых действиях. При отсутствии общественной опасности уголовная ответственность отсутствует. Пи ошибке в характере совершаемых действий, содеянное подлежит квалифицировать как покушение на преступление, которое охватывалось умыслом виновного, например, лицо ошибочно полагает, что сбывает наркотики, но реально продает лекарственные препараты, которые не отнесены к наркотикам. В таком случае, содеянное следует квалифицировать по ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 228.
Ошибка
в средствах совершения преступления
– это заблуждение относительно
использованных средств и орудий
преступления в виду их негодности. Посягательство
с использованием негодных средств образует
покушение, например, в случае применения
для убийства безвредного препарата вместо
яда содеянное квалифицируют по ч. 3. ст.
30 и ст. 105 УК РФ.
Ошибка в последствиях – заблуждение субъекта относительно качественной или количественной характеристики фактически наступивших последствий. Ошибка в качестве наступивших последствий заключается в заблуждении субъекта относительно наступивших общественно опасных последствий. Если дом получает повреждения, действия виновного квалифицируются как покушение на уничтожение чужого имущества. Заблуждение субъекта относительно качественной характеристики на квалификацию не влияет, если размер вреда находится в пределах ошибки. 20
Однако если умысел субъекта направлен на хищение в крупном размере, а фактически ущерб оказывается меньше, то содеянное следует квалифицировать как покушение на хищение в крупном размере, так как субъекту не удалось реализовать умысел в полном объеме. Ошибка в развитии причинной связи - это неправильное понимание субъектом причинно-следственной связи между совершенным деянием и наступившими последствиями. Например, субъект наносит удар потерпевшему по голове свинчаткой и, считая его мертвым, сбрасывает с моста в воду. В действительности смерть наступила не от удара по голове, а в результате утопления.
В данном случае последствия в виде смерти является не умышленными, а в результате неосторожных действий. Действия виновного подлежат квалификации по совокупности как покушение на убийство и причинение смерти по неосторожности. Покушение образует не только деяние, прекращенное по независящим от лица обстоятельствам, но и посягательство с менее тяжким преступным результатом при наличии субъективных ошибок. С учетом этого можно выделить два вида покушений: реальное и фиктивное. Реальное покушение возможно при посягательстве на преступление с материальным и формальным составами.
В зависимости от конструкции этих составов реальное покушение имеет общие и отличительные черты. К числу общих признаков можно отнести: объективные – начало исполнения преступных действий и наличие внешних обстоятельств, прерывающих преступную деятельность; субъективные – умышленная форма вины и частичная реализация преступного умысла. В зависимости от конструкции составов: при покушении на преступление с материальным составом (убийство, кража и д.р.) все действия, предусмотренные диспозитивной частью статьи выполняются полностью, но в силу внешних обстоятельств преступление не доводится до конца и преступные последствия, которые охватывались умыслом, не наступают.
При покушении на преступление с формальным составом (незаконная перевозка наркотиков) преступное посягательство протекает длительное время, но по независящим от лица обстоятельствам оно может быть прервано и преступное действие будет выполнено частично. Фиктивным покушением является посягательство на совершение более тяжкого преступления, чем осуществляется фактически. При этом фактически совершенное преступление является завершенным по объективной стороне и не реализовано до конца по субъективной стороне. При юридической оценке необходимо учитывать вид фактической ошибки, оказывающий существенное влияние на субъективную сторону. При фиктивном покушении имеет место совокупность оконченного и неоконченного преступления.
Уголовный закон Российской Федерации признает возможность избежать ответственности при так называемом добровольном отказе от совершения преступления. Согласно ч. 1 ст. 31 Уголовного кодекса РФ, добровольным отказом от преступления признается прекращение лицом приготовительных действий либо прекращение действия или бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо сознавало возможность доведения преступления до конца. Лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца. Но в том случае, если преступный результат уже наступил, то добровольный отказ невозможен.
Добровольный отказ от совершения преступления характеризуется двумя основными признаками: добровольностью и окончательностью.
Добровольность отказа от совершения преступления означает, что лицо, начавшее преступление, сознательно, по собственной воле прекращает свои дальнейшие действия. Не имеет уголовно-правового значения, под влиянием каких лиц у субъекта появляется инициатива такого отказа (например, близкие, родственники, друзья, знакомые и др.). Однако, и при этом отказ должен быть результатом свободного волеизъявления субъекта, а не следствием возникших непреодолимых или труднопреодолимых препятствий.21
Закон обоснованно делает акцент на осознании возможности беспрепятственного завершения преступления. Если отказ от совершения преступления был вынужденным, сохраняется опасность как уже совершенных лицом действий, так и его самого, и поэтому лицо не освобождается от уголовной ответственности. Отказ является вынужденным, если он обусловлен невозможностью доведения преступления до конца. Например, преступник пытается проникнуть в жилое помещение, но замок оказывается сложной конструкции, и преступник вынужден отказаться от совершения преступления. Более того, отказ признается вынужденным, если кто-то помешал довести виновному лицу преступление до конца. Например, виновное лицо пыталось похитить ценные вещи из музея, и было задержано сторожем этого музея.
Истинная суть добровольного отказа от совершения преступления сводится к тому, что виновное лицо, начавшее преступление, по собственному желанию не доводит его до конца, хотя и имеет такую возможность.
Сознание реальной возможности завершить преступление, убежденность виновного лица в этом являются необходимым условием добровольности отказа. Окончательность отказа от преступления означает, что лицо, начавшее преступление, полностью и бесповоротно, а не на какое-либо время прекращает свою преступную деятельность. Добровольного отказа, естественно, не будет в случаях перерыва в преступной деятельности или временного отказа от нее. Так, не признается добровольным отказом от совершения преступления отказ лица от повторного преступного посягательства в случае неудачи первого. Например, имея умысел причинить смерть лицу, преступнику не удается при первой попытке достичь намеченного преступного результата, и он отказывается от доведения преступления до конца. В этом случае лицо отвечает за оконченное покушение на убийство на общих основаниях.
Отказ от совершения преступления также признается вынужденным, если виновным лицом руководил страх, вызванный конкретными обстоятельствами, означающими неизбежность разоблачения этого лица, и, следовательно, препятствующими доведению задуманного преступления до конца.22
Добровольный отказ возможен только до окончания преступления, то есть на стадии приготовления и покушения. На стадии приготовления к преступлению отказ возможен во всех случаях, причем он может быть выражен как в активной форме (лицо уничтожает средства и орудия совершения преступления) – эта форма необязательна, так и в пассивной форме – достаточно лишь несовершения дальнейших действий по доведению преступления до конца. Добровольный отказ также всегда возможен в случае неоконченного покушения – в этом случае достаточно только прекращения начатых преступных действий, достаточно даже просто пассивной формы отказа.
На практике возможна и активная форма отказа. Например, лицо, перевозя на своем транспорте, незаконно находящееся во владении огнестрельное оружие, при задержании на посту ГИБДД осознает, что оружие будет найдено и добровольно передает его сотрудникам правоохранительных органов. 23
Добровольный отказ от оконченного преступления возможен при наличии ряда условий: форма отказа должна быть активной; а лицо, совершив деяние, непосредственно направленное на совершение преступления, сохраняет контроль над дальнейшим развитием объективной стороны преступления и в состоянии его изменить. Например, виновное лицо поджигает дом, однако через несколько минут возвращается и гасит разгоревшийся огонь. Если виновное лицо не в состоянии повлиять на дальнейший ход событий, чтобы предотвратить преступление, добровольный отказ невозможен.
В преступлениях с формальным составом для отказа необходимо недопущение завершения преступления. При вымогательстве, требуя от потерпевшего выгод, преступник отказывается от своих намерений и просит потерпевшего забыть, не принимать во внимание сказанное, принять как шутку.
Как уже было отмечено, добровольный отказ от окончания преступления полностью исключает уголовную ответственность за добровольно оставленное преступление. Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит состав иного преступления. Например, два преступника с одной и той же целью – убийство другого человека – приобретают разные орудия преступления. Один – веревку, другой – огнестрельное оружие. Первый при добровольном отказе от преступления не будет привлечен к уголовной ответственности, второй же – наоборот, потому что в его действиях имеется состав незаконного приобретения огнестрельного оружия. Таким образом, второй преступник во время приготовления к одному преступлению совершил другое, самостоятельное.
Особенности добровольного отказа организаторов преступлений, подстрекателей и пособников заключаются в том, что этот отказ должен привести к ликвидации созданной ими возможности совершить преступление, если эта возможность еще не реализована исполнителем. Для этого они должны принять все активные действия и предотвратить готовящееся преступление.
Добровольный
отказ различается по содержанию
и последствиям в зависимости
от вида соучастника. Организатору и
подстрекателю предъявляются
От добровольного отказа следует отличать деятельное раскаяние, то есть активное поведение лица уже после совершения им преступления, направленное на снижение или устранение причиненного преступлением общественного вреда либо на оказание активной помощи правоохранительным органам в раскрытии преступления и изобличении других участников преступления. Добровольный отказ от преступления отличается от деятельного раскаяния тем, что первый происходит до наступления общественно опасных последствий, а раскаяние осуществляется уже только после их наступления.
Главным уголовно-правовым последствием добровольного отказа следует считать исключение уголовной ответственности.
Формы проявления добровольного отказа могут быть самыми разнообразными. Могут быть как действия, так и бездействие. Так, например, лицо может прекратить начатое преступление или уничтожить предварительно приготовленные орудия совершения преступления. В первом случае речь идет о пассивной форме поведения, которая выражается в прекращении начатой преступной деятельности. Во втором случае об активной форме, которая связана с действием по уничтожению заранее приготовленных орудий совершения преступления.
Добровольный отказ от совершения преступления возможен лишь до момента окончания преступления. На стадии приготовления отказ возможен во всех случаях и может выражаться как в форме действия, так и путем бездействия. Судебно-следственная практика показывает, что, как правило, факты добровольного отказа на этой стадии редко, когда становятся известны органам следствия и суда.